Сколько лет учиться: 10, 11 или 12?


Киев, 15 березня, 11:48 Друкувати

Разговор о том, сколько лет учиться, 10 или 12 лет, можно сравнить с вопросом: если укоротить черенок лопаты на 20 сантиметров, будет ли это считаться реформой сельского хозяйства? Конечно, лишний год – это проблема, но ещё большая проблема – на что он тратится.

Володимир Спиваковський
Владимир Спиваковский
Теперь это уже никого не волнует. Далекие от образования политики в предвыборном отчаянии послушались своих горе-пиарщиков, надеясь получить дополнительные голоса, и взбудоражили население десятилеткой. Но выборы пролетели, каждый отпел свою арию, потом депутаты картинно голосовали, но закон завалили, зачеркнули и забыли. А несчастные ученики, родители и учителя остались хлебать эту кашу. Пишут письма, негодуют, переживают, ведь у всех дети и полная неясность.

Если говорить по-существу, то всё плохо. И 10-летка и 12-летка ввергнут страну в пучину проблем, похожих на цунами, которое накроет нас медным тазом уже в 2012 году.

Что значит переход с нынешних 11 лет к 12-летке? В каждой школе надо найти 3-5 дополнительных классов, которых физически нет, и им неоткуда взяться. Значит, придется учиться во вторую смену, давно забытую. Нет нужного количества учителей, которых и в хорошие времена-то не хватает. Нет программ и предметов – чему учить великовозрастных и немотивированных тинейджеров в этот злополучный последний год? Нет учебников, и никто не собирается их придумывать и печатать. И нет главного – денег, примерно 5-10 млрд. грн., чтобы всё это заиметь.

Более того, беда не приходит одна, она обрушивает ситуацию ещё и с другой стороны – недавний бум рождаемости приводит всё больше детей в детские садики, которых тоже катастрофически не хватает. Ведь часть их была в смутные девяностые роздана и продана, а оставшиеся благоразумно превратились в «детсады-школы», догрузив в свой состав начальную школу – 1-3 классы.

И этот бум вынуждает теперь принимать в садики детей маленьких и вытеснять 7-10 летних туда, где они были раньше, в школы. А там и так места нет. Вот и выходит, что на школьные помещения пресс удваивается и «снизу» и «сверху». Так что для всей этой чехарды нужна новая сеть школ, и только в Киеве надо построить 31 школу на 1000 человек каждую.
Мэр очень обрадуется.

Если всё же что-то из этого набора бед будет, как в сказке, по щучьему велению, преодолено, и двенадцатилетку внедрят, внезапно обнаружится, что вполне созревшие девочки начнут выходить замуж, рожать детей и ходить в школу не с портфелями и рюкзачками, а с колясками. На зависть подружкам. Мальчики, недоучившись, поплетутся в армию. В переходный год вузы останутся без студентов и разорятся.

Вы думаете – кто-то эти леденящие душу проблемы решает? Вы удивитесь, но правильный ответ – «да». Заинтересованные в 12-летке есть. Во-первых, это те, кто потирает руки от предвкушения, что 5-10 упомянутых миллиардов, а то и больше, из бюджета будут таки выбиты и выделены, и их с удовольствием распилят куда надо, одновременно проклиная по телевизору тех, кто всё это придумал. А во-вторых, это псевдоученые, которые жаждут всунуть в учебники еще несколько тысяч бесполезных формул и заумных определений.

Конечно, лишний год – это проблема, но ещё большая проблема – на что он тратится. Прослушать за двенадцать лет 15000 уроков и на выходе ничего не знать и не уметь, беспомощно озираясь по сторонам – кто бы помог поступить в университет – это действительно круто. Разве это не издевательство, когда нужно нанимать репетиторов, потому что школьная программа не совпадает ни с экзаменами, ни с тестами.
Месяцами разбирают тангенсы, валентности и уравнения Максвелла. Я уже не говорю о литературе, которая призвана обогащать душу, но ничего, кроме депрессивных чувств и отвращения на всю жизнь к книгам не вызывает.

