Вопросы не исчезнут никогда

Матвей Ганапольский
Послесловие к гибели польского самолета президента Леха Качинского под Смоленском.

Поляки всегда будут думать, что Москва замешана в смерти их президента, что "Катынь-2" - это не случайно, а сознательно. России придется вести себя соответственно - бесконечно извиняться, и немедленно отвечать на все вопросы польской стороны.

Жуткая трагедия под Смоленском, где разбился "Ту -154", в котором находилось почти все польское руководство - 96 человек, летевшие на траурные мероприятия в Катынь, конечно же может считаться трагедией экстраординарной, если о трагедии такое можно сказать.

В этой кошмарной истории был какой-то неумолимый рок российско-польских отношений и истории - современная польская элита летит в Россию, к тому месту, где сталинским режимом были уничтожены тысячи польских офицеров, которых также можно смело назвать польской элитой.

И самолет разбивается при посадке. Снова в России.

Ну как тут не перекреститься, тем более, что на эту, не очень-то обустроенную местную посадочную полосу, перед польским самолетом прилетал Путин и все было нормально. И после гибели поляков Путин снова туда же прилетел. И его самолет нормально сел.

Конечно же, Россия должна была в самой открытой форме провести расследование и предоставить польской стороне всю информацию. Но, главное, не столько польской стороне, сколько МАКу - межгосударственному авиационному комитету, который должен был определить технические причины катастрофы.

Это было сделано, причем видимо Кремль дал указание пойти на беспрецедентные меры открытости - польской стороне через уполномоченного представителя было передано 60 томов документации - это более 370 наименований документов, составляющих более 20 тыс. страниц; и, чего практически не бывает никогда, все записи бортовых самописцев и расшифровки транскрипции переговоров экипажа. Более того, вскрытие "черных ящиков" было произведено в присутствии польского военного прокурора, голосовой анализ разговоров велся именно польскими специалистами, лично знавшими членов экипажа.

Технические выводы МАКАа о причинах катастрофы таковы - садиться было нельзя - видимость была 200 метров при необходимых 1000, о чем пилотов предупреждали не только диспетчеры, но и экипаж польского самолета "Як-40", который садился чуть ранее. Второй вывод - кроме погоды, причиной катастрофы стало то, что посадка осуществлялась "с использованием автопилота в продольном и боковых каналах, а также автоматом тяги". Но на посадочной полосе не было оборудования для посадки "Ту-154" в таком режиме, и что самое печальное, пилоты об этом знали. Третья возможная причина катастрофы - наличие в момент посадки в кабине пилотов третьего человека - как сказано сухим языком доклада "присутствие главнокомандующего Республики Польши в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей, оказало психологическое давление на принятие решения командира о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с имеющей доминантной целью выполнения посадки во что бы то ни стало".

Главнокомандующий был нетрезв - в его крови нашли алкоголь, соответствующий 150 граммам водки.

МАК также установил, что президент, сидевший в самолете, приказа сажать его не давал и что сам самолет был полностью исправен.

Вот в таких условиях, погодных и человеческих, погибла значительная часть польской элиты.

Тут необходимо сделать важное замечание. МАК не устанавливает виновных, он устанавливает только причины катастрофы. В любом случае, сразу после трагедии, как и водится, были возбуждены уголовные дела и теперь, на основе доклада МАК и будут определяться виновные, если они живы. У поляков идет свое расследование.

А теперь о главном - о политике, вокруг аварии. Она присутствует.

Брат погибшего президента, Ярослав Качинский, не согласен с выводами комиссии, премьер Туск выражает различные сомнения, а в польской прессе выводы МАКа называют "издевательством над памятью погибших".

Самое интересное, что поляки имеют право на все эти сомнения, хотя они, получается, сомневаются в себе же, ибо сами же поляки являются членами МАКа и принимали главное участие в расследовании. Но погибло их руководство, так что они будут и далее задавать вопросы. А когда будут даны все официальные ответы, то будет народная версия, что это был "антикачинский заговор" противников покойного президента, которые сговорились с Россией. Видимо Ярослав Качинский никогда не успокоится, потому что его брат погиб так глупо - для него это огромная человеческая потеря и психологически он ищет ей какое-то оправдание. Но тут не только личное - Ярослав Качинский активный политик, очень умный человек и видимо мог посоветовать брату-президенту не сажать в один самолет все руководство и вообще заменить "Ту - 154", как президентский самолет, на что-то действительно надежное.

Каков же итог. Он не нов.

Когда-то, в 60-х, когда убили президента США Джона Кеннеди, появился доклад "Комиссии Уоррена" - тех, кто расследовал это преступление. Это был огромный том, в котором посекундно исследовалось это громкое преступление и назывались виновные. Именно доклад комиссии Уоррена и стал официальной версией гибели одного из самых популярных президентов Америки. Однако, по сей день этот доклад считают фикцией, а убийство Кеннеди заговором каких-то политиков и ЦРУ. Что тут говорить - существует мнение, что американцы никогда не высаживались на Луну. Видимо сомнение - одно из базовых свойств человечества.

Вот почему, как я полагаю, точка в вопросе гибели польской элиты под Смоленском, не будет поставлена никогда - даже будучи полностью уверенными в версии МАКа, польские политики будут выражать в ней сомнение - это так, для пиара и подтверждения собственного патриотизма. А что касается простых граждан, то теория заговора - это наиболее востребованное объяснение каких-то собственных неудач.

Так что, как ни странно, с поляков спрос маленький.

А вот с Россией ситуация иная.

Думается, что задача России не только передать полякам все до последней записи, обломка и обрывка бумажки, но и понимать, что поляки всегда будут думать, что Москва замешана в смерти их президента, что "Катынь-2" - это не случайно, а сознательно. Придется вести себя соответственно - бесконечно извиняться, повторять, что все материалы отдали и немедленно отвечать на все вопросы польской стороны.

И это не унижение для России - это ее долг.

Потому что поляки погибли в России на русском самолете.

Такое быстро не забывается.

Читайте також:

Back in the USSR? Вполне возможно

Создание "нового СССР" - не фантазия. Нет ничего реальней, чем стремление власти "пилить" богатства страны, ибо обналичивание этих богатств и есть смысл ее существования.

Дізнавайтеся головні новини першими — підписуйтесь на наші push-сповіщення.
Обіцяємо повідомляти лише про найважливіше.

Відправити другу Надрукувати Написати до редакції
Побачили помилку - контрол+ентер
Останні Перші Популярні Всього коментарів: 4
  • Рома Рома 15 січня, 14:28 Згоден 5 Не згоден 0 Не стоит применять слово элита как синоним к власть имущим. Это бред. відповісти цитувати Дякуємоспам *** *** 15 січня, 14:50 Згоден 3 Не згоден 0 В крайньому випадку слово "політична еліта". Але слова "еліта", "інтелігенція" тут не доречні. А запитання не зникнуть ніколи, надто заплутана і загадкова дана трагедія і остаточно крапку ніколи не буде поставлено. Так само як ніколи не буде встановлена напевно доля гітлера після капітуляції нацистської Німеччини, хоча багатьох цікавить чи його таємно вбили союзники, чи він покінчив з собою, чи втік і жив десь в Індії чи Бразилії. цитувати Дякуємоспам
Вибір редакції