Новая реальность: референдум может погубить страну

Новая реальность: референдум может погубить страну

Фото: ТСН.ua

Парадокс нашего времени – прямое волеизъявление граждан способно утянуть страну на дно.

Кажется, что тема "Брекзита", то есть тема выхода Британии из европейского сообщества, отгремела – отгремела со скандалом, потому что внезапно выяснилось, что референдум был довольно странный, о чем скажу ниже, – как вдруг стало очевидно понятно, что британский референдум имеет полное отношение к Украине.

Кого-то это может удивить, потому что Украина не собирается ниоткуда выходить, более того, она собирается войти в европейские структуры – поэтому, причем тут выход Британии из Евросоюза. Но общее не выход Британии, а общее референдум, на который я предложил бы обратить более пристальное внимание.

Итак, почти 52% британцев, если округлить, проголосовали за выход Британии. И казалось бы – победила демократия. Что есть референдум? Это прямое народное волеизъявление, чего тут еще добавить?

А добавить есть что.

После того, как были опубликованы данные, кто именно по возрастному цензу и как проголосовал, стало понятно, что перед нами отнюдь не Британия, а совершенная Украина.

За то, чтобы выйти из Евросоюза, проголосовало преимущественно население после 55 лет. Таким образом, пресловутые пенсионеры, которые, как считается, во многом держат Украину в ее реформах, держат крепко за горло и Британию.

Все обратили внимание на это и еще обратили внимание вот на что. 52% проголосовали за выход Британии и, вроде как, это победа. Но 48% проголосовали против. А теперь давайте внимательно вдумаемся в эти цифры. Итак, вроде бы победило большинство, но у кого повернется язык назвать 48% граждан меньшинством? Это какое-то странное меньшинство. Потому что это меньшинство – половина населения Британии. И тут возникает невероятный вопрос, а насколько демократичен этот референдум? Не оставляет ли он этим жалким перевесом в 4% огромное количество англичан, а именно 48%, с носом? Не обмануты ли они? Думаю, что обмануты. Это не 5% и даже не 10%, это 48% населения страны хотело жить в составе Евросоюза. Но перевесом всего в 4% победили... И тут я задаю вопрос – так кто же, собственно, победил? А победили те пресловутые пенсионеры, которые считают, что все должно лежать у них в кармане и с Евросоюзом ничем делиться не надо. И тогда, только тогда, когда обращаешь внимание вот на эти цифры, начинаешь понимать, что референдум как высшая точка народного управления государства, как высшая форма волеизъявления граждан является, может быть, и законным, но абсолютно несправедливым.

Сейчас мы знаем, что подана петиция, где более 3 млн британцев высказались за то, чтобы провести референдум повторно. Ну хорошо, представим себе этот повторный референдум, на котором, образумившись, британцы проголосуют ну, скажем так, наоборот: например, 52% проголосуют за то, чтобы остаться, а 48% проголосуют, чтобы выйти. Можно ли будет считать эти цифры победой демократии? Да нет, абсолютно нет! Потому что снова перед нами окажется большинство, опять-таки условное, диктующее свою волю меньшинству, которое огромно – те же 48%.

Таким образом, перед нами явный кризис института референдума. Не будем забывать, что этот референдум был не просто о том, как покрасить скамейки и как их перекрасить в случае, если покраска не удастся. Да нет, это был референдум за дорогу в одном направлении. Как мы знаем, выйдя из европейского сообщества, вы не можете вернуться в него опять.

А теперь главное – причем здесь Украина. Я много раз проводил голосование на телевидении и на радио по самым животрепещущим для Украины вопросам. Например, по такому: нужно ли стараться вернуть Донбасс в состав Украины или не нужно, пусть будет такой себе брошенной территорией, тем более что там живут странные люди, которые любят Путина. Должен сказать, что результаты голосования были приблизительно 55% на 45%. 55% говорили, что надо вернуть, а 45 говорили, что не нужно. Снова обратим внимание – большинству Донбасс необходим, а значительное число людей, почти половина, говорили "да не нужен он". И как бы эмоционально ни было окрашено это голосование – действительно, на Донбассе живут некоторые не самые приятные люди, – все равно возникает вопрос, а что делать с этим меньшинством, которое достигает 45%? При других голосованиях по этому же вопросу результат был совершенно иным. Ну, например, когда на Востоке шли ожесточенные бои, 54% голосовали за то, чтобы оставить Донбасс, и, соответственно, 46% говорили, что надо вернуть. Так что, будем считать, что цифрой 54% победили те, которые считают, что Украине больше не нужна эта территория?

Мысль моя понятна: это странный парадокс, но ориентироваться на подобные волеизъявления граждан может быть для страны губительно. Украина – страна диаметральная во многих отношениях, но, самое главное, в своих настроениях. Может быть, в каком-то смысле это ее достоинство, потому что разнообразие украшает любую страну и дает ей динамику для развития. Но с точки зрения интересов, как совместить в одном референдуме по какому-то жизненно важному вопросу абсолютно полярные настроения граждан, неясно. Восток любит Россию, любит русский язык, Запад любит Бандеру, Шухевича, Юг смотрит туда, Север смотрит сюда – ну как это соединить в одном сосуде?

Как мне кажется, британский референдум показал, что, как ни парадоксально, но прямое волеизъявление граждан без каких-то дополнительных учетов гендерного, возрастного, имущественного, географического и прочих фильтров просто невозможен – он обессмысливает демократию. Что с этим делать, пока непонятно. Но, думаю, от судьбоносных референдумов в условиях нестабильности лучше отказаться. Или повременить, во всяком случае.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Статья из подборки новостей:
Выход Британии из ЕС
Следующая публикация