"Украинский гамлет" Виктор Ющенко

Прошедшие годы показали, что Виктор Ющенко уходит от действия, и что определения типа "боец", "человек-стена", "звериная хватка" — это не о нем.

Post Scriptum-2007. Танцы по лезвию бритвы

В известной притче некий мальчик-пастух, кричавший "Волки! Волки!", после какого-то по счету "развода" своих потенциальных спасителей остался сам наедине со своей бедой: волки-таки сожрали его овец.

Если бы Виктор Ющенко был пастухом, ему уже давно пришлось сменить профессию: от его стада осталась бы груда костей, рогов, копыт и куча сырья для обувной промышленности.

Многие люди несметное количество раз отмечали, что нельзя так испытывать Судьбу, как делает это третий президент Украины. Что нельзя бесконечно пренебрегать доверием людей. Что нельзя быть гордым и тщеславным. Что нельзя замыкаться в мире своих грез, фантазий и пчел. Что жизнь и политика — это не компьютерная игра, в которой у тебя есть несколько "жизней". В реальном бытии жизнь, честь, право на ошибку бывают лишь в единственном экземпляре.

Однако потом стало очевидно: Ющенко не просто допускает роковые стратегические ошибки по незнанию, наивности или некомпетентности. Он делает это намеренно, даже если не отдает себе в том отчет.

Истории 2005—2007 годов со скифской пекторалью для президентской жены, со Зварычем, "любими друзями", Андреем, Петром и Ярославом Ющенками, с отставкой премьера Тимошенко и госсекретаря Зинченко, с избранием спикера Мороза и премьера Януковича и много-много чего и кого еще — это такой своеобразный экстрим, который, похоже, дает ему психологическое удовлетворение — щекочет президентские нервы и держит в постоянном тонусе.

Либо сложнее: это такое экзистенциальное самооправдание "Мессии" Ющенко перед Богом. То есть некий очень напряженный диалог, который состоит из "вызовов" со стороны Ющенко в сторону Провидения и ожидания "ответа": "проглотит" ли Спаситель еще и такое? Не покарает ли за гордыню на сей раз? Чем-то подобным занимался в свое время Иван IV Грозный.

А мы вынуждены с замиранием сердца следить за каждым его публичным появлением и после облегченно вздыхать — мол, на сей раз неплохо выступил, пронесло. И потом терзаться вопросом: а вдруг он снова станет таким, как мы хотим: внятным, решительным, умным, мудрым, эффективным?

Это очень сложный и опасный танец — танец по лезвию бритвы, по натянутой над пропастью струне. Возможно, наблюдать за ним было бы очень занятно.

Если бы только президент не заставлял танцевать с собой всю Украину.

Post Post Scriptum-2006. Ющенко должен стать волком!

Большинство украинских публичных политиков — серые и скучные люди. Им нечего сказать своему народу, им нечего сказать человечеству. Им нечего сказать Богу. Их имиджи, случается, бывают даже более ничтожными, чем они сами. Они не предлагают новых решений и стратегий развития страны, они не создают новых смыслов. Они считают, что политика не может не быть грязным делом, что это средство получения собственности, что "базис" — это деньги и ничего кроме денег, что "национальная идея" и т.д. — это всё интеллигентский бред, что актуальны только ФПГ. Что политика — это "концентрированная экономика" и проч., и проч., и проч.

Виктор Ющенко попытался перевести украинскую политику на качественно иные рельсы, уйдя из формата привычного лицемерия. Однако все его благие намерения пока оказываются безуспешными: один тип чиновничьего лицемерия сменился другим.

Но, хотя каждый "последний шанс" Виктора Ющенко в 2005 году заканчивался провалом, всё-таки постараемся смоделировать его "самый последний шанс".

