Беларусь шагает к самой себе

Беларусь шагает к самой себе

Фото: lubodar.info

Интересные события происходят на Родине - и впервые за несколько последних лет они вызывают у меня оптимизм.

В Беларуси происходят интересные события, которые мне, если честно, нравятся. Нет, национальной революции в паре сотнях километров севернее Киева не случилось. Но происходящее заставляет задуматься.

Что мы знаем о Беларуси и национальном вопросе?

• Беларусь — одна из наиболее русифицированных стран постсоветского пространства. Русский язык уже 20 лет является вторым государственным.

• Президент Беларуси — Александр Лукашенко – известен своими фразами про беларусов как "русских со знаком качества", про братские народы и про свою любовь к России.

• В 1995 году в стране прошёл референдум, согласно результатам которого национальная символика была заменена на "новотворы", удивительным образом похожие на символику БССР.

• Погуглив, можно с лёгкостью найти десятки новостей, когда за использование национальной символики люди или получали хороших тумаков, или вообще попадали за решётку.

• И, наконец, можно вспомнить множество интересных и забавных мифов о беларуской истории. Дескать, и нация не до конца сформировалась, и языка как такового нет, и государственности никогда не было. Да, по большому счёту, список бесконечный.

Действительно, земли Беларуси вошли в состав Российской империи одними из последних — на рубеже 18 и 19 веков. И, мягко говоря, не без проблем — каждое поколение вплоть до второй половины 19 века с оружием в руках пыталось указать "русским братьям" куда и как им стоит идти. 1794-95, 1812, 1831-32, 1863-65...

Решение этой "проблемы" царские чиновники нашли по-своему гениальное. Известна крылатая фраза тех лет - "то, что не доделал русский штык, доделает русская школа". Существовавшая система образования ликвидируется. Большая часть высших учебных заведений просто закрывается. Начальная школа прореживается более чем на 50%. Её остатки отдают православной церкви. (справка: православных на начало 19 века — менее 10%, большинство – католики). А после восстания 1863-64 гг. даже эти уже немногочисленные школы в массе своей закрылись, уступив место классическим церковно-приходским. С обучением псалмам и гимну Российской империи вместо арифметики и логики. Одним словом, скрепы — не выдумка Путина. Они существовали намного раньше. Да что говорить — сами названия "Беларусь" и "Литва" (так называли свою Родину Беларусы ещё 150 лет назад) попали под официальный (!!!) запрет. В документах империи возникает просто "Северо-западный край".

В принципе, это было логично: предки современных беларусов специфически относились к правительству "братского народа". Вот цитата из газеты повстанцев — "Мужыцкая праўда", которая издавалась для крестьян (думаю читатель без труда поймёт беларуский): "У нас, Дзецюкі, адно учаць у школах, каб ты знаў чытаці па-маскоўску, а то для таго, каб цябе заўсім перарабіці на маскаля. Суды маскоўскія – гэта воўчая яма, гдзе не разбіраюць, чы за табой праўда, чы не, а скубуць адно як могуць. Бяспечнасці пад маскалём ніякай няма, хто дужшы, той і глуміць; а войска то не для таго трымаюць, каб аберагаці кажнага ад злых людзей і ад глуму, а для таго, каб не пазволіць народаві і застанаць, калі пазнае сваю няволю, калі згледзіцца, што дзяруць з яго над сілы. Ронд маскоўскі, як той ліхі пан, што, пачаўшы ад Камісара аж да Цівуна, пазваляе кажнаму народ глуміць, каб но як найбольш грошай у кішэнь яго дасталася."

Издавалась, газета, кстати, не кириллицей, а латинкой — ещё один привет историческим сказкам.

XX век мало что изменил. Краткие периоды национального возрождения сменялись отстрелом элит во время войн или репрессиями в "мирные" промежутки между ними. Маленький пример — в 20-х -начале 30-х годов литераторов в Беларуси было около 540. К 1940 году 500 из них были репрессированы. Эта четвёртая часть от всех писателей и поэтов, уничтоженных репрессиями 30-х в СССР.

