Литвин пообещал, что не даст "опускать" Украину

Владимир Литвин
Укрaїнa 14 травня, 2009, 14:39 963 1
Додати до обраного
Литвин считает Верховную раду залогом стабильности в украинской политике и обещает защищать парламент.

Первую часть интервью Владимира Литвина читайте здесь.

Парламент как единственный противовес борьбы за абсолютную власть в Украине

- Владимир Михайлович, будучи историком, вы стали спикером украинского парламента. То есть, как историк, вы знаете и, видимо, понимаете суть прошлого, а как политик пытаетесь создавать что-то настоящее с прицелом на будущее. Между тем, как утверждает руководитель Секретариата президента Украины Виктор Балога, краеугольный камень украинского парламентаризма - коалиция - юридически есть, но фактически не существует. Каким образом в таком случае можно что-то создать сегодня в Украине?

- Нужна коалиция или работа? Как говорят в народе: вам что нужно - такси или "шашечки"? Мне претит то, что разные политические силы пытаются разыграть сегодня свои политические комбинации, основываясь на тезисе о том, что коалиции не существует. Если президент Украины стоит на таком утверждении, то пусть он даст команду своим министрам сложить свои полномочия. И тогда, следовательно, возникнет вопрос о формировании нового правительства. Потому что президент Украины, я в этом уверен, поставил крестики против каждой фамилии тех людей, которые сегодня работают в правительстве. А это более половины Кабмина. Я же к формированию этого правительства не имел никакого отношения. Между тем, когда страна начала падать, возникла реальная угроза политического, гражданского конфликта, подобного тому, который страна пережила в 2004 году, я взял на себя ответственность возглавил Верховную раду Украины и сделал все, чтобы поддержать страну в рабочем состоянии. Да, в плохом рабочем состоянии, но хоть в каком-то более-менее функционирующем состоянии.

Сейчас ситуация опять переломная, пограничная... Те, кто говорят об отсутствии коалиции и неработоспособности парламента, пусть предложат, скажут, что они хотят? Какой еще эксперимент желают провести с этой несчастной страной? Я понимаю, к чему это должно привести - к досрочным выборам парламента. Я понимаю, почему сегодня. Потому что они уже проверили свои технологии на региональном уровне, и они хотят теперь пойти по народу, по стране, и завести себя любимых в Верховную раду для того, чтобы получить иммунитет. Потому что они прекрасно понимают, что после президентских выборов все эти дутые рейтинги лопнут. Потому что уже были политические силы, которые сидели на штыках (это я так образно говорю), а потом всё в одночасье развалилось. Поэтому и произошло то, что произошло в Тернополе на досрочных выборах, когда политическая сила, которая даже не фигурировала в опросах, как вообще претендующая на какие-либо проценты в местном законодательном собрании, вдруг получила на выборах существенный процент. Но ведь так не бывает. Тот, кто был никем в предвыборной гонке, не может стать в одночасье авторитетной политической силой в день самих выборов.

- Вы имеете в виду "Единый центр", за которым, как утверждают, стоит руководитель Секретариата президента Виктор Балога?

- Да, "Единый центр". То, что происходило на досрочных выборах в Тернопольском облсовете - это абсурд! Это надругательство над людьми. Это принуждение людей к голосованию. Поэтому все эти разговоры имеют под собой единственную основу - сломать то, что с таким трудом удалось наладить. Чего-то в Верховной раде нет? Так предложите! Так работайте! Вносите законопроекты! Что вам мешает это делать?! Если вы говорите, что нет основного экономического закона, или он вам не нравится, так почему президент Украины не подаст свой вариант изменений в бюджет? Он имеет право. Он бюджет не имеет право подавать, но предложения по изменению бюджета он имеет право предлагать. Когда страна развивалась прогнозируемо, так у нас в Верховной раде встретились два проекта: один от правительства, второй - от президента. Тогда было что обсуждать! Так почему же сегодня правом законодательной инициативы не воспользоваться? Эти все "размышлизмы" - это попытка сделать Верховную раду заложником политического противостояния между президентом и премьер-министром Украины.

