Гарнюня и Спрытко против бигмака и Диснейленда

Матвей Ганапольский
Уолту Диснею не приходило в голову брать 100 тыс. долларов у государства на своих героев, которые уж действительно "…исполнены в популярном стиле, ориентированном как на детскую, так и на взрослую аудитории".

В украинском МИД представили новую стратегию позиционирования Украины за рубежом. Символами бренда "Украина" теперь будут девочка Гарнюня и мальчик Спрытко. "Персонажи исполнены в популярном стиле аниме, ориентированном как на детскую, так и на взрослую аудитории", - рассказал креативный директор компании CFC Consulting Юрий Сак.

Главным лозунгом стратегии, разработанной CFC Consulting по заказу МИД Украины, станет фраза "Украина - открытость". "Имеется в виду открытость к новым реформам, развитию туризма, готовности принимать участие в глобальных процессах, готовность к инвестированию", - пояснил Сак. По его словам, создание положительного имиджа страны будет способствовать росту инвестиций, а также туристического потенциала, в частности, перед проведением Евро-2012. Предполагается осуществить такие имиджевые проекты как "Украина модная", "Душа Украины в сердце ЕС", "Украина: съемочная площадка нового мирового кино и ПроГУГЛка улицами Украины".

Украине этот креатив обошелся в 100 тысяч долларов. "Удалось за сравнительно небольшой бюджет сделать что-то действительно имиджевое", - рассказал директор департамента информационной политики МИД Олег Волошин.

Эту новость я прочитал, пролистывая Интернет, в городе Орландо – это на юге Восточного побережья США, почти у Майями. Я прилетел туда с детьми на неделю и теперь стою в бесконечных очередях, потому что именно в Орландо расположены самые крупные парки детских развлечений.

Гарнюня і Спритко
ТСН.ua
Девочка Гарнюня и мальчик Спрытко - символы Украины
Мы двенадцать часов ходили по "Диснейленду", весь другой день провели в парке "Акватика", где дети катались на сумасшедших водных аттракционах. А впереди у нас парк "Юниверсал", где будет дворец Гарри Поттера и все прочие чудеса американского кинематографа, переведенные в аттракционы. А потом будет парк "Эпкот", смысл которого в том, что в нем все известные страны построены в уменьшенном виде.

Каждые полторы минуты в аэропорту Орландо садится очередной самолет, прилетевшие тут же развозятся по отелям, и начинает работать долларовая "качалка", которая опустошает твой кошелек, но дарит незабываемые ощущения. Потом все компании, которые задействованы в "качалке" заплатят налоги и эти налоги пойдут в бюджет государства.

В "Диснейленде" стоит обязательный памятник Уолту Диснею, который держит за руку Микки Мауса. А в вечернем параде, с великолепно оформленных платформ, все известные герои мира Диснея посылают воздушные поцелуи публике. Белоснежка, Гуффи, Красавица и Чудовище, Алладин, Король – Лев…

Самое интересное, что все они, без исключения, независимо от того, люди они, звери или предметы, легко могли бы стать символами Америки. Но Уолту Диснею никогда не приходило в голову брать 100.000 долларов у американского государства на этих героев, которые уж действительно "…исполнены в популярном стиле, ориентированном как на детскую, так и на взрослую аудитории".

А если бы Дисней попросил эти деньги у государства, то на него посмотрели бы как на сумасшедшего. Потому что у нормального государства принцип один – вначале делается продукт, потом этот продукт, если он удачен, становится символом государства.

Символами могут стать люди, вещи, понятия. Биг-Мак, Кока-Кола, Форд, Айфон – это в Америке; пиво, сосиски, Мерседес – это в Германии; Шерлок Холмс, английский чай, Королевский суд – это в Англии.

В Украине тоже есть свои символы: горилка с перцем, сало, тетя Соня из Одессы, когда-то был "Запорожец", правда в нарицательном смысле, но это тоже символ, не так ли?
И в моих перечислениях нет ни капли унижения Украины – точно так же Грузия, хотя Саакашвили старается повернуть ее в Европу, это, прежде всего, вино, хачапури, хинкали и многоголосное пение.

И я не понимаю, чего тут стыдиться. Что Украине стыдиться того, что она - великая аграрная держава. Что банки с огурцами с надписью "Верес" я встречаю тут, в Орландо, в русском магазине?

Конечно, можно сказать, что эти банки и едят русские. Но простите, если бы огурцы были плохие, то их бы сюда за океан не везли. Можете мне поверить, а я жил в Америке, тут есть и свои хорошие огурцы. Но получается, что "Верес" лучше.

То есть, можно смело сказать, что у Украины уже сейчас есть свои символы. И эти символы построены по тому же принципу, что и у Диснея – вначале хороший огурец (сало, горилка), а потом ее (его) всемирная известность. Таков правильный рецепт создания символа.

Но есть и другой рецепт – вначале берутся деньги, потом создается символ, далее объявляют, что этот символ куда-то ведет народ. А через некоторое время об этом символе забывают, как и о тех, кто пробил эти деньги у государства, а также творцов, которые эти деньги освоили.

И я понимаю, откуда это идет - есть некий административный зуд, который шепчет: "Какое сало, какая горилка! Мы тут идем в 21-й век, но с чем мы туда идем? Со свининой с чесноком и самогонкой?!!" Тут-то и появляются Гарнюня и Спрытко за 100.000 долларов.

Кстати, вы не забыли, что эта парочка создана для новой стратегии позиционирования Украины за рубежом? А теперь небольшое задание: представьте себе, что в Украину приехали иностранцы и вы им показываете эти символы. И тут они спрашивают, есть ли у них имена. Вы эти имена произносите. Украинцы смеются, но иностранцы в недоумении и просят пояснить, что тут смешного.

И вы начинаете переводить им эти имена, попутно проклиная создателей этого проекта, которые даже имена придумали ровно те, которые должны были воздействовать не на иностранцев, а на родную украинскую приемную комиссию, которая платила 100.000 долларов.

Короче говоря, символы придуманы, осталось завлечь ими толпы иностранцев, которые будут опустошать в Украине свои кошельки, как я их опустошаю здесь, в Орландо.

Дай бог, дай бог этим счастливым мальчику и девочке, которые еще не знают, что они отличаются от Микки-Мауса и Гуффи тем, что за американской парочкой стоят оскароносные мультики, а за украинскими – ничего. Кроме желания чиновников освоить бюджет.

Поэтому Биг Мак и Кока-Кола пока выигрывают. И возможно Кока-Кола не очень умна, и даже не знает, когда пенно льется в стакан, что она символ Америки. Но, в отличие от Гарнюни и Спрытко, она знает другое – что в любой точке мира практически каждый человек знает ее имя.

_________________________________________________________________________________

Читайте також:

СССР – двадцать лет легенды

Люди, думая об СССР, вспоминают не коммунистическую идеологию, дефицит и всевозможные ограничения, а большое интернациональное государство, ставившее перед собой большие задачи и умевшее их решать.

Дізнавайтеся головні новини першими — підписуйтесь на наші push-сповіщення.
Обіцяємо повідомляти лише про найважливіше.

Відправити другу Надрукувати Написати до редакції
Побачили помилку - контрол+ентер
Останні Перші Популярні Всього коментарів: 21
Вибір редакції