Привыкаем, товарищи

Привыкаем, товарищи

Фото: Reuters

Нестабильность гривны – это новая норма, с которой нам придется жить еще долго.

Когда мы говорим о курсе гривны, мы должны понимать, что речь идет не о высококачественной мировой валюте, а о валюте страны с недостаточно развитой экономикой, которая произвела на протяжении 2016 года только 90 миллиардов долларов ВВП, стране, где очень незначительные золотовалютные запасы. В принципе, Украина относится к так называемым развивающимся рынкам, для которых нормально находиться в зоне серьезных курсовых колебаний. Поэтому нестабильность гривны – это новая норма, с которой мы будем жить долго. До тех пор, пока не станем развитой страной.

Кроме того, Национальный банк периодически делает тактические ошибки. Например, на прошлой неделе они сначала выходили на межбанковский рынок, покупали валюту, фактически сами поднимая курс. В пятницу, 6 января, они не вышли на рынок, хотя ожидание там было. Проблема НБУ состоит в том, что они не дают четкие сигналы для рынка – что будет происходить, что собирается делать Национальный банк в тот или иной период времени. И хотя рынок нуждается в очень четком сигнализировании, НБУ этого не делает – либо из-за недостаточного уровня профессионализма, либо в принципе не считает нужным это делать.

Принципиальных проблем с курсом из-за праздников, как сейчас объясняют в НБУ, быть не может. В критические месяцы, чувствуя, что что-то плохое происходит, украинцы могли массово скупать валюту. Месячный спрос населения мог доходить до 2 миллиардов долларов. Такое происходило и в период первого Майдана, и в 2006 году, и во время второго Майдана – в отдельные месяцы 2013 года и в начале 2014-го. Сейчас украинцы за весь 2016 год продали долларов на 2,5 миллиарда долларов больше, чем купили. Поэтому население не является игроком на этом рынке. Оно слишком сильно обеднело для того, чтобы каким-то образом влиять. Поэтому это объяснение НБУ – не объяснение.

Что касается среднесрочной перспективы, то у Нацбанка есть все возможности выдерживать курс до конца этого года на уровне около 30 гривен за доллар плюс-минус 5%. Вопрос в том, какими способами НБУ будет это делать.

Первый способ – идеальный для Украины – активное движение по пути реформ. А это получение внешнего финансирования от международных финансовых институций, более того, страна получит притоки прямых иностранных инвестиций. Но это уже вопрос не к Нацбанку, а к парламентариям и Кабинету министров.

По моим подсчетам, в этом году Украина нуждается в 5-10 миллиардах долларов для того, чтобы выдерживать курсовую стабильность. Если же Украина не получит такие деньги – это будет означать, что страна движется неэффективно по пути реформ, что сотрудничество с мировыми финансовыми институциями затруднено или вообще находится на паузе.

Второй способ, это удерживать курс в районе 30 гривен за доллар – за счет резкого уменьшения золотовалютных резервов. И это опасно, потому что если золотовалютные резервы будут неадекватно уменьшаться на фоне отсутствия реформ, тогда мы просто создадим воронку для нового кризиса в 2018 году.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Статья из подборки новостей:
Колебания гривны
Следующая публикация