Эта попытка не будет реализована. И все эти планы - блокировать, не дать возможности работать - это не что иное, как прямой путь, чтобы развалить окончательно страну. Понимаю, что я сегодня, как кость в горле тем, кто хочет сделать парламент ареной противостояния президента и премьер-министра. Но если уж хотят реализовать свой сценарий, то пусть об этом публично скажут. Я же понимаю так, что все эти витееватые размышления, лозунги на самом деле преследуют одну цель - распустить парламент, разогнать всех. Но я в этом участвовать не буду. И другим не дам в очередной раз "опустить" Украину.

- Я иногда провожу анонимные вопросы среди коллег и политологов. И вот недавно проводил такой опрос: каким должен быть президент Украины и кто из тех, кто претендует на президентство наиболее полно отвечает этим характеристикам. Одно из главных качеств, которые необходимы президенту Украины, считают эксперты, - это умение урегулировать отношения между Западом, Югом и Востоком Украины. А вот, не поверите, большинство экспертов неофициально отметили вас, как человека, который может коммуникативно урегулировать отношения между различными политическими силами. А, следовательно, и между территориями Украины. Что вы делаете для того, что бы Верховная рада хоть плохо, но работала?

- Верховная рада - это публичный институт, потому что ее деятельность транслируется, она наиболее прозрачна. Поэтому понимаю возмущение людей, которые избрали депутатов, а потом их не видят, - ни в округе, ни в зале заседаний Верховной рады. Я не говорю уже об изъянах избирательной системы и так далее. Но идет к тому, что все больше будут совпадать интересы непримиримых оппонентов (я имею в виду президента и премьер-министра и того же Януковича) в их оценке работы Верховной рады. Понятно, президент заинтересован довести до реализации свой замысел - досрочно прекратить полномочия действующей Верховной рады. Большого сожаления в глазах общества по поводу роспуска Рады мы читать не будем. Тимошенко и Янукович тоже будут заинтересованы в том, чтобы повесить всех собак на Верховную раду, особенно учитывая сложность проведения через сессионный зал правительственных законопроектов.

Общее для этих противоборствующих сторон заключается в том, что в период политической избирательной кампании нужен образ врага. Этот образ врага будет концентрироваться вокруг парламента. Просто и доходчиво. Тем более, как я уже сказал, люди с удовольствием этот образ врага демократии поддержат, поскольку в целом крайне недовольны работой Рады.
На днях встречался с ветеранами, а они меня настойчиво и требовательно спрашивают: "Почему депутаты на работу не ходят? Почему они блокируют трибуну? Почему один голосует за десятерых?". Понятно, что эти люди выросли в системе, где существовал и порядок, и ответственность, и они сами люди ответственные - если на работу приходят, то работают. А тут выясняется, что люди (депутаты) на работу (в Верховную раду) не ходят, но зарплаты и привилегии получают колоссальные, и ни за что при этом не отвечают.

И наши избиратели полагают, что я, как директор завода или председатель колхоза, могу стукнуть кулаком по столу, выстроить всех в колонну, и они будут маршировать под мои команды и четко выполнять все, что положено. Между тем, я один из 450 депутатов Верховной рады Украины и у меня нет поддержки, нет фракции хотя бы человек в 200 - вот тогда бы все ходили на работу и исправно трудились над законопроектами. А сейчас приходится всех слушать, всех ублажать для того, чтобы поддержать на плаву страну. Я понимаю и отдаю себе отчет, что если эта Верховная Рада рухнет - рухнет Украина. Это не патетика. Потому что тогда начнет править бал сила. Следовательно, столкновения будут колоссальные.

- Между президентом и премьером?

- ...и другими политическими силами. Сегодня Верховная рада в лице ее председателя еще как-то сдерживает, разводит, словно рефери, политических бойцов на парламентском ринге, потому что, опять таки, благодаря публичности, они не могут доходить до полного абсурда в своих взаимных обвинениях, в борьбе за власть, за ту собственность, которая еще осталась...

Чтобы понять, что действительно происходит в Украине, надо усвоить одну важную истину. В основе внутриукраинского политического конфликта лежат не столько политические амбиции, сколько экономические интересы. Я же чувствую грань между политикой и экономикой, переступать которую небезопасно. Можно сколько угодно говорить о политических деятелях, давать им политические оценки - они будут отмахиваться от тебя, как от назойливой мухи. Но если ты начинаешь говорить об экономической составляющей их жизни - тогда уже появляется попытка тебя прихлопнуть. Когда ты ставишь вопрос о том, что сегодня в условиях кризиса наш бизнес должен демонстрировать социальную ответственность и социальную умеренность, что нам нужно провести инвентаризацию того, что осталось в стране, чтобы не раздерибанили под шумок борьбы с кризисом последнее, тут же все забывают о политических разногласиях и готовы объединиться против таких предложений и идей. То, что сегодня у нас происходит - это мародерство в условиях беды.

