Кто мы? Куда мы идём?

Михайло Погребинський
Празднование Дня независимости политики восприняли, как повод рассказать своим избирателям о великом прошлом и будущем страны.

"Ми забуваємо Трипілля, Кам’яну Могилу, першу письменність, конституцію Пилипа Орлика, виборче право — пряме виборче право! — шапками! Культура, що виникла ще до Єгипту та Риму" (Віктор Ющенко, інтерв’ю журналу "Профіль", березень 2005р.).

"Якщо ми реалізуємо нашу національну ідею, то вона, за масштабами впливу на світову історію, може стати на один рівень з Давнім Єгиптом, Античною Грецією і італійським Відродженням" (Юлія Тимошенко, Нова національна ідея на День народження України, 22.08.2007).

"Українці – найдревніша нація в Європі…" (Раїса Богатирьова, Свобода з С. Шустером, Інтер, 24.08.07).

Празднование Дня независимости политики восприняли, как повод рассказать своим избирателям о великом прошлом и будущем страны.
Ющенко сообщил, что "Ми – народ, який на руїні поставив Козацьку республіку" (на самом деле, конечно, порядок был обратным: создал Козацкую республику, а за ней – полвека Руины), и что "Ми – народ сили і свободи". А Тимошенко объявила: "Ми, як жодна інша країна, народжені для унікальної місії…" Ну а Раиса Богатырева так, между прочим, сообщила, что "украинцы – древнейшая нация Европы".

Такой солидарный "обмен мнениями" представителей ведущих политических сил страны произвёл на меня и моего коллегу А. Толпыго большое впечатление, и мы решили по этому поводу обменяться мнениями. Ниже – наша "солидарная" точка зрения по этому поводу.

Но что же, относительно прошлого и будущего величия "древнейшей нации Европы" у Ющенко, Тимошенко и Богатырёвой, видимо, разногласий нет. Но как придти к этому светлому будущему? Que fair, fair-то que? для этого собрались наши политики? Увы, именно этого понять-то и невозможно. Одни говорят о великом прошлом Украины; другие – о том, какое великолепное будущее ее ждет.

Вспоминается рассказ знаменитого английского разведчика и арабского вождя Лоуренса о том, как у одного из ехавших с ним арабов захромал верблюд. Лоуренс посоветовал ему сделать верблюду примочки, араб отмахнулся и вместо этого в деталях рассказал Лоуренсу, как великолепно будет поставлена ветеринарная служба в Сирии после того, как с колониализмом будет покончено…

Но, может быть, кто-то готов что-то предложить? Ющенко утверждает: "Я знаю, як навести порядок у нашому українському домі" (выступление по случаю Дня независимости). – Увы! Если он действительно это знает, то почему он не сказал, как именно; а главное – почему он так успешно скрывал свои знания, по меньшей мере, последние два с половиной года?

Идея заразительна. Вот уже политик из другого лагеря, Раиса Богатырева, призывает политиков "принципиально объединиться вокруг национального интереса и динамично начать процесс запоздалых системных реформ… Исполнилась извечная мечта украинского народа, которую он ковал в освободительных битвах веками. Государство украинцев перестало быть Фата Морганой…" – все хорошо, а делать-то что? Fair то que?

Юлия Тимошенко предлагает Украине создать "найкращу, найоптимальнішу организацію суспільства". "Як Японія і Німеччина створили унікальні системи управління виробництвом в 70-ті роки ХХ століття, як Генрі Форд придумав конвеєр, чому ми не можемо створити ідеальну суспільну систему? Ту систему, яка базується на реаліях, а не на ідеях Платона, Томазо Кампанелли чи Томаса Мора?" – пишет она.

Рассуждение такого рода – примерно то же самое, как если бы кто-нибудь в XIII (или в XVI) веке объявил: "Отчего бы человеку не летать по воздуху?"
И в самом деле, почему бы не приделать себе крылья и не полететь?

А потому, что не получается.

И заметьте при этом: "не получается" – не есть абсолютный запрет. Как мы знаем, полететь все-таки можно. Надо только сначала разобраться, почему нельзя полететь на железных крыльях (оказывается, нужно уметь рассчитать геометрию крыла, которая обеспечит необходимую подъёмную силу, изобрести алюминиевые сплавы и т.п.) …
… в общем, скука смертная. Разве можно столько возиться! Давайте лучше расскажем всем, как это прекрасно – разбежаться и взлететь!

Вернемся к идее создать "наилучшую, самую оптимальную организацию общества". Ну… не надо наилучшую, давайте хотя бы что-то сносное – но в чем же состоит ваше предложение? – Ответ: "Я жодною мірою не претендую на те, щоб дати вичерпне і остаточне визначення нової національної ідеї України. Це – тема для дискусії".

Выборы 2007 года стали выборами "обещалкиных". Остается надеяться, что народ окажется несколько умнее политиков, которые так много ему обещают, и поймет, что выбирать надо не лучших – надо выбрать лучших из худших, а для этого, по крайней мере, отказать в доверии тем, кто слишком много обещает.

А между тем примерно тогда же, когда говорились все эти слова, на Спас (19 августа), произошло столкновение между православными и так называемыми язычниками (сторонниками РУН-веры), которые вышли на демонстрацию, потребовали, чтобы православные прекратили колокольный звон и объявили князя Владимира Великого "губителем Украины". Стычка закончилась в милиции после того, как одному из православных проломили череп кастетом.

Вы спросите: какое отношение имеет одно к другому? Дело в том, что подобные стычки – и подобные рассуждения о величии собственного народа, о его незаслуженных бедах происходили и произносились в Германии 80 лет назад. Они прокладывали дорогу германскому нацизму. И сегодня, боюсь, мы следим за первыми, робкими шагами украинского нацизма.

Как и немецкий нацизм, он вырастает на пепелище разрушенного государства, на базе национального унижения. И подпитывается мифами – от "Велесовой книги" и "РУН-веры (напомню, что это расшифровывается как "Рідна Українська віра", даром, что никакой подобной веры отродясь не существовало, так же, впрочем, как и "Велесовой книги") вплоть до "Украинского прорыва". До обещаний создать не просто сносную, а наилучшую систему; доказать, что украинцы – не просто достойная, но лучшая в мире нация…

Как всякий ребенок, нацизм до поры до времени выглядит довольно пристойно: в конце концов, в фантазиях Ницше и Вагнера о "сверхчеловеке", о герое Зигфриде, об учителе Заратустре не было ничего порочного. Да и к рассказам о светлом будущем можно было бы отнестись снисходительно – в конце концов, все любят сказки – если бы эти рассказы шли в дополнение к какой-то полезной работе, а не вместо нее. …

Тут мне бы хотелось вспомнить уже Маяковского. В его "Мистерии-буфф" семь пар нечистых (кузнецы, плотники, швеи и т.п.) крушат старый мир, крушат ад и рай, и… выходят, чтобы увидеть новое небо и новую землю. – Позвольте? А кто создал для них эти новые небеса и землю? – Ах, что вы пристаете с пустяками, посмотрите лучше, какую красивую жизнь нам обещают!

М. Погребинский,
директор Киевского центра
политических исследований и конфликтологии

Дізнавайтеся головні новини першими — підписуйтесь на наші push-сповіщення.
Обіцяємо повідомляти лише про найважливіше.

Відправити другу Надрукувати Написати до редакції
Побачили помилку - контрол+ентер
Всього коментарів: 0
Вибір редакції