"Если ты выстрелил, это конец": что известно о российском ЗРК, из которого могли сбить пассажирский самолет МАУ

"Если ты выстрелил, это конец": что известно о российском ЗРК, из которого могли сбить пассажирский самолет МАУ

Фото: Associated Press

О возможном сбитии судна сообщили лидеры США, Канады и Великобритании.

Вечером 9 января ряд ведущих американских СМИ сообщил со ссылкой на собственные источники, что самолет рейса PS752 авиакомпании МАУ был случайно сбит иранскими комплексами ПВО. Через некоторое время почти синхронно об этом заявили премьер-министр Канады Джастин Трюдо, президент США Дональд Трамп и британский премьер Борис Джонсон. Все они уверяют, что есть веские доказательства полагать, что украинский самолет был сбит.

По данным СМИ, в пассажирский рейс могли попасть две ракеты от российского ЗРК "Тор-М1", которые были в свое время проданы Ирану. ТСН.ua рассказывает, что это за оружие и как оно работает.

Зенитно-ракетный комплекс "Тор-М1" является модификацией стандартного комплекса "Тор", который был разработан и начал выпускаться в Советском Союзе в начале 1980-х годов. В мире такими машинами владеют в основном армии постсоветских стран, а также союзников России. Больше всего их в России и Китае, около 30 "Торов" есть на вооружении Ирана. Что касается Украины, то количество таких ЗРК у наших Вооруженных сил точно неизвестно. До начала войны на Донбассе они были законсервированы, однако в результате боевых действий и необходимости модернизации войск, эти комплексы снова начали использовать и проводить испытания. В частности, ЗРК "Тор" присутствовал во время военного парада в Киеве в 2018 году.

Фото: Украинский милитарный портал

ЗРК "Тор", который в НАТО называют SA-15 "Gauntlet", является системой "точечной обороны" ближнего действия, которая объединяет в себе саму пусковую установку и радар на одной гусеничной машине. Ракета с этого комплекса может поражать цели на высоте до 6 километров и на расстоянии до 12 километров.

В целом, этот ЗРК был создан для поражения военных самолетов и крылатых ракет. Обычно, оператор установки сначала ловит цель на радаре и затем осуществляет запуск ракеты. В то же время, "Тор" имеет и автоматический режим работы, во время которого ЗРК сам ловит цель и стреляет.

По словам экспертов, в случае выстрела экипаж пассажирского самолета вряд ли мог среагировать. "Они, вероятно, даже не ожидали этого. Сразу после взлета пилоты, вероятно, были заняты другим", - рассказал Reuters научный сотрудник Института международных исследований Миддлбери Майкл Дуйтсман.

Пассажирские самолеты имеют на своем борту ретрансляторы – передатчики, которые на международных частотах передают информацию о скорости, высоте и типе лайнера. По стандартам, планы полетов и коды ретрансляторов гражданских самолетов передаются всем военным частям, которые расположены возле аэропортов.

"Сбить вражеский самолет легко. Именно идентификация самолета и несбитие дружественного - это проблема", - сказал Reuters на условиях анонимности бывший офицер европейских воздушных сил.

Ракеты ЗРК "Тор" летят со скоростью, втрое большей скорости звука. Если запустить их в цель, которая находится за 5 километров, то ракеты долетят примерно за 5 секунд. Они имеют небольшую боеголовку – около 15 килограммов взрывчатого вещества, но они предназначены для распространения многих осколочных элементов. "Тор" может атаковать одновременно две цели по две ракеты на каждую.

Эксперт по вопросам обороны и основатель Альянса противоракетной обороны Рики Эллисон рассказал Reuters, что в случае запуска оператор не может его отменить, даже если осознал, что сделал ошибку. "Если ты выстрелил, это конец", - отметил он.

В Иране в 2010 году уже произошел досадный случай с применением этих ЗРК. В августе 2010 года иранцы собирались открывать новую Бушерскую АЭС и усилили ее защиту, в том числе с помощью комплексов "Тор". В запрещенную для полетов 20-километровую зону залетел истребитель иранских ВВС F-4 "Fantom", в который и попала ракета от ЗРК. Пилот и штурман самолета успешно катапультировались.

Напомним, утром 8 января в столице Ирана Тегеране разбился украинский пассажирский самолет авиакомпании МАУ, который выполнял рейс "Тегеран-Киев". На борту находились 167 пассажиров и 9 членов экипажа, никто не выжил. Все 9 членов экипажа, а также 2 пассажира были гражданами Украины. СНБО опубликовал список погибших. Известно, что на рейс зарегистрировались 169 пассажиров, впрочем, двое людей так и не сели на борт самолета.

МИД Украины сначала сообщил, что к падению самолета привели технические проблемы с двигателем, а версия теракта пока не рассматривается. Потом там изменили информацию и заявили, что версии сейчас все еще устанавливаются. Самолет упал почти сразу после взлета из аэропорта имени Имама Хомейни.

Офис генпрокурора начал расследование катастрофы - дело рассматривается по ч. 3 статьи 276 Уголовного кодекса (нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее гибель людей). На время установления обстоятельств авикатастрофы все украинские авиакомпании временно прекращают полеты в воздушном пространстве Ирана.

Фото: ТСН.ua

Вечером в четверг, 9 января, сразу несколько ведущих американских изданий и телеканалов сообщили о том, что Boeing 737-800 "Международных авиалиний Украины" был ошибочно сбит Ираном сразу после взлета из аэропорта Тегерана. Появились фото обломков ракет, которыми могли сбить самолет, а также видео момента трагедии.

Премьер-министр Канады Джастин Трюдо и премьер-министр Великобритании Борис Джонсон со ссылкой на данные расследований и союзников стран сообщили, что самолет был сбит иранской ракетой земля-воздух. Президент США Дональд Трамп назвал катастофу самолета "подозрительной". Глава Белого дома, считает, что самолет мог разбиться не из-за технической неисправности, а потому, что "кто-то на той стороне мог допустить ошибку".

ТСН.ua собрал главное об аварии и следит за событиями в текстовой онлайн-трансляции.

Похожие темы:

Статья из подборки новостей:
Авиакатастрофа рейса PS752 под Тегераном
Следующая публикация