Пленники сетей

Денвер известен тем, что в нем практически нет больших сетей супермаркетов. Там удивительным образом сумели сохраниться небольшие магазинчики, приспособвшиеся к новым реалиям.

Денвер, штат Колорадо, известен тем, что в нем практически нет больших сетей супермаркетов. Как утверждает один из мировых экспертов по градостроительству Вячеслав Глазычев, этот город становится местом паломничества туристов просто потому, что он сохранил свою «натуральную городскую ткань», в то время как в остальных городах Европы и США она была разрушена – в основном крупными торговыми сетями. В Денвере же сохранились небольшие магазинчики, сумевшие приспособиться к новым реалиям.

То, что крупные торговые сети не только создают комфорт для покупок, но и стремительно меняют жизнь людей – неоспоримый факт.

Многие даже усматривают нечто демоническое в экспансии крупных торговых центров, где бескрайние торговые ряды сочетаются со всевозможными развлечениями – кино, ресторанами, игровыми аттракционами и т.п.

 

В треугольнике «работа – дом – торгово-развлекательный центр» люди рискуют пропасть навсегда, утверждают и левые реформисты, и консервативные традиционалисты.

Что неоспоримо: торговые сети меняют экономический ландшафт, незаметно для самих людей.

К примеру, наличие больших торговый центров диктует развитие транспорта и инфраструктуры. Если в некрупных магазинах покупки можно делать часто и без помощи автомобиля, то редкий (допустим, еженедельный) визит с целью шопинга уже предполагает наличие транспортного средства, без помощи которого представитель стандартного домохозяйства (2-3 человека и больше) не сможет доставить купленное домой.

Но есть аспекты и поважнее. Крупные сети подчиняют себе небольших поставщиков. Производитель качественного продукта порой не может пробиться в торговую сеть, поскольку супермаркет заинтересован в дешевой и массовой продукции. Разнообразное выкручивание рук поставщикам товара – стандартная практика для больших торговых сетей–олигополистов. Частично монополизировав доступ к покупателю, большие торговые сети диктуют свои условия производителям товаров. В результате растет прибыльность супермаркетов, но страдает покупатель - от узости товарного ассортимента, высоких цен и более низкого качества продукции.

Розничные воротилы способны вмешиваться и в конкуренцию между производителями. Нередко преследуя сиюминутную выгоду, они склонны продвигать продукцию того поставщика, который предложит лучшие финансовые условия, а не более качественный товар.

Исключение составляют те сети, которые специализируются на рынках, где поставщиков немного, где те хорошо организованы и обладают достаточными финансовыми ресурсами. Например, на высокую конкуренцию еще в 2007 году жаловались представители сетей, торгующих бытовой техникой и электроникой.

Народ не очень-то любит большие торговые сети. К примеру, под фотографиями пустых полок закрывающегося супермаркета «О'кей» не было сочувственных комментариев, скорее, наоборот. Все-таки огромный магазин – это предприятие, где человеческий фактор подчас теряется.

Есть три стандартные претензии потребителей к супермаркетам. Первая – это намеренные или случайные ошибки кассиров, когда пробиваются те товары, который покупатель не получает. Во-вторых, это противоправные действия охраны магазина, которая нарушает закон и даже незаконно применяет грубое насилие к покупателям. В-третьих, это просроченные товары.

По поводу этих трех пунктов в СМИ и на форумах можно найти массу комментариев. Ходят жуткие истории – об избиениях охраной в специальных темных комнатах, о существовании специального оборудования, которое позволяет собственникам магазинов изменять данные о сроке годности товаров, обманывая таким образом потребителей.

Может сейчас, в кризис, пришло время закрыть «лишние» супермаркеты? Частично заменить их на рынки, где производители могут непосредственно продавать свою продукцию. Вынудить тех, что останутся, стать дешевле и лучше…

Торговые сети настолько вошли в нашу жизнь, что для нас немаловажно, как они будут бороться за выживание. Кто сойдет с дистанции? Что или кто придет на место тех, кто сошел с дистанции?

Спровоцирует ли кризис больше правонарушений со стороны супермаркетов, или же наоборот, заставит их угождать каждому покупателю?

Игорь  Луценко, главный редактор Trust.ua, специально для ТСН

Дізнавайтеся головні новини першими — підписуйтесь на наші push-сповіщення.
Обіцяємо повідомляти лише про найважливіше.

Відправити другу Надрукувати Написати до редакції
Побачили помилку - контрол+ентер
Всього коментарів: 0
Вибір редакції