- А у вас есть факты, что сейчас под шумок борьбы с кризисом идет "дербан" госсобственности?

- Да не факты! Понимаете, когда это переходит в систему, ни о каких фактах не нужно говорить. Когда ты сталкиваешься с людьми, и они тебе рассказывают, что происходит (то ли это простой человек, то ли мелкий предприниматель, то ли средний предприниматель, то ли выше среднего предпринимателя). Расскажите, как ему возвратить НДС? Как, если он честно работает? А возвратить не может.

- Только за откат?

- Я не говорю за откат. Он просто не может получить то, что ему причитается. Я человек ответственный, поэтому не буду утверждать что-то голословно. Раз говорю, значит, имею основания. Теперь в экономике, во власти все стало сложнее, потому что все это уже переплетено. Почему я воюю, из-за чего? Почему хочу сохранить этот слабый парламент? Чтобы сберечь хотя бы какую-то стабильность, чтобы хоть на каком-то уровне был диалог. Потому что я отдаю себе отчет в том, что после очередной политической компании в Украине будет очередной передел собственности. Но если раньше победители забирали государственную собственность, то сегодня уже будет идти речь не о государственной собственности - ее практически уже не осталось - а о переделе частной собственности. А вы прекрасно понимаете, если раньше забирали государственную собственность, то люди возмущались, а потом говорили: "Ну, все равно ж не мое...". Но когда начнут забирать собственность друг у друга - будут кровавые конфликты.

- Которые могут перерасти в гражданскую войну...

- В любом случае, эти конфликты плохо скажутся на наших простых гражданах. Вот что меня волнует. Но как это донести? Как докричаться? Говорят: "да вот он борется за свое место". Но меня не интересует мое место! Меня интересуют страна и люди. Как это не патетически звучит, но меня именно это волнует, потому что мне здесь жить, мне некуда ехать, некуда убегать. Я не имею ни собственности, ни родственников за границей. Украина - моя родина.

- Кстати, об экономической составляющей. Сколько получает депутат Верховной рады?

- Семнадцать тысяч гривен (2150 долл. - Ред.)

- А председатели комитетов?

- Для них идет соответствующая надбавка.

- А спикер?

- Спикер получал двадцать тысяч. Но все эти суммы выплачивались раньше, до принятия решения о сокращении заработной платы в два раза.

- Это в связи с кризисом?

- Да. Это, кстати, моя инициатива. И это только первый шаг.

- А в обществе ходят слухи о баснословных суммах, которые имеют депутаты Верховной рады за свою деятельность...

- Может, по западным меркам это и не такие большие деньги, а по нашим отечественным - это колоссальная заработная плата. Извините, если у нас средняя зарплата по стране не дотягивает до 2 тысяч гривен, а здесь такие разрывы... Простых людей это просто бесит. И все объяснения, что в два раза сократили, не могут заставить людей перестать возмущаться. А потом начинаются вопросы о льготах, а больше всего - о неприкосновенности. Понимаете, каждый человек хочет, чтобы с ним считались, чтобы все были равны. А тут создалась такая замкнутая каста - 7 тысяч людей, которые имеют особый статус.

- Вы имеете в виду депутатов Верховной Рады и местных советов?

- Имею в виду судей. Депутаты местных советов лишены иммунитета.

- Но судьи, это справедливо, наверное.

- Оно-то справедливо в справедливом обществе, где есть справедливый суд, где выполняются законы. Вы же понимаете, у нас любая правильная, здравая идея доводится до абсурда. Я за то, чтобы отменить депутатскую неприкосновенность. Но надо же, чтобы наши силовые структуры не были боевыми вооруженными отрядами партий или определенных лидеров. Потому что спецслужбы должны заниматься защитой национальных интересов, государственных секретов страны, правоохранительная система должна защищать человека, а у нас они рассматриваются как карательные органы, обеспечивающие интересы определенных политических сил. В каждом из нас еще живет чувство страха перед ними, потому что знаем, как это было в истории нашего общего государства. А что говорить о простом человеке? Наш суд должен выносить решения по закону. А не так, как у нас - каждая политическая сила имеет своего судью или, еще лучше, свой суд. И на один и тот же вопрос всегда есть разные решения, диаметрально противоположные. И делаются они, как правило, в каких-нибудь провинциальных городках. Где запросто могут при определенном желании и определенных условиях опротестовать даже указ президента...

- Выходит, та политическая система, которая была принята при вашем участии в 2004-ом году, оказалась порочной? То есть та политическая реформа, за которую голосовали депутаты в 2004 году, заложила такое несовершенство...

- Поймите, это просто нелепые объяснения. Давайте скажем так: до выборов 2006 года существовала старая система. Она что, работала? У нас же до 2006-го года действовала Конституция 1996 года. А уже после выборов 2006-го года новое правительство формировалось на основе коалиции, на основе новой Конституции. И что, тогда конфликтов не было? У нас в Украине проблема в том, что не работают законы, не работает Конституция, она игнорируется, она растоптана, она не выполняется. У нас идет борьба за абсолютную власть. Политики житейский принцип "нельзя обладать частью женщины" перенесли в политику - "нельзя обладать частью власти". Власть нужна или вся или никакая. Украинские политики, украинская власть не научились работать в своем коридоре, работать так, чтобы работала общая система. Они хотят доминировать, друг другом руководить, друг другу писать указания, а не заниматься тем, чем нужно.

Ключевая проблема не в том, что несовершенна Конституция, а в советско-ментальном подходе, когда Конституция - это декларация. Но тогда, при советской системе работала партийная власть, которая заменяла Конституцию, и строго следила за соблюдением установленных правил и норм поведения. То есть, был коридор, в котором можно было двигаться, не переступая его, потому что наказание было неотвратимо. А сегодня - вседозволенность. Скажите, какая еще нужна система, если в Конституции записано, что в случае, когда Совет двумя третями голосов выражает недоверие руководителю районной или областной администрации, то президент его должен уволить. Примеров таких - сколько угодно. Даже по два раза выражали недоверие, а человек продолжает работать, причем с вызовом, демонстративно. Если бы у нас работала Конституция, мы бы видели, какие положения нужно модернизировать, уточнить, устранить, усилить, улучшить. А у нас каждый раз законы переписывают под себя. То, что сейчас происходит в Украине, напоминает мне последние годы советской власти, период горбачевской перестройки: все делали - ускорялись, перестраивались - ничего не получалось, поэтому взялись модернизировать политическую систему. И что сделали? Разрушили все, что можно было разрушить. Так вот и у нас происходит. Некогда экономикой заниматься - все пишут под себя Конституцию. Я боюсь людей, которые за одну ночь пишут Конституцию. Этот примитивно-упрощенный подход приводит к тому, что мы находимся на таком примитивном и низком уровне.

- Скажите, с Юлией Владимировной вам как работается? Владимир Литвин и Юлия Тимошенко.

- Трудно, но интересно.

- Она с вашей точки зрения стремится к абсолютной власти?

- Конечно. Как все.

- А Вы?

- Я стремлюсь к абсолютной власти парламента (смеется). Шучу, конечно. Вы знаете, у людей есть своеобразная ментальность, мы, к сожалению, пока об этом не говорили, ибо это будет толковаться как покушение на права человека. Если к власти приходит представитель Западной Украины, он пытается накинуть на всю страну свое видение идеологических и политических основ, и пытается это делать, я бы сказал, силовым способом. Если во власть приходит человек с промышленно развитых регионов, Востока Украины, у него действует принцип: "Мы великие, все должны нам подчиниться. Потому что нет такого вопроса, которого мы бы не решили экономическим путем". Идеология побоку. Но в обоих случаях это приводит к тому, что живая ткань государственного организма разрывается.

Она у нас не склеена, не сшита, не сцементирована, и своими действиями политики эту ткань разрывают - страдает от этого страна. Поэтому, когда мы говорим о том, кто должен представлять Украину, это должен быть человек, который знает, чувствует, если хотите, у которого на природном уровне заложено стремление найти компромисс, найти то, что объединит, что будет общим. Я убежден, что если такие люди будут определять развитие страны, тогда Украина приобретет постоянство, и тогда мы получим результат. А все остальное - это будет раскол страны. Точнее - углубление раскола страны.

