Коктейль "Выборы": взболтать, но не смешивать

Дата публікації
Перегляди
1936
Поділитись:
WhatsApp
Viber
Коктейль "Выборы": взболтать, но не смешивать

Евгений Магда / Фото: ТСН.ua

Решение КС о легитимности формирования парламентской коалиции вкупе с переносом даты проведения местных выборов законсервировали политическую ситуацию в Украине.

Решение Конституционного Суда о легитимности формирования парламентской коалиции вкупе с переносом даты проведения местных выборов с мая 2010-го на март 2011 года законсервировали политическую ситуацию в Украине. И далеко не факт, что "стабильные реформаторы" собираются написать новые правила выборов.

Во время президентских выборов практически все фавориты гонки обещали изменить систему парламентских выборов. Но пришел к власти Виктор Янукович, Конституционный суд кивнул формированию коалиции с "тушками" - и разговоры о смене избирательного закона утихли как-то сами собой. Что менять, если народные депутаты получили законную возможность потихоньку переползать из оппозиции во власть в поисках лучшей жизни. Правда, глава КС Андрей Стрижак с хорошо отточенным пафосом заявил, что народный депутат отныне не является рабом фракции. Конечно, этот отрадный факт приятно осознавать, но миллионы избирателей и без того в лицо большинство законодателей не знают. Десятки нардепов могут позволить себе депутатский экстрим - поездки в общественном транспорте. Все равно к поменявшим лимузины на маршрутки и трамваи слугам народа попутчики не станут приставать с вопросами – не опознают.

В парламентских кулуарах уже несколько лет практически нет ярких политиков. Сформированная по закрытой избирательной системе Верховная рада шестого созыва – это набор представительного вида людей преимущественно в дорогих костюмах, у которых обычно отсутствует собственное, отличное от фракционного, мнение. Возможно, поэтому все чаще звучат призывы вернуться к смешанной системе выборов. Однако власть имущие предпочитают "взболтать, но не смешивать".

Партийные бонзы в замене "системы Мороза" (именно лидер СПУ протолкнул в 2004 году закрытие партийных списков, упирая на ее европейскость модели выборов) кровно не заинтересованы. Зачем нужны Януковичу (Азарову) или Тимошенко открытые списки, которые могут нежданно-негаданно выбросить на поверхность бурного политического океана толкового, с деньгами и ресурсами конкурента за партийное влияние. Конечно, это несколько утопический сценарий. Но в парламентских кулуарах и политических ток-шоу мелькают постоянно одни и те же лица, приток "свежей крови" в украинских условиях означает исключительно готовность вложить в карманы партийных лидеров внушительную сумму денег за депутатский мандат и статус "кнопкодава". Проще говоря, быть послушным за собственные деньги и призрачные политические перспективы. Напомню, что в Украине существуют 174 политические партии, и несколько партийных проектов на подходе. Получается какой-то театр абсурда: пробившиеся в парламент еще осенью 2007 года партии и блоки переплетаются в разнообразных конфигурациях, по сравнению с которой Камасутра отдыхает, а другим политическим силам предложено "погулять на свежем воздухе".

Кстати, даже Сергей Тигипко и Арсений Яценюк – две версии проекта "третья сила" - не заинтересованы в смене избирательной системы, сколь громко бы не клялись в обратном. Оба использовали президентскую кампанию как трамплин для взлета на политическую орбиту. Теперь Тигипко вращается в правительственной сфере притяжения, имитируя независимость от Партии регионов. Насколько хватит лидера "Сильной Украины", которого словно в насмешку "посватали" на пост лидера Партии регионов – неизвестно, "час Х" настанет, когда команде Януковича понадобится козел отпущения за промахи в экономике. Яценюк энергично отбивается от любой должности в единой (читай – подкаблучной у Тимошенко) оппозиции. Правда, попытки Арсения Петровича создать собственное оппозиционное правительство выглядят как-то беспомощно. Зато оба политика заинтересованы поменять излучение своего светлого лидерского образа на местную элиту на весомые политические дивиденды. Вынужденное годичное ожидание местных выборов может отбросить на обочину "Сильную Украину" и "Фронт перемен".

Забавно до вынесения вердикта Конституционного суда о легитимности парламентской коалиции выглядел Виктор Ющенко. Экс-президент публично выказывал надежду на проведение досрочных парламентских выборов - видимо, Виктор Федорович Виктору Андреевичу при передаче власти что-то намекнул. Однако политическая целесообразность оказалась сильнее стремления потрафить Ющенко, и тот сегодня остался у разбитого партийного корыта. Зато ему будет легко перестраивать партию "Наша Украина", вернее – возводить ее с нуля, поскольку от "оранжевого" политического проекта за пять лет существования остались одни руины.

БЮТ на фоне своих заклятых политических друзей выглядит более мощной силой, хотя на поверку это – колосс на глиняных ногах. Юлия Владимировна принимала на перевоспитание кучмистов, утешала национал-демократов, призывала бизнесменов делать "украинский прорыв". В итоге получился политический винегрет, из тарелки с которым власть – пока маленькими порциями – отбирает балластную массу для парламентской коалиции. Обещанная Тимошенко "беспрецедентная политическая чистка" рядов "сердечников" выглядит хорошей миной при плохой игре – леди Ю так и не смогла найти адекватное противодействие наступлению "регионалов". Не бросаться же ей с косой наперевес под властный танк.

Во властной коалиции ситуация относительно смены избирательной системы неоднозначна. Глашатаем стремления переписать правила парламентских и местных выборов является Владимир Литвин, понимающий, что при закрытых списках спикером он вряд ли станет. Коммунисты против открытых списков и возвращения к смешанной, пропорционально-мажоритарной системе – у партии нет ни ярких кандидатов, ни средств для подобных авантюр. Что касается Партии регионов, то не оставляет ощущение, что соратники Виктора Януковича против любых выборов. Особенно сейчас, когда происходит упоительный процесс распила властных полномочий. Поэтому ожидать от "регионалов" новаций относительно избирательного закона не приходится.

Парламентские фракции сегодня напоминают ингредиенты некогда популярного коктейля. Они перекатываются в шейкере, но от того качество смеси не становится лучше. Отечественной политической системе необходим клапан для выпуска пара общественного недовольства и алгоритм обновления власти. В противном случае говорить об эффективном развитии снова будут на предвыборных митингах, а не в кабинетах, где принимаются политические решения.

Повʼязані теми:

Дата публікації
Перегляди
1936
Поділитись:
WhatsApp
Viber
Наступна публікація