Результаты выборов в Верховную раду создают "патовую" ситуацию: ни Богу свечка, ни черту кочерга. Коалиции не складываются, парламентское большинство — тоже. Премьер-министра избрать не могут, поскольку Тимошенко, Янукович, Ахметов и аналогичные персоны неприемлемы для половины депутатского корпуса. Засим следует волевое решение президента: роспуск Верховной рады, введение прямого президентского правления, назначение референдума об отмене конституционной реформы и проч., и проч., и проч.

Возможно, такой сценарий фантастичен для "украинского Гамлета", однако именно подобный радикализм может быть спасителен для страны и народа в критический период. Ну а нынешнее время к благополучным и даже к "застойным" никак не отнесешь.

А Ющенко из жертвенной овцы получит шанс превратиться в волка. Самый-самый последний шанс…

Post Scriptum-2006. "Украинский Дон Кихот" и "коллективный Санчо Панса"

Ющенко со всеми своими странностями, чудачествами, противоречиями, несистемностью, генератором случайных чисел в голове и особыми отношениями с Судьбой в современной украинской политике является наиболее точным и адекватным воплощением стиля барокко.

Павел I, один из наиболее загадочных российских императоров, закончивший свои дни мученической кончиной, получил прозвища "русского Гамлета" и "русского Дон Кихота". Ющенко — это "украинский Гамлет" и "украинский Дон Кихот" одновременно. (По всей вероятности, компания так называемых "любих друзів" — Порошенко, Безсмертный, Третьяков и Мартыненко — это "коллективный Санчо Панса".)

Ющенковская модель менеджмента ориентирована на "саморегулирование" и "самонастраивание" системы. Примерно такой саморегулирующейся была Запорожская Сечь. Примерно таким было махновское "Гуляй-Поле". Примерно таким был Майдан во время Оранжевой революции.

Считается, что подобные синергетические технологии управления с диверсифицированным субъектом являются рисковыми и пока мало разработанными. Однако именно они и есть то самое украинское "ноу-хау", в котором проявляется своеобразие украинской политической культуры. Вопрос только в том, кто запустит этот механизм и сможет поддерживать его работу. Или, по крайней мере, не мешать.

Да, прошедшие годы показали, что Виктор Ющенко уходит от действия, и что определения типа "боец", "человек-стена", "звериная хватка" — это не о нем. У него отсутствует базовое для любого политика качество — воля к власти.

Однако для людей, которые не способны преобразиться путем внутреннего духовного созерцания, существуют внешние вызовы. Например, война, революция, голод, крупное стихийное бедствие. В таких ситуациях даже самый слабый, банальный, никчемный и завалящий человек способен к выходу за пределы своей убогой данности, к трансцендентному опыту, к перерождению, к воле и разуму.

Сверхчеловеческое начало как бы изживает из человека все его недочеловеческие проявления. Что-то подобное происходило с Виктором Ющенко после отравления и во время Оранжевой революции, хотя это были лишь тенденции, которые так и не изменили его характер.

Несмотря ни на что, мы верим в то, что любой человек не тождественен самому себе, а потому, подобно металлам или минералам, открыт для трансмутации, то есть смены своей онтологии, перерождения своего "я". Политические процессы, особенно связанные с личностным фактором, очень похожи на жизнь металлов и минералов.

А потому любой из политиков способен на трансмутацию, на превращение, на выход за пределы себя, на преодоление собственного имманентного убожества. Под огромным давлением угольная пыль может превратиться в алмаз. Для этого надо не сломаться и выдержать давление.

Причем превращение это может касаться не только экранного двойника, но и существа личности самого политика. Несмотря на всю ничтожность и призрачность подобного шанса.

Post Scriptum-2005. От "президента надежды" к "Голему"

За истекшие четыре года политическая биография Виктора Ющенко достигла своего апогея — в 2004 году во время Оранжевой революции — и потом пошла на убыль. В какой-то момент казалось, Ющенко преодолел свойственную ему ограниченность и стал кем-то вроде маленького, начинающего сверхчеловека. Однако это была не столько позиция самого Ющенко, сколько вмененные в этот политический образ надежды миллионов людей, утомленных от режима Леонида Кучмы и созданной им системы власти и потому готовых на любой самогипноз.