- А вы видите таких людей в нынешней политической элите страны? Во всяком случае среди тех, кто претендует на высшую власть в стране?

- Да. Но дело не в этом. Важно, чтобы в Украине получили поддержку политические лица, с другой, чем у нынешних главных претендентов на президентство ментальностью.

- Но ведь есть уже круг людей, которые будут участвовать в президентских выборах. И принципиально новых людей там нет. И вряд ли они появятся в ближайшие полгода...

- Я считаю неправильным подход, когда сегодня целенаправленно или, может быть, это неосознанно, отсекают возможности для появления других людей в "президентском пуле". Сегодня, если проанализировать то, что пишется, печатается и транслируется, это принуждение избирателей, чтобы всё крутились вокруг двух-трех кандидатур.

- То есть, избирателей пытаются убедить в том, что других просто нет и нечего искать?

- Да. Понимаете, очень важно, чтобы люди осознали свои возможности. К большому сожалению, люди отсечены от власти, от влияния на политику, и отсюда у них неприятие власти. Надо, чтобы страна, общество, люди осознали, что мы живем так плохо из-за того, что простые люди не влияют на власть. Избиратели должны осознать эту свою силу. И власть, конечно, должна помочь это сделать, если это ответственная власть. Избиратели, голосуя за ту или иную политическую силу, должны сформировать запрос на политику и определить те направления, которые должны развиваться в стране. Для этого нужно, чтобы у нас было гражданское общество. К большому сожалению, у нас нет гражданского общества. Потому что те институции, которые появляются, которые должны влиять на власть, они часто или исчезают, или власть так аккуратно берет их в свои объятия, что сохраняется только демократическая вывеска...

Задача из задач - вовлечение в реальную деятельность людей и привитие людям понимания того, что от них многое зависит.

- Многие политологи говорят, что только создание коалиции Партии регионов и БЮТ позволит выйти из того перманентного политического конфликта, в котором находится Украина последние несколько лет. Насколько это реально?

- Все реально. Я не собираюсь комментировать различного рода слухи, прогнозы, оценки. Когда свершится - тогда будем оценивать. Мне кажется, что у нас общество направили по совершенно ложному пути и принуждают его гипертрофированно оценивает роль коалиции. Нужно говорить об ответственности политиков, депутатского корпуса, а не о комбинациях, которые страна смакует, как обглоданную кость. Это ничего позитивного не дает, но людям внушают чувство приобщенности к неким дворцовым тайнам.

- А вообще реально в ближайшее время, скажем, до президентских выборов, внести изменения в Конституцию?

- Теоретически это возможно.

- А практически?

- А практически весьма сложно. Здесь нужен открытый публичный разговор о том, что это даст, прежде всего, стране. Должно быть такое обоснование. В противном случае, в обществе это будет расценено, как сговор. Украинские политики не привыкли вести такой публичный диалог. Им удобней вести "подковровые" переговоры, когда на столе лежит лишь "шахматка" в виде должностей, в которую надо после политических торгов вписать соответствующие фамилии. А когда достигается консенсус в этом ключевом вопросе, пытаются пустить дымовую завесу, камуфляж в виде каких-то решений. Сначала нужно говорить о том, что нужно стране, людям, а потом уже о том, кто будет обеспечивать реализацию этих решений. У нас же пока действуют наоборот.

- Скажите, какими правами реально обладает спикер Верховной рады? Сама рада? Предположим, один из министров напьется, устроит дебош заграницей и это будет доказано. Верховная рада может повлиять на его дальнейшую карьеру?

- Она может повлиять на карьеру любого человека, назначение которого зависит от Верховной рады, если есть 226 голосов. А какие возможности спикера?... Спикер может выступить с законодательной инициативой и не более того. Главное, чтобы послей этой инициативы Верховная рада была работоспособной, даже по нашим украинским меркам.

Знаете, для меня всегда было проблемой то, какие последствия будут после принятого решения. Часто приходится обуздывать свои эмоции, свое видение. Не всегда важно принять решение, важнее понять, чем оно может обернуться для общества...

- То есть, настолько серьезно обстоит дело, что вы почти каждый мой вопрос заканчиваете таким вот своим ответом, в том смысле, что у Украины вообще проблематично будущее?