Президент Лукашенко или как полить дустом Беларусь

Поэтому война первого беларуского президента с беларуской культурой была вполне объяснима. Человек вырос как "гражданин СССР". А кроме того, сам Лукашенко в тот момент ну очень хотел попасть в большую российскую политику. Любит он власть, а если возникла перспектива стать верховной властью на остатках империи после дряхлеющего Ельцина — независимость своей страны и национальная культура воспринимаются как досадные недоразумения. Или препятствия. Которые необходимо ликвидировать.

Так родились интеграционные инициативы Беларуси и России конца 90-х годов. И по этой причине официальные власти, как метко заметил украинский публицист П. Казарин, начали "дустом поливать всё национальное".

Но вот незадача — в России власть поменялась. И не на Лукашенко. Новый "царь" и не думал делиться креслом с усатым союзником. Да и в самой Беларуси, несмотря на все "поливания дустом", менялось общественное мнение. Число ностальгирующих по "советской родине" неуклонно уменьшалось. Виной тому и естественные процессы убыли населения. Человек не живёт вечно. А ностальгией страдают, как правило, люди преклонного возраста.

Лукашенко это видит. И понимает, что независимость страны — залог его личной власти. Так собственные интересы одного беларуса начинают понемногу изменяться от противоречия до частичного совпадения с объективными интересами Республики Беларусь как государства. В политике и экономике это проявляется с той или иной мерой успеха последние лет 8-9.

Фото: TUT.by

В области культуры и истории сложнее. Ведь первые свои годы в президентском кресле Лукашенко вёл политику борьбы с проявлениями беларускости. Развернуться на 180 градусов — наступить на горло своей песне. Нужно искать своё. Вначале, с 2006 года, "лучшие властные умы" пытались создать такую вещь как "Идеология беларуского государства". Проводились исследования, издавались книги. Но "Рухнамы" не получилось. Всё вновь уперлось в гигантский пласт "до этого" - историю и культуру Великого Княжества Литовского как колыбели нации. А это явно не "российский вектор". Скорее даже наоборот, учитывая более 500 лет очень и очень непростого соседства с удельными князьями и властителями улуса Золотой Орды и, позднее, московскими царями.

Смена повестки: низы хотят, верхи не против

Тем временем в Беларуси подрастает новое поколение. Для которого тезис "Беларусь возникла в 1917 году" не совсем подходит. На фоне "дустовой политики" возникает вопрос "А что было до этого?". Так понемногу растёт интерес к культуре и истории своей страны. Кроме фундаментальных, академических исследований возникает целый пласт данных, поднятых "снизу" – краеведами, историческими НПО. Зачастую пласт, на который в официальной историографии было наложено табу. Так в сферу обсуждения и исследования возвращаются темы беларуской антисоветской партизанки, которая, к слову, просуществовала только в конце 50-х- начале 60-х, затем была выловлена и уничтожена.

Ещё одно движение — реконструкторы. Начиная с 2005-2006 годов оно приобретает массовость. НО сфера интересов - "то, что было до России". Более 90% клубов — так называемые "рыцарские". Тем более что основа для реконструкции своя — огромный исторический и культурный пласт. Даже в музыке возникает целое направление, обращающееся к собственной традиции, истории. Группа "Стары Ольса" известна и в Украине — успешно гастролирует. Но она далеко не одна. Таких сегодня десятки.

Власть аккуратно начинает работать с историей. Пытаясь в том числе влиять на процессы. Забавный пример: В 2007-2008 годах группа историков заканчивает работу над "Историческим атласом Беларуси" - фундаментальным трудом. Власть, пытаясь перехватить пальму первенства, вливает финансы в Институт истории НАН и готовит свой атлас. Получается забавно — вместо одной книги появляются две. Обе – более чем пристойного качества. И обе в одном русле. А поскольку одна из них "официальная", обеспечивается и "добровольно-принудительная" реализация в библиотеки и учебные заведения по всей стране.

Тем временем на рубеже 2012-2013 года процессы набирают оборотов. Общественный интерес становится заметен. История и культура не то чтобы чрезвычайно модные, но как минимум привлекательные. Появляются "языковые курсы" - удивительное явление, когда образованные люди собираются вместе для того, чтобы лучше изучить родной язык. За год курсы из "минской заморочки" превращаются в явление национального масштаба. Как минимум 4 формата работают в значительной части городов. И не конкурируют. Более того, появилась проблема вместимости залов - желающих слишком много.

