11+1 или 1+11?

11+1 или 1+11?

Владимир Спиваковский

Хватит всем морочить голову, вводя в заблуждение – со скольких лет начинать учиться, во сколько заканчивать и засчитывать ли мифический 4-й класс.

Я взял калькулятор и посчитал: если теперь детей отдавать в школу в 5 лет и учить там до 17-18, то получится 12-13 лет обучения. Интересно, кто кого дурит, рассказывая про 11 лет? И, кроме меня, кто-то вообще арифметику принимает во внимание?

Что – мало нам нервотрёпки с внешним независимым тестированием. Теперь лукавят с введением обязательного дошкольного образования для 5-летних детей, пытаясь лепить горбатого к стенке и приобретая новую головную боль. Опять хотите митингов?

Теперь, говорят, садик будет не садик, а формально - школа. Но школа-то – бесплатная, а за садик надо платить. Заставите платить? То есть, сейчас родители за садик платят добровольно, а за "школу" придется их заставлять. Как говорит Савик Шустер, вот вам и раскол аудитории. Оно вам надо? И кто вас заставляет мудрить и придумывать какие-то космические формулы, пытаясь втулить эту 12-13 летку любым способом?

Ведь это выглядит как хитрость, типа те же 12 лет, только не вперед, а назад. Прежняя власть пыталась навязать 11+1, а нынешняя согласилась на 1+11. И зачем нарываться на очередной общественный скандал?

Посмотрите на население. Оно, наглотавшись бесполезных пилюль от образовательных псевдореформ, уже полностью выжато, и готово к тому, чтобы в верхах, наконец, отказались латать тришкин кафтан, и придумали, как сделать по уму. Ну, должен же быть здравый смысл, в самом деле!

Смотрим. В здания школ малышей отправлять нельзя (а где там спать? а спецпитание? а шум?). Значит, оставят их в своих садиках, мотивируя это распространенным моноблоком типа "садик-школа". Однако, во-первых, таких моноблоков в стране только 20%, а во-вторых, вы не заставите всех родителей отдавать ребенка в школу в 5 лет, даже по приговору суда. 45% пятилетних детей не посещают садик и не собираются этого делать. Вот еще один повод для ходы людей с флагами к многострадальному зданию на Воздухофлотском проспекте. Оно вам надо?

Чего хочет власть? Спокойствия, одобрение населением, отсутствия жалоб, приручение электората, прекращения взяточничества, экономии денег. Нужное подчеркнуть.

Чего хотят люди (родители, ученики и учителя)? Удобной системы обучения, понятной системы оценивания, справедливого поступления в институт, вменяемых оплат, приличных зарплат и отсутствия нервотрепки по всем этим пунктам.

Можно ли найти компромисс по принципу "и вашим и нашим"? Конечно, да.

Во-первых, если ситуация в хаосе, зачем этот хаос превращать в Закон, да ещё и срочно? Зачем узаконивать сырые идеи, которые меняются каждую неделю, и когда еще ничего нет: ни зданий, ни учителей, ни денег, ни программ, ни царя в голове. Всё-таки закон – это нечто устоявшееся. Поэтому, раз риски не просчитаны и возможность очередного болезненного провала партии власти близка к 100%, надо сделать вот что.

1. Пилотный проект

Те идеи, которые имеют смысл (некоторые изложены ниже) внедрить не сразу и не везде, а только там, где есть условия, ресурсы, и можно надеяться на ожидаемые результаты. В каждой из 25 областей добиться того, чтобы проявили инициативу 4-5 школ или мэров городов, которые захотят стать передовыми. Устроить между ними конкурс, как на проведение Олимпийских игр. Так появятся места, куда родители смогут безбоязненно отдать своего ребенка. Люди это одобрят.

Они увидят, что власть всё делает постепенно, осторожно, не через колено, и с возможностью корректировок. Теперь о том, в каком эксперименте им будет предложено участвовать.

2. Разделение школ

Развести начальную, среднюю и старшую школу, там, где это возможно, в некоторых микрорайонах, по инициативе местных властей. Если рядом расположены несколько школ, то вместо того, чтобы в каждой были все классы от первого до последнего, надо переформатировать их, сделав одну для начальной школы, другую для средней, и третью для старшей. Я понимаю, что это невозможно будет сделать для всей страны, но в 20% случаях, хотя бы в больших городах, – это реально. Если эта идея окажется благотворна, то это и будет вектором дальнейшего развития для политиков, архитекторов и методистов. Это будет эксперимент со знаком "+". Люди это одобрят.