Во время президентских выборов 2004 года Кучма, Янукович, Медведчук, Путин, Глеб Павловский и другие политики и политтехнологи, выступающие против Ющенко, своим админресурсом, "темниками", откровенным задалбыванием людей и прочими неумелыми и неадекватными методами воздействия на ситуацию "разбудили" страшную силу — украинский козацкий характер, доминирующая черта в котором — антиповедение. В результате этих всех процессов и случилась Оранжевая революция, круто изменившая направление развития украинской политики и истории.

Однако Виктор Ющенко своими сторонниками достаточно неэффективно использовал всю ту колоссальную человеческую энергетику, разбуженную выборами. Кроме того, он допустил колоссальное количество политических ошибок (вроде сентябрьского пакта с Януковичем), понизивших его собственный рейтинг. В результате на парламентских выборах 2006 года состоящая из ближайшего ющенковского окружения "Наша Украина" вынуждена опираться на немощный административный ресурс, а Партия регионов во главе с Януковичем "оседлала" волну протестных настроений и готовится к колоссальной победе.

Ющенко и его окружение, похоже, напрочь забыли главный закон философии власти: власть необходимо не только добыть, но еще и удержать. И ее удержание — задача часто более сложная, чем получение.

Кто-то несколько лет назад иронично назвал Ющенко "Мессией" — прозвище приклеилось. Уже президента Ющенко начали называть за глаза "Богом" (подобно тому, как Кучму называли "Папой"). Однако это характеристика не объективной деятельности украинского Президента, а его внутренних психологических установок. Пока он более всего напоминает не "Мессию", а "Deus ex Machine" ("Бога из машины").

В античном театре этот персонаж появлялся на сцене при помощи специальных технических механизмов под имитируемый гром. Но, правда, разрешал все сюжетные конфликты — такой вот специфический баланс между мистерией и китчем. А еще в России некоторые недоброжелатели называют Ющенко "американским Големом" — глиняным великаном, который "оживает" и "приводится в действие" при помощи каких-то каббалистических магических заклинаний. Или тайных сигналов, посылаемых "радисткой Кэт".


Post Scriptum-2003. Ющенко между Ильей Муромцем и Александром Солженицыным

Природа публичного образа Ющенко совершенно иррациональна, поэтому "победить" его рациональными методами на его же собственной "территории" невозможно в принципе. А ведь именно такой подход предлагается в большинстве антиющенковских "перформенсов", за которыми стоят различные персонажи из Администрации президента Украины и их московские друзья — политтехнологи, медийные магнаты и прочие "галерейщики".

"Черный" PR, взывающий к разуму электората, в случае Ющенко либо укрепляет веру в него у его же сторонников и колеблющихся симпатиков, либо увеличивает число сторонников Юлии Тимошенко. Поэтому тем, кто хочет бороться с Виктором Ющенко, следовало бы действовать исключительно в иррациональном формате мифологем и больших мифов.

Кроме того, его можно попытаться "перетащить" на иную, чуждую ему "территорию" — в формат рационального восприятия массовым сознанием. Если это кому-то удастся, о всех "черных пиарах" можно забыть: при рационализации образ Ющенко очень быстро "рассыпается", становится неконкурентоспособным.

Те же, кто делает на экс-премьера свою ставку и связывает спасение Украины именно с этой фамилией, должны придать ющенковскому мифу новый импульс. Если Ющенко имеет решимость и энергию для построения новой Украины (именно для этого, а не для того, чтобы просто занять президентское кресло; само президентство должно рассматриваться исключительно как средство, а не как цель!), тогда, по всей вероятности, с ним должны произойти определенные внутренние изменения: например, должны измениться многие его приоритеты, контакты и связи, должна быть пересмотрена логика видения им исторической перспективы Украины, должен радикально поменяться его имидж и стиль поведения.