Примечательно ещё одно направление — сельский и агротуризм. То, что в большинстве стран является просто малым бизнесом в формате "домик в деревне", в Беларуси приобретает занимательные черты. Агроусадьбы, которые апеллируют к истории, национальным традициям, становятся чрезвычайно популярными. И если владельцы вначале реагировали на запросы, то со временем они сами стали ретрансляторами идей.

И, как ни парадоксально, это выгодно Лукашенко. Начинается аккуратный поворот в сторону национальных ценностей. В стране отстраиваются памятники архитектуры, уничтоженные большевиками. В том числе и знаковые — ратуши – символы самоуправления. В городе Витебске (одном из "оплотов" пророссийских сил) ставится памятник князю Альгерду. Тому самому, который штурмовал Москву.

А музей истории города в могилёвской Ратуше украшает инсталляция, посвящённая знаковому событию 1661 года, когда мещане оккупированного города за одно утро по сигналу бургомистра вырезали весь московский гарнизон. Подошли по-беларуски, основательно. Не разгромили, а именно вырезали от 3 до 7 тысяч (по разным оценкам) стрельцов. Оставив в живых не более 40. Коих отправили "в Московию" рассказать "братьям", что им в Могилёве не рады. Замечу, что Могилёв – родина Лукашенко. Восточная Беларусь.

Возвращается и ранее запрещённый герб "Пагоня". Он, во-первых, включается в список национального наследия Беларуси. А во-вторых, становится гербом Витебской области. Получает, так сказать, официальный статус.

Проявления смены курса в отношении истории были замечены пророссийскими группами. В том числе и лицами, которые входили во властную вертикаль. Назревал скандал. Появились первые статьи. Закончилось всё быстро — кадровыми чистками 2013 года, когда значительная часть "любителей русского мира" была уволена с госслужбы "с волчьим билетом". Остальные притихли.

Последние годы: что было тайным, становится явным

В 2014-2015 годах события набирают оборот. В этом есть и заслуга Украины. Однако если почитать выше, становится понятно, что эти процессы рано или поздно должны были набрать обороты.

С одной стороны, в Беларуси появляется мода на всё национальное. Начиная от знакомых украинцам вышиванок, до музыки, кухни, литературы. Более того, национальные и исторические мотивы плавно переходят "премиум сегмент". За два года на "исторических мотивах" выросли сразу несколько бизнесов.

Национальная идея понемногу выходит з "культурно-просветительского заповедника". Причём с качественным и интересным продуктом. Вместо скучных научных трудов и стенаний о трудной судьбе Беларуси появляются привлекательные, доступные и понятные вещи. Даже в области, связанной с образованием.

Вот, например, дальнейшее развитие идеи исторических атласов — интернет-проект истории Беларуси – карта становления Беларуси. Лаконичный, привлекательный и понятный. Который своим существованием разрушает сразу несколько мифов. Тут и демонстрация государственности, и преемственность власти, и постоянный суверенитет этой власти над территориями Беларуси.

Бело-красно-белый флаг и герб "Погоня" стали символом борьбы за свободу и демократию в Беларуси / Фото: belaruspartisan.org
Реагирует и бизнес. В этом году привезли мне с Родины масло. Обычное беларуское масло. С названием "Стары Менск". Менск — так называлась столица Беларуси. И до недавнего времени такое написание было не просто под запретом – оно воспринималось как покушение "на основы". А сегодня это бренд государственного предприятия.

То, что государство меняет политику, для меня стало очевидно в 2014-м году. И связано это с хоккеем — сакральным видом спорта для беларуского президента. Именно тогда новому тренеру сборной подарили "фанатский" шарф – с орнаментом в бело-красно-белой гамме. Сочетании цветов национального флага, который так же относился к числу табуированных символов. Это более чем знак.

Дальше такое сочетание начало расширяться. Красно-зелёные цвета не исчезли — пока это цвета государственного флага. Но они уже очень и очень сильно потеснились. В "политических" материалах, в оформлении улиц, в бреднировании продукции. Вышиванка, национальные цвета — это модно.