3. Разделение возрастов

Мы много лет проводили масштабные возрастные, психологические и физиологические исследования, так как знали, что когда-то они понадобятся. Так вот, прежнее деление школьных возрастов безнадежно устарело. Физиология, половое созревание, интересы и взгляды детей на рубеже 10-12 лет уже сильно различаются. На Западе это уже давно поняли, и elementary school там до 12 лет.

Поэтому на сегодня оптимальным является такое деление: начальная школа 6-11 (шесть лет, физиология требует объединять детей этого возраста, когда у них светлая мотивация, они еще всё хотят, им еще всё интересно), средняя 12-14 (три года, переходный возраст со своими особенностями), и старшая 15-16 (два года). Вот откуда берутся 11 лет. Простая арифметика.

Хватит всем морочить голову, вводя в заблуждение – со скольких лет начинать учиться, во сколько заканчивать и засчитывать ли мифический 4-й класс. Потому что нельзя говорить об 11-летке, умалчивая о том, что 4-й класс, как в Японии по религиозным суевериям отменен. Но мы вроде ж не азиаты?

При такой схеме обучение будет улучшено, у малышей будет меньше слез от издевательств старшеклассников, а старшеклассники будут чувствовать себя более взрослыми и ответственными. Мы проводили опросы и убедились, что люди такой подход одобрят.

И вообще. Дело не в продолжительности. Неужели непонятно: да учите хоть 20 лет, разве дети станут от этого умнее, или нас примут в Европу? Нельзя же выглядеть настолько наивными и позориться своими провинциальными мечтами, на которые во всем мире смотрят с иронией и усмешкой.

Даже если мы, потратив уйму денег, нервов и сил, перейдём на 12 000 уроков, то потом вдруг выяснится, что Европа уже передумала, и смотрит на это совсем по-другому. Те, кто в теме, и обладают инсайдерской информацией, знают, что Европа сама не в восторге от этой недалёкой Болонской системы, и разрабатывает уже другую. Ни один работодатель там не берет на работу человека, проверяя, сколько он прослушал уроков – 10 000 или 12 000. Важно, что ты умеешь и есть ли масло в твоей голове. Не забываем, что у Европы у самой хаос.

4. Качество образования

Смотрите. Если для политических выборов приглашаются лучшие иностранные консультанты, если для аудита деятельности правительства приглашаются лучшие иностранные детективы, если даже для проведения футбольных матчей мы приглашаем лучших иностранных судей, то что нам мешает в этой бедственной образовательной ситуации пригласить международную команду кризис-менеджеров, которые имеют опыт реформирования образования в тех странах, которые за несколько лет реально вырвались вперед? Сегодня это Финляндия, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Сингапур.

Наши умно/зажиточные родители уверенно отправляют своих отпрысков в эти страны, значит, они уже провели полный семейный маркетинг, и не считаются ни с дороговизной, ни с расстояниями, ни с языковыми барьерами. Значит, знают те страны, где система образования налажена по-передовому.

Это совсем не сложно пригласить команду мирового уровня спецов, которые быстро вылечат нашу предынфарктную антисистему образования. Денег это стоит немного, во всяком случае, в разы меньше, чем затраты на бригаду надутощёких политтехнологов.

Я участвовал в аналогичном проекте реформы образования в Норвегии, и изнутри наблюдал, как поэтапно за 6 лет страна преобразилась полностью. В ней была решена острая языковая проблема, так как молодежь не хотела учить свой родной норвежский язык, и говорила на английском. В ней была решена проблема удаленных территорий, где в северных селах на три дома нашелся способ учить детей идеально. В ней была решена проблема качества знаний и достойной оплаты учителей. Сейчас семимильными шагами делают апгрейд своим отстававшим системам образования Гонконг и Сингапур. И если что-то улучшится и у нас, то люди это одобрят.

5. Экономия денег

Если уж правительство от отчаяния покушается на пенсионный возраст, невзирая на раздражение своего вечно-могучего электората, то хочу сказать, что второй по значимости резерв такой же экономии бюджетных средств – это зарплатный фонд учителей. Он сейчас превышает 70 миллиардов гривен (при невысоком качестве конечной продукции), и может быть сокращен на 10-20%. Как?

Надо, наконец, разобраться с тем, кто учит и как учит. Десять лет назад такой же вопрос поставило английское правительство, когда обнаружило, что, несмотря на высокую репутацию британского образования, оно всё больше превращается в миф, за который уже никто не хочет платить много денег.

И тогда они пригласили независимого эксперта-консультанта профессора Деаринга, который за месяц вскрыл причину: 30% учителей оказались просто профнепригодны, ещё 30% - нуждались в переобучении, и только оставшиеся 30% были настоящими учителями. Вы спросите, а где еще 10%? Они были просто лишними.

Если в школе останутся только толковые и заботливые учителя, люди это одобрят.

6. Мотивация школьников учиться.

Легко сказать "да здравствуют тесты и долой аттестат"! А что прикажете отвечать ученикам на их закономерный часто задаваемый вопрос – зачем мне учить все эти ваши параграфы, сушить мозги, и что вы мне сделаете, если я что-то не выучу, зачем мне ваш аттестат, ну и что, что оценки низкие. Да хоть двадцатки ставьте, вы же их все равно не принимаете во внимание. Тогда на какой гвоздь нацепить классные журналы и дневники?

Выход есть, надо только по-другому строить систему обучения, проверки знаний, и приобретения навыков, выращивая умелых компетистов. Просто надо сделать всё как положено, особенно модернизировать содержание – чему учить в 21-м веке. На этот вопрос есть прекрасный ответ. Жаль, размер статьи имеет ограничения, я и так разогнался.

Однажды, это было очень давно, когда в киевском ресторане "Метро" ещё подавали комплексные обеды, я стал свидетелем такой сценки. Невдалеке за столиком сидел приезжий грузин, который попросил принести ему что-нибудь особенное, национальное. Официантка предложила котлету по-киевски и стала ее детально расписывать, не забыв заботливо предупредить о ее главном секрете, что если неосторожно разрезать, то изнутри может выплеснуться горячее масло вперемежку с сыром и испачкать костюм.

Грузин заинтригованно ждал, и когда принесли, с особой тщательностью стал ее разрезать. Но никакого масла оттуда не полилось, внутри вообще было пусто. Он побагровел, подозвал официантку и спросил "Это что такое!?". Она, ничуть не смутившись, шмыгнула в подсобку и принесла в половнике растопленное масло, и на глазах изумленного грузина полила им котлету. Он оторопел, вызвал шеф-повара, и, не выслушивая его объяснений, твердо и гордо произнес: "Подайте, как положено!". Что и было сделано довольно быстро.

Можно, конечно, и дальше бегать по лабиринту нашего образовательного анти-менеджмента, манипулируя цифрами 11+1, 1+11, 12 – 2 или 10+3. Но я предлагаю из всего этого нафталина выкарабкиваться с помощью лестниц, которые здесь описаны. Потому что так – правильно, так поступают мудрые правители. Это не потребует дополнительных денег, у детей появится мотивация и будущее. Мы получим дополнительный мировой пиар-плюс, что Украина проснулась, открыла глаза и встает с колен.

Более того, если эти реформы внедрить в виде указанных пилотных проектов, то получим главное: передышку. Через год эксперимент расширится на другие области и более продвинутые школы, но уже с корректировками. За три года произойдёт качественный скачок – без потрясений, при живых и умных дискуссиях, и будет, наконец, создана школа, как я её называю, "с человеческим лицом".

Я настроен оптимистично. Даже если ничего этого не будет ни рассмотрено, ни внедрено, то... ничего страшного. Мы просто потом переймем эти форматы, формулы и реформы лет через десять у других стран, правда, уже не имея никаких шансов их догнать.

...Подъезжает всадник к перекрёстку дорог, видит Камень. На нём написано: налево поедешь – повесят, направо поедешь – застрелят, прямо – четвертуют. Не успел он осмотреться, а сверху голос: "Ты мужик думай побыстрее, а то прямо здесь прикончу".

_______________________

Читайте также

Выход из лабиринта

После прохождения еще нескольких кругов ада, станет более понятным то место в мире, которое отведут Украине, или которое она захочет занять сама. Поймёт, с кем равняться временем – с другими губерниями, или с Гринвичем.

Наступна публікація