Вышла на экраны первая часть новой кинодилогии Никиты Михалкова — "Утомленные солнцем2: Предстояние" - большая драма о войне.
Со вчера на экранах украинских кинотеатров – сиквел оскароносного фильма Никиты Михалкова "Утомленные солнцем2. Предстояние".
Напомним, что первая часть, получившая не только "Оскар" за лучший иностранный фильм, но и вагон и маленькую тележку премий разных фестивалей, вышел в прокат в 1994 году. Действие первого фильма происходит в 1936 году, в обычный летний день, праздник четвертой годовщины сталинского дерижаблестроения.
Комдив Котов с семьей – женой, дочерью, тестем, и другими родственниками и друзьями отдыхают на даче. Все вокруг наполнено безмятежностью, покоем и уверенностью в завтрашнем дне. Но, оказывается, что это - последний день всеобщего счастья в жизни каждого из персонажей. Аресты, расстрелы, лагеря… Вот что ждет семью комдива Котова после визита на дачу друга семьи его жены – Дмитрия Арсентьева, теперь работающего в НКВД.
В конце фильма подается краткая справка по поводу судьбы героев - комдив Котов расстрелян, жена умерла в лагере, дочь в ссылке. О судьбе Митяя в справке ничего нет, но по финальным кадрам фильма можно предположить, что он покончил с собой. В общем, ничто не предвещало сиквела.
Однако же, кино отличается от жизни тем, что при желании мертвых можно воскресить. При этом, в отличии от гаитянских зомби, они будут выглядеть и действовать, как живые. Вот патриарх всея российского кинематографа и воспользовался этой возможностью. Жену Котова воскресили, правда, без участия Дапкунайте – ее заменили Толстогановой. Арсентьева оживили (интересно, кто все-таки вытащил его из окровавленной ванной). Надю вырастили. И в связи с этим от атмосферы первого фильма в продолжении не осталось ничего. Разве что врезки – кадры, используемые в качестве флэшбеков, которые Михалков лепит везде, куда придется. В остальном же – это просто большая драма о войне. Скажем даже так – эпическая драма. Потому как после просмотра трехчасового опуса голова переполнена информацией, как после интенсивного прочтения "Войны и Мира" за одну ночь.
Невооруженным взглядом в "Предстоянии" можно выделить три нити сюжета – ход Второй мировой, судьба Нади Котовой, и поиски Котова Аксентьевым (по велению Сталина и по собственному желанию, похоже, в том числе). Последняя нить собирает все события в фильме в нечто более-менее цельное. Без этого фильм казался бы просто серией рассказов о войне, а если бы убрать вообще все, что связано с первым фильмом, то из отснятого материала получился бы отличный, глубокий фильм «просто про войну».
Режиссерскую работу Михалкова можно или любить или не любить. Третьего не дано. В этот раз, придется полюбить, ведь не смотря на перенасыщенность событий и деталей, отдельные моменты фильма поразительно хороши. Жаль только, что эти моменты теряются, потому как разнообразных аллюзий и метафор, символов и прочего слишком много. А действие, происходящее на экране весьма динамично, и зритель просто не успевает усвоить мельтешащие перед глазами со скоростью света посылы от режиссера. Кроме того, в эпизодических ролях в "Предстоянии" снялись чуть ли не все ныне живущие известные российские актеры. Операторская работа, как и во всех фильмах Михалкова – на высоте.
Но не все так идеально, как не могло бы быть. Михалков, конечно, хорош, как режиссер, и как актер, но избежать массы ляпов и штампов ему не удалось.
Порадовала сцена крещения пионерки Нади на мине. Очень символично, видимо, теперь без подобных пафосных эпизодов ни один фильм Михалкова на экран не выйдет. А жаль, ведь первые "Утомленные солнцем" до сих пор для многих – один из любимых фильмов именно потому, что таких переборов и перекосов в любую сторону в нем нет. Похожих моментов в фильме несколько, и они основательно коробят общее впечатление.
Ну и по мелочам.
Перчатки Котова с острыми когтями – привет Джонни Деппу и рукам-ножницам. Сомнительно, чтобы что-то такое носили узники лагерей. Причем лагеря вообще-то вряд ли могли располагаться в Беларуси…. Надя, которой, по скромным арифметическим подсчетам, в 1941 году должно быть не больше 12 лет , выглядит на все 22…. И так можно продолжать довольно долго. Странно то, что уделяя столько внимания разнообразным деталям, аккуратно и щепетильно проводя их сквозь сюжет, создатели фильма упустили так много в элементарных вещах.
Смотреть это стоит тем, кто любит фильмы Михалкова, фильмы о войне, и Олега Меньшикова. Остальным, пожалуй, в кинотеатрах на этом фильме делать нечего.