Тренд подтверждает и статистика издания книг в Беларуси. Доля беларускоязычной литературы за 2015 год выросла в 2 раза. А средний тираж книг на беларуском превысил средний тираж книг на русском языке. Маленький пример: в 2010 году тираж русскоязычных художественных книг на русском в 86 (!!!) раз превышал тираж беларускоязычных. В 2015-м разрыв составил лишь 27%. Динамика одинакова как у государственных, так и у негосударственных изданий. Это свидетельствует о значительной заинтересованности людей — издательский бизнес без читателя невозможен.

Или последний тренд. Есть в Беларуси такая организация – Беларуский Республиканский Союз молодёжи. Аббревиатура БРСМ — не путать с одноимёнными заправками в Украине. Это, скажем так, "комсомол Лукашенко". Зима 2015 года. БРСМ выступает с идеей провести национальный день вышиванки. Организация, для которой ещё четыре года назад такая символика относилась к табуированным, сегодня её пропагандирует.

Естественно, эти процессы не могут не вызвать возмущённых криков любителей "русского мира". В ряде СМИ поднимается волна опасности "беларуского поворота к литвинству". Мол, союзники заигрались в национализм, примеряют чужую историю ради отдаления от России. Насчёт чужой — смешно. Предки беларусов называли себя литвинами. Есть даже украинская поговорка "Лихо нападе литвина, коли не дзекне". Это скорее возвращение к корням. Что касается "вектора", то да, культура направлена на запад. В том числе и та, которая выжила после советского и лукашенковского "дуста". В Беларуси есть целая плеяда исторических личностей, за национальную принадлежность которых беларусы "спорят" с поляками – Радзивилы, Мицкевич, Домейко, Костюшко и многие другие. Фраза последнего "Родился я литвином" - лучшее признание. Но при этом беларуская культура не особо стремиться бороться на "восточном фронте". Тот же Достоевский — русский писатель. Это наилучшая демонстрация вектора развития культуры. Да и странно говорить о возрождении культуры, опираясь на близость с народом, куда банальное книгопечатание пришло на век позже.

Вопрос в другом — как будет себя вести беларуская власть. Резкого поворота на 180 градусов в национальной политике ожидать явно не стоит. Лукашенко в реальной политике может крутиться, как уж. Но напрямую отказаться от лозунгов для него недопустимо. Изменить их, дать новое объяснение — пожалуйста. Например, даже интеграцию в ЕС и НАТО можно подвести под навязываемый верхушкой РФ и Беларуси тезис о славянском братстве. Ведь большинство славян (или точнее все кроме одного народа) или уже в НАТО и ЕС, или идут туда.

До этого пока не дошло. Идёт аккуратное прощупывание почвы для изменения политики. Она и меняется. Осторожно, без резкой демонстрации. Что, в принципе, понятно. Процессы, набравшие в силу "в тишине", лучше громких заявлений с "пшиком" в итоге вместо результатов. Одним словом, быстрой и резкой беларусизации не будет. А вот постепенная работа будет продолжаться. Помощник Лукашенко Кирилл Рудый в своей монографии отмечает, что будущее за "третьим поколением беларусов" — рождённым в независимой стране. И это поколение, по его мнению ,все чаще "начинает само культивировать и приучать старшие поколения к общественным ценностям: национальной культуре, языку, суверенитету, самоидентификации (исторической уверенности)". Фразу, кстати, процитировали практически все государственные издания в стране.

Ещё один классический пример — история с учительницей из Мозыря. Обычная женщина в провинциальной школе проявляла себя в социальных сетях активной сторонницей "Новороссии". История стала известна. Через 5 дней после публикации учительница уже не работала. "Уволилась по собственному желанию". Это, кстати, не Украина. Беларусь — формальный союзник РФ. И "новорусский патриотизм" вроде как не запрещён. Но реакция была стремительна.

Одним словом, интересные события происходят на Родине. И впервые за несколько последних лет они вызывают у меня оптимизм. Не столько политика властей, сколько перемены в обществе. Если события будят происходить в том же русле — Быть добру!

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация