По кругу

По кругу

Или кто в первую очередь в ответе за украинскую медицину.

Мне задали вопрос, как я отношусь к тому, что в Министерство здравоохранения в качестве руководителя медицины вернулся Александр Квиташвили. Меня спросили, какой итог его деятельности я вижу, чем я довольна, чем недовольна. У меня поинтересовались, как он вообще, в целом, в качестве министра.

Знаете, я ничего не могу ответить на эти вопросы. Почему? Потому что у меня в генетическом коде каждой клетки заложена от давних предков одна основополагающая, ментальная аксиома: мы – отдельно, они – отдельно. Мы – это народ. Они – это власть. Я себя отношу к народу, а министра здравоохранения – к власти. И потому мы с ним пересечься никак не можем. То есть пересечься в пределах одного помещения, совещания, симпозиума мы, конечно, можем – не исключено такое событие. Я о другого уровня пересечении, о том пересечении, когда я в своей профессиональной жизни буду зависеть от министра здравоохранения, буду опираться на министра здравоохранения, буду защищена министром здравоохранения. Такое пересечение невозможно в принципе в контексте меня-отдельной, рядового врача, и министра здравоохранения.

Кроме того, как и в каждой подобной ситуации, короля играет свита. И к данной "свите" у рядового врача возникает куда больше вопросов, чем непосредственно к министру. Не зря каждый претендент на кресло главы Минздрава, приходящий после Богатыревой, начинал свою деятельность с попытки привести в ведомство свою команду.

Ну, и не забываем про общесоциальном законе, который можно сформулировать как "волны гасят ветер" - это когда строгость закона компенсируется необязательностью его соблюдения. Последние "модернизации" и "интенсификации" медицины, начатые еще г-жой Богатыревой (если мне не изменяет память), могли бы запросто не оставить от сферы здравоохранения камня на камне, если бы на местах, руководимые здравым смыслом и банальным желанием выжить, не гасили эту малопрофессиональную, почти невменяемую активность высших чиновников от Минздрава тихим, спокойным провинциальным саботажем. Да, пришлось что-то разрушить в угоду руководству отрасли. Но, слава Богу, что-то удалось и сберечь. В общем, ничего нового: мы – отдельно, они – отдельно.

Исходя из всего вышеизложенного, рассматривать, анализировать, обдумывать и резюмировать деятельность любого министра здравоохранения (кроме, пожалуй, Раисы Богатыревой – но тут мне цензурной лексики не хватит, так что воздержусь) я полагаю занятием совершенно неконструктивным и просто глупой тратой времени.

Сожалею, что разочаровала спросившего. Но взамен хочу поговорить о другом.

Как и в каждой подобной ситуации, короля играет свита. И к данной "свите" у рядового врача возникает куда больше вопросов, чем непосредственно к министру.

Понимаете, друзья мои, жизнь устроена таким образом, что сделать себе хорошо и правильно может только сам человек. Это касается его здоровья: не ешь что попало, высыпайся, не злоупотребляй алкоголем, не кури, занимайся своим телом – и будет тебе счастье. Это касается его профессиональной судьбы: учись в школе, ходи к репетиторам, поступай в нормальный ВУЗ, а не в какое-то непонятное учреждение, дипломы которого признает только само это учреждение, читай, умней, не останавливайся в профессиональном росте – и будешь ты благополучен. Это касается семьи: не женись/не выходи замуж как попало, за кого попало, будь спокоен, терпим, нежен, верен, чистоплотен, будь готов к трудностям, усталости, моментам непонимания и спорам, иногда переходящим в ссоры, преодолевай все это, цени высоко свою семью – и будет тебе Божье благословение на долгую, счастливую семейную жизнь.

Так почему вы думаете, что в таком разделе социальной жизни, как целая ее отрасль (будь то медицина, педагогика, армия, жилищно-коммунальное хозяйство) что-то будет работать по сценарию детской песенки: "Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно чего-то раздаст"? Особенно в наших реалиях? При чем тут Квиташвили? Дорогие коллеги, у вас нет претензий лично к себе? Вы безупречно владеете протоколами оказания помощи по своей специальности? Вы постоянно читаете что-то новенькое в плане медицины? Вы общаетесь с коллегами из других областей, делитесь опытом, набираетесь опыта от них? Вы стремитесь приблизиться к реалиям цивилизованной медицины, которая существует в Европе и Америке, узнать ее стандарты, ее протоколы, ее достижения? Или вас устраивает то полузыбкое полуболото, в котором нынче мы все пребываем? С мыслью "не жили хорошо – так нечего и начинать"?

Я, разумеется, прекрасно знаю и понимаю, сколько блистательных медиков у нас в стране, как у них развита тяга к европейским стандартам медицины, как стремятся они участвовать в международных симпозиумах, делать совместные с европейскими коллегами работы, вести клинические исследования международного уровня. Но в том-то и проблема, что разрыв между этим "мозгом" медицины и "земским доктором" у нас в Украине нынче, мягко говоря, велик. Наш авангард может много нам дать, но мы не берем! Что нам протоколы и стандарты… Мы душой чувствуем, на интуиции диагнозы ставим…

Мои дорогие коллеги, под лежачий камень вода не течет, и это еще одна банальная истина, не перестающая, впрочем, из-за своей банальности быть истиной. Мы все устаем – от бедности, от выгорания, от тяжелых, драматичных ситуаций, от бесконечной рутины нашей работы и жизни. Но пассивное тление на работе и "топка дровами" в век ядерной энергии – это не выход из ситуации. Мы сами топим и разрушаем медицину, безразличием и отсутствием какого-либо желания расти профессионально. Вы только понаблюдайте за этой антивакцинальной вакханалией. Могло бы такое произойти в стране, где врачи жестко и бескомпромиссно, опираясь на знания и опыт, на данные доказательной медицины, отстаивают свои позиции?

Недавно была свидетельницей ситуации: с международного симпозиума вернулась в родную больницу молодая доктор и попросила коллег послушать ее. Она была в восторге от полученной информации, ее, как любого увлеченного профессионала, просто распирало от перспектив внедрить всё это (ну, хоть что-то) в реальную жизнь. Она начала рассказывать коллегам суть докладов, работ, излагать научные и клинические идеи. Ее выслушали. Молча. После чего один из коллег заметил: "А вот профессор такой-то в 1968 году по поводу этой болезни сказал…" И при чем тут господин Квиташвили?

Похожие темы:

Следующая публикация