Поэтому, что 10, что 12 лет, неважно, школа готовит к пустоте и бюрократизму. Хотя постоянно декларирует тезисы о творчестве, самовыражении, распознавании способностей и счастье. Вы спросите, а что с 10-леткой, чем она нам не подходит, тем более что есть железобетонная аргументация: в совке она давала лучшее в мире образование, да и бюджет сможет на детках сэкономить и свободней вздохнуть.

Дело в том, что совка уже давно нет. И вообще разговор о том, сколько лет учиться, 10 или 12 лет, можно сравнить с вопросом: если укоротить черенок лопаты на 20 сантиметров, будет ли это считаться реформой сельского хозяйства? Надо ж понимать, что к чему. В Англии вообще учатся 15 лет, с 3 до 18. В развитых странах всё организовано по-человечески: маленькие детки, подростки и старшеклассники учатся вообще в отдельных зданиях, чтобы здоровые лоботрясы не пугали маленьких ни в коридорах, ни в туалетах. Жена футболиста Андрея Шевченко долго искала в Киеве именно школу для их 4-летнего сына, но так и не нашла. И ей никто не объяснил, что у нас это по-другому называется, а она из-за этого взяла и уехала в Англию, где всё понятней.

Дети в школе – это страдания бессловесных, которые, словно рабы под надзором надсмотрщиков с 10-12 часовым рабочим днем. А беспощадное государство наезжает на эти бессловесные создания, вручая им аттестат недоперезрелости и готовя их в будущие лузеры.

Мы в своем исследовательском центре 20 лет проводим кропотливые исследования по поводу качества знаний и возрастов, и вывод такой: до 7 лет детей в школу отдавать нельзя. В детстве разница между 6 и 7 годами такая же, как во взрослой жизни между 30 и 40 годами. В шесть – жизнь это ещё игра, а в семь хочется «трудиться». Но и после 17 лет детей в школе держать нечего. Так что для нас учиться 11 лет, как сейчас, – в самый раз.
Причем в этом формате одни выгоды, если руководствоваться здравым смыслом, финансовыми показателями и нервами школьников и их родителей. Как говорят американцы, не сломано – не ремонтируй. Другое дело, что даже эти 11 лет должны быть насыщены абсолютно иным содержанием – интеллектуальным и моральным.

– Извините, сказала маленькая птичка, подлетев к стае, – вы старше меня, не могли бы вы мне подсказать, где найти ту вещь, которую называют небом?
– Небо, – ответила старая птица, – это то место, где ты находишься сейчас.
– Разве? – Но это же воздух. А я ищу небо, – сказала разочарованная птичка, улетая в другое место искать небо.

Помітили помилку?
Будь ласка, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl+Enter
За матеріалами: Владимир Спиваковский
Сортувати по:
даті    
популярності    
  • Елена 3 вересня, 23:03
    Что делать в такой ситуации? Нет денег - нет разговора. Все внутренние ресурсы, остававшиеся у образования после совка уже иссякли. На таком фоне все изменения в системе оценивания знаний, и количества лет учёбы - просто бред! Если у автомобиля (к примеру старенького Запорожца) объём бензобака начать измерять не в литрах, а "мегапикселях" :) и решить ездить на нём на пару лет больше - Запорожец всё равно останется Запорожцем. Только кому от этого станет лучше? Как говорят в Одессе - возьмите деньги и купите себе новый авто. Так и с образованием. Короче детей жалко. Да и нас, современных родителей тоже. Истина для одного отдельно взятого человека и для государства в целом одна : нет денег - нет образования.
  • Елена 3 вересня, 22:49
    Весь ужас в том, что я согласна с комментарием: "сейчас от школы больше вреда, чем пользы". Если школа не специализированная, не лицей и не гимназия, то это просто места для отсидки подростков в большую часть светового дня. Никакого образования в затрапезных школах нет. Дети в 10-15 лет имеют одинаковый уровень знаний! Они знают буквы (могут читать украинский и русский текст), знают цифры (могут прибавлять и отнимать. Таблицу умножения не знает никто. Устное деление - вообще высший пилотаж). Имеют примитивные знания по географии и истории. При этом пишут все поголовно безграмотно! (одинаково как на украинском - который как бы учат и на русском - который вообще не преподаётся). Вопрос: кто преподаёт в школах? Это либо альтруисты -меценаты (дети, жёны или мужья богатых и обеспеченных бизнесменов) или неудачники и недоумки, которые влачат нищенское учительское бытие, не имея возможности для своего дальнейшего развития. Ядро из энергичных, талантливых, одарённых людей из школы вытравлено.
  • Дмитрий 23 березня, 15:33
    Согласен со всем. 90 процентов реформ проводимых у нас в стране это способ раздеребанить бюджетные деньги, а не получить полезный результат. Я отучился в школе 10 лет, и должен сказать, что из знаний полученных в школе в институте воспользовался 10%, а теперь в жизни кроме математики и письма вообще ничего не использую (ну почти), из универсокого образования - ну тут получше, процентов наверное 20 использую, и то, полученных на старших курсах. И это с учетом того, что работаю четко по профессии, ии профессию себе выбрал в 15 лет - и ни разу не пожалел.... Так что, господа политики, хватит реформировать - а лучше улучшайте материальное обеспечение школ.
  • O.L. 17 березня, 15:03
    my xwalim, to 4to ne znaem i rugaem swoe. Ja uzhe nasmotrelas i na4uwstwowalas "prelestej" nemezkoj sistemy obrazowanija naprawlenoj na otuplenje i razleniwanie detej...ne rugajte nashu sistemu - mnogo nenuzhnogo u4at w shkole, no eto priu4aet detej postojanno rabotat, a ne kak zdes - u4itelja reshajut ili mozhet washe 4ado potjanut gimnaziju ili dolzhen w nizshem urowne ostawatsja, a ottuda prorwatsja na wyshe stupen nelzja. A u4itelja wezde odinakowye, wsjo zawisit ot simpatii k rebenku
  • Н.К. 17 березня, 12:41
    Мой сын в 7 лет пошел в школу,сейчас в 8 классе, если будет 12-летка ,то он закончит учиться в 19 лет! Я просто в шоке от этой программы.Но как же армия, я этого не пойму? После школы он сразу пойдет в институт.
  • Анна_НЛ 17 березня, 11:46
    Тоже согласна с автором. Я закончила школу 8 лет назад, еще попала под 10-летнюю систему. Пока училась в универе, стали внедрять эту "болонскую систему" - ни к чему кроме путаницы с баллами это не привело. Я очень рада тому, что мои дети будут учиться в Нидерландах, а не в Украине. Здесь хоть дети и идут в школу в 4 года, но до 7 лет это выглядит больше как садик. Все правильно, так и должно быть, нельзя забирать детство у ребенка. Колхознику В болонской системе может быть заложена какая угодно хорошая идея, главное - как ее реализуют. А у нас ВСЕГДА было так - каждый считает себя пупом земли и тянет одеяло на себя. Я не хочу, чтобы от этого страдали мои дети
  • Rebeka 16 березня, 19:10
    Osobysto ia v deiakyx momentax e konservatorom. I vvazhaiu scho ne potibno ni 11,ni 12 pokiv xodinnia do sholy. Dosyt' 10, golovnym v danomu putanni e iakist' osvity. Bulo schos' i po3ytyvne v radians'kij osviti. Meni dovodulos' buty dosyt' tryvalyj chas na 3axodi,3apevniaiu vas vony mozhut' i 20 rokiv xodyty do shcoly i ne 3naty togo sho 3naemo my.Ia 3a iakisnu 10 richnu osvitu
  • Колхознику 16 березня, 18:02
    Продолжайте читать анеГдоты, может поумнеете.
  • Студент 16 березня, 16:38
    До біса цей болонський процес. Він нікому не потрібен. Поверніть 5-ти бальну систему. Вона найкраща.
  • Колхозник 16 березня, 16:19
    Уважаемый г-н Спиваковский и авторы некоторых коментов. Что-бы обсуждать проблему надо сначала изучить какая идея заложена в 12-м образовании и как это согласуется с Болонским процесом? А вы начинаете расказывать о проблемах, которые существуют в школе уже десятки лет. Проблема в том,что у нас реформами образования занимаются политики которые сами (как в том анегдоте) нигде и никогда не учились.
Новини партнерів
Loading...
    Loading...