Вот, Илья Муромец, к примеру, тоже очень долго лежал на печи, но потом слез. Ну, и начал, условно говоря, процесс политического реформирования Древней Руси. Сейчас очень многие ждут — когда, наконец, Ющенко слезет со своей "печи". И он сам, и его технологи не могут не понимать, что предел ожиданий есть, и что он очень близок.

В России ведь тоже ждали своего "мессию" — Солженицына. В конце 1980-х — начале 1990-х он был крайне необходим как духовный и даже как политический авторитет. Но "вермонтский затворник" опоздал. Вместо пророка в сиянии славы в разрушаемую ельцинизмом страну в 1994 году приехал стилизатор-постмодернист, потешавший телезрителей своим неуместным пафосом морального учительства и проектами по "обустройству" России.

Так и Ющенко: вместо "украинского Путина" он рискует оказаться "украинским Солженицыным".

Intro-2002. "Украинский Гамлет" Виктор Ющенко: Жизнь есть сон

Эстетическое новаторство Антона Павловича Чехова в мировой драматургии состоит в том, что он первым придумал драму без конфликта. Его герои не действуют, а как бы уходят от действия. В каждом из этих прекрасных мечтателей отсутствует воля, решительность, внутренний стержень, способность к поступку. Но почти все они, без сомнения, симпатичны, достойны сочувствия и сопереживания.

Виктор Ющенко — удивительно "чеховский" герой. Логика его политического поведения основана не на действии, а на уклонении от действия. Ющенко весь соткан из взаимоисключающих противоречий, однако, это не отсутствие последовательности, а специфический тип мышления и существования.

Всё зависит от выбранной точки зрения на него.

С точки зрения обыденного мышления Ющенко — это довольно симпатичный политик: спокойный, уравновешенный, харизматичный, обаятельный, вроде бы неплохой банкир. А еще многодетный отец, ценитель украинской культуры, пчеловод и покровитель народных ремесел. Одним словом, органический человек. Он молчит не оттого, что ему нечего сказать, а ровно наоборот — потому что он знает некие сокровенные тайны.

С точки зрения политически ангажированного мышления Ющенко — это неэффективный политик, лишенный системности, стратегического мышления, который проигрывает все без исключения политические шансы, подаренные Провидением. Он как бы играет с Судьбой в поддавки. У наблюдателей с мышлением подобного рода Ющенко вызывает раздражение, разочарование, апатию, иногда истерику.

С точки зрения мышления, погруженного в сакральные и эзотерические контексты, Ющенко — это совершенно особое существо, существующее вне рамок обыденного, "профанного" дискурсов. Это "пчелиный бог", "великий посвященный", созерцатель "абсолютных идей".

Вне всякого сомнения, он крайне харизматичен. Однако его харизма весьма редкая и специфичная, основанная не на действии, а на вменении ему сверхчеловеческих достоинств. Ющенко — это вместилище чужих надежд, копилка иллюзий. Примерно так же, как, начиная с 2000 года, у каждого россиянина есть "свой" Путин — "президент надежды", у каждого гражданина Украины есть "свой" Ющенко — "кандидат в президенты надежды". У этих двух загадочных "лунных" политиков примерно одинаковый тип харизмы.

Уникальность Ющенко в том, что он позиционирован как "король-жрец", то есть сакральный правитель, объединяющий в себе качества жреческой и воинской каст. В нем собрано всё самое трогательное, что есть в украинском характере. Но, одновременно, Ющенко — это архетип украинского мужчины, в котором наличествует и квази-буддистская созерцательность, и неспособность к действию, и мягкость, переходящая в бесхребетность. Интересно, какие именно из его многочисленных амбивалентных качеств возьмут в нем верх?

Андрей Окара

Залиште свій коментар

Аватар
Залиште свій коментар

Коментарі до посту

Останні Перші Популярні Разом коментарів: