Никто не хочет уступать

Никто не хочет уступать

Или почему Корбан все еще под арестом и когда он получит свободу.

Судебное заседание по определению меры пресечения для Геннадия Корбана прошло в лучших традициях жанра мыльной оперы. Тут тебе и бешено закрученный сценарий, и вулкан страстей, и возможность посочувствовать, и (а как без этого) динамичные кадры "фрагмента экшн". Для телевизионной картинки лучше не придумаешь. Да и общество готово к восприятию именно такого формата. Ведь политические баталии в странах, на которые Украина хочет походить, и баталиями-то назвать нельзя. Скучный и чрезвычайно уравновешенный, вежливый обмен мнениями в кабинетах... Это не интересно зрителю. Ему не нужны доводы, аргументы. А вот сериал, шоу со скандалами, криками, мордобоем — самое то. Но в этом "самом том" теряется основной смысл происходящего. А смысл, увы, безрадостен. И определяется одной простой фразой – а "никто не хочет уступать". Причём ни одна из главных действующих сторон не носит фамилию "Корбан".

Большой конфликт на маленькой сцене

То, что процесс над лидером партии "Укроп" является лишь небольшим элементом мозаики, понимают едва ли не все. Мозаика эта зовётся конфликтом Порошенко и Коломойского. Два человека, не бедных, имеющих мощные рычаги влияния на политику, выясняют отношения. При этом, если присмотреться, схожих черт у них больше, чем различий. Не в характере — в убеждениях, работе, целях. Но вот беда, имеем лишнее подтверждение тому, что, как и в физике, в политике "одинаково заряженные частицы" обладают свойством отталкиваться друг от друга. О чём это я?

А давайте вместе поразмышляем над личностями основных участников. Особенно над их схожестью. А общего в истории жизни (особенно в бизнесе и политике) у Порошенко и Коломойского огромное количество:

  • Их обоих нельзя в полной мере причислить ни к бывшим "красным директорам", ни к руководителям кампаний спортивных ребят в красных пиджаках (помните таких в конце 80-х – начале 90-х?). И Порошенко, и Коломойский делали деньги, опираясь на свой ум и создавая вокруг себя команду не менее умных партнёров.
  • Оба пережили момент войны "красных директоров" с зарождающимся бизнесом. И момент отстрела "красными пиджаками" "красных директоров" и всё-таки зародившегося бизнеса. Пережили в буквальном смысле — остались живы. И сохранили свои активы.
  • Оба поняли, что если ты не с властью, нужно иметь оружие для самообороны. Не стволы, другое. И Порошенко, и Коломойский начинают создавать в экономике Украины свои "вотчины" таким образом, чтобы власти была просто не выгодна война с ними. То есть так называемые "системообразующие группы".
  • Оба для защиты своих интересов развивают медиа-проекты. И оба добиваются успеха. Один с группой "плюсов". Второй — с "пятым". О более мелких, печатных, проектах даже не упоминаю в силу их большого количества. В конце 90-х – глупая покупка. Но уже через 4-5 лет и "плюсы", и "пятый" доказали свою эффективность. Они не скатились в джинсу. Просто атака на их владельца вызывала информационную атаку по другим направлениям. Формально не связанным с темой конфликта.
  • Оба понимают важность "крепких тылов". И оба получают таковые в виде областей Украины. Один — Винницкую, второй – Днепропетровскую.
  • Оба участвуют в подготовке и финансировании Майдана 2004 года. И оба разочаровываются в "любих друзях" достаточно быстро. Но при этом проявляют свои лучшие качества — долю порядочности в политике, – и не начинают через свои медиа-империи "валить власть". До последнего придерживаются нейтрально-положительной интонации. Даже когда "любі друзі" атакуют их бизнес.
  • Оба категорически не приемлют приход "семейного подряда" в украинскую политику в 2010 году. И оба видят тупиковость курса на Россию. Что логично — их бизнес-империи нельзя назвать сверхтехнологичными, но они и не сырьевые. То есть сам процесс зарабатывания денег демонстрирует и для Порошенко, и для Коломойского важность и цену технологий, знаний, интеллекта. Это не "выкопал (отжал)-продал". А РФ в её теперешнем виде — типичная сырьевая экономика. И Порошенко, и Коломойскому мирная Россия интересна как рынок. Но не интересна как маяк, на который нужно держать курс.
  • Поэтому то, что оба олигарха активнейшим образом поддерживали Майдан 2013-14 годов, было вполне закономерно. Более того, оба бизнесмена серьёзно рисковали лично. Не деньгами. У того же Порошенко были и баррикады, и полёты в Крым. У Коломойского менее заметно — но в феврале-марте 2014 Днепропетровск был не менее опасен.
  • Есть ещё один занимательный факт: оба олигарха напрямую не шли во власть. Они не были "спикерами" Майдана. Они были в тени. А власть, если можно так выразиться, сама пришла к ним — на фоне кризиса нужны были масштабные фигуры, которые в том числе и своим личным авторитетом, связями, заработанными ранее, вопреки государству, помогут этому самому государству устоять.

И вот на этом возьмём паузу. Перечитайте список ещё раз. Фактически имеем только двух человек из всей большой команды украинских олигархов, которые рискнули начать менять страну. Не весной 2014, когда их "попросили". А раньше, в 2004, 2010, 2013-м. Им бы договориться и действовать единым фронтом. Но вот беда, оба они — сильные и умные люди. И оба они одновременно пытались работать с обществом, с одной стороны, идя каждый к своей цели, с другой – "делая картинку". Ведь не только политики и бизнесмены, но и обычные люди меняются медленно — украинцы хотели и все еще хотят простых и понятных решений сложных проблем.

Схожесть методов как причина начала конфликта

Коломойский публично говорил, что в деле нормализации обстановки в Днепропетровске (да и в соседних областях) выбирал наиболее эффективные методы, не заботясь о "формальной чистоте". И тут имеем тот же разговор с криминалитетом для выяснения позиций в случае попыток расшатать ситуацию на востоке Украины. То есть был компромисс (ну или расстановка акцентов и указание места) с группами, скажем так, "противников". Ведь криминал — то, с чем власть должна бороться. Была и картинка - "деньги за сепаратиста", создание первых добробатов, использование страшилки "Правый сектор".

У Порошенко аналогичная ситуация, только в другом измерении. Место криминалитета заняли олигархи. С ними нужно было договариваться, выяснять позиции. И тоже достигать каких-то компромиссов. Увы, иначе в 2014 году государство Украина имело бы намного больше проблем. Но обществу нужна была и картинка. Президент страны несколько более ограничен в выборе методов