- Украина, как государство, будет. Но вопрос в другом. Она должна быть не формально государством, она должна иметь сущность. Лично меня не устраивает декларативный суверенитет. Мы должны быть таким государством, которое по ключевым вопросам самостоятельно принимает решения. Должно иметь надлежащую экономическую основу, иметь соответствующую политическую систему, и власть, институты власти, которые обязаны быть адекватными.

- А что, сейчас Украина не является в полной мере независимым государством?

- Сегодня ни одно государство не является полностью независимым. Для этого нам сегодня нужно дать определение понятию "суверенитет" в условиях глобального мира. С учетом того, что после кризиса будет происходить процесс силовой глобализации, те государства, которые будут наиболее успешными, они будут пытаться втягивать в орбиту своего влияния другие государственные образования. Поэтому, мне кажется, суверенитет, это тогда, когда по ключевым вопросам власть, государство, принимает самостоятельные решения.

- Украина сейчас может принимать самостоятельные решения по ключевым вопросам?

- Я думаю, что не по всем.

- А какие вопросы вы считаете ключевыми?

- Те, которые затрагивают все аспекты жизни и здоровья людей; которые затрагивают национальную безопасность, позволяют Украине выступать субъектом международной политики.

- Ну, допустим, берем самый простой и ясный пример. Вопрос по вступлению в НАТО.

- Я думаю, что вопрос вступления в НАТО - это фишка, о которой не стоило бы говорить. Во-первых, никто не собирается сегодня и завтра принимать Украину в НАТО. Во-вторых, украинская власть в этом вопросе должна опираться на мнение народа, не раскалывать страну. Это, кстати, одна из тем, которая раскалывает страну.

Совершенно очевидно, что и мы не нужны НАТО со своими неурядицами и проблемами. Я еще раз хочу сказать: если у нас будет внутренняя организованность, если мы будем консолидированы, если мы будем иметь хорошую экономическую основу - это будет составлять ключевые возможности для того, чтобы говорить, что мы можем обеспечить свою безопасность. Украина должна быть внеблоковым государством. В этом - и ее будущее.

- А по каким еще ключевым вопросам, по Вашему мнению, Украине не может принимать решения самостоятельно?

- По энергетическим.

- То есть, в этом вопросе есть зависимость от России?

- Да, конечно. Это понятно, потому что если государство в вопросах энергоносителей зависимо от другой страны, то говорить о том, что оно может принимать самостоятельные решения, весьма спорно.

- И от кого зависит это? От политиков внутри Украины?

- Конечно. Тут нужно исходить из того, что в энергетическом балансе у нас газ составляет 40%. Это, может, в России и нормально, поскольку она сама добывает газ... В других развитых странах это 20-25%, до 30%. Если мы хотим освободиться от газовой зависимости, то должны развивать в этом плане внутренние возможности страны. Просто все ведут одноразовую игру и все довольны. Каждый пытается по-своему вести переговоры для того, чтобы поставить своих посредников и для того, чтобы на этом "наварить". Ну, мы уже говорили об этом. Пример с газом хорош в том смысле, что политики, если будут руководствоваться общественными интересами, способны добиться энергетической независимости своей страны. Для этого они должны заботиться о внедрении передовых технологий, о том, чтобы в этом вопросе все было прозрачно.

- Сейчас Украину ждет очередной серьезный в политическом смысле этап - очередные выборы президента. Вы будете участвовать в этих выборах в качестве претендента?

- Пусть сначала Конституционный суд определит дату выборов. Я был категорически против назначения выборов на 25 октября нынешнего года. Во-первых, это противоречит Конституции. Во-вторых, нельзя подгонять страну под рейтинги наиболее реальных на этот момент претендентов. Потому что они прекрасно понимают: если выборы состоятся, как того требует Конституция, то будут другие расклады относительно того, кто встретится во втором туре выборов.

Дізнавайтеся головні новини першими — підписуйтесь на наші push-сповіщення.
Обіцяємо повідомляти лише про найважливіше.

Відправити другу Надрукувати Написати до редакції © За матеріалами РИА Новости /
Побачили помилку - контрол+ентер
Укрaїнa 14 травня, 2009, 14:39 963 1
Додати до обраного
Останні Перші Популярні Всього коментарів: 1
Вибір редакції