Война элит без народа

Андрій Єрмолаєв. Директор центру соціальних досліджень "Софія". (Фото: Центр "Софія)
Досрочная избирательная кампания-2007 – действительно особенная. И не только потому, что мало времени на ведение агитации.

Досрочная избирательная кампания-2007 – действительно особенная. И не только потому, что мало времени на ведение агитации. На самом деле, в проигрыше оказались лишь непарламентские партии. А ведущие игроки вели пропагандистскую работу еще с зимы 2007-го.

Дело в другом. Впервые со всей очевидностью стало понятно, что в Украине электоральная демократия "не работает" и полностью соподчинена механизмам корпоративной демократии.

Как бы не проголосовали избиратели, их голос будет "смикширован" в запутанных списках, в измененных правилах голосования, в возможных фальсификациях документов на уровне избирательных участков, а главное – их голос может быть просто выброшен на помойку, если кто-либо из лидеров парламентской гонки посчитает, что результаты виборов неправильные, и сделает все для блокирования работы парламента 6 созыва.

Судьба парламента 6 созыва – в руках узкого круга элиты, а не избирателей, – вот в чем проблема. И рождена эта проблема спекуляциями вокруг нарушения прав избирателей еще весной 2007-го, сложением полномочий депутатов, отстранением от власти коалиции, фактическим игнорированием реального положения дел со списками избирателей.

Кто сегодня даст гарантию, что все участники выборов признают результаты и будут работать в ВР независимо от полученного числа мандатов? Кто даст гарантию, что не повторится история с выборами 2004-го, когда решением Верховного суда отменяются результаты голосования? И кто даст гарантию, что голосовать будут пересчитанные и защищенные законом избиратели, а не списки "мертвых душ"?

Эти выборы воспринимаются обществом как "второй тур" 2006-го. Но эта "война элит без народа" привела к тому, что избиратель отстранен от политической борьбы, и соответственно – не действуют механизмы социальной самоорганизации. Политики организовывают искусственные майданы и политические карнавалы, но майданы гражданской активности – остались в истории.

Еще одна особенность кампании – неполитический характер борьбы за власть. Украинская политика сделала огромный регрессивный шаг назад, вместо партийных рациональных идеологий обществу предложены псевдо-учения и призывы к вере, а вместо блоков и партий – новые харизматические движения. Гадания, пророчества, темы преданности и предательства, призывы верить и доверять (а не разделять взгляды!) – все это стало характерной чертой досрочных виборов.

В условиях общественной пассивности, роста авторитарных настроений и "сильной руки", укрепление харизматических движений может привести и к смене типа властвования – об бюрократической власти, сформированной на основе представительной демократии, к харизматической власти, основанной на воле и харизме лидера. Но об этом вызове для национальной демократии – разговор особый и отдельный.

Что касается исхода избирательной кампании. Главный правовой риск – явка на выборы менее 50% избирателей – мне кажется невысоким. Явка будет выше, 65 и более процентов. Судебные иски и обвинения затянут оглашение результата, от недели до месяца.

Куда более рисковой мне представляется попытка манипуляции итоговым результатом. Детонирующие электоральные мифы – уровень поддержки Партии Регионов и БЮТ. Вот именно разрушение электоральных мифов может сдетонировать новые майданы "снизу".

Еще один риск – прохождение в парламент только трех политических сил. Эта идея активно популяризируется в последние недели. Но в случае, если по каким-либо причинам в ВР действительно пройдет лишь "тройка", это будет самым неблагоприятным политическим форматом, который может привести к развалу парламента 6 созыва. "Монополия троих" – нелегитимна в глазах общества и неконструктивна для формирования стабильных коалиций и оппозиций. Поэтому максимум возможных победителей (хотя бы 4-5) – это позитив и для парламента, и для избирателей.

Что важно для всех, не зависимо от политического окраса? Реабилитация парламента и парламентаризма, максимально быстрое формирование парламентских (коалиция, оппозиция) и исполнительных институций (правительство), достижение политического компромисса по правовому обеспечению работы парламента и правительства (обновленные законы о КМ, регламенте, оппозиции, президенте) и на этой основе – достижение политического равновесия, прекращение спекуляций по поводу конституции.

Тем более, что у страны на 2008 год и так хватает забот – вступление в ВТО, законодательная подготовка к которому фактически блокирована, прекращение действия моратория на продажу земли при отсутствующем законодательстве по рынку земли, бюджет-2008, которому грозит перенос на начало 2008г., и т.д.

Андрей Ермолаев

Дізнавайтеся головні новини першими — підписуйтесь на наші push-сповіщення.
Обіцяємо повідомляти лише про найважливіше.

Відправити другу Надрукувати Написати до редакції © За матеріалами Андрій Єрмолаєв /
Побачили помилку - контрол+ентер
Всього коментарів: 0
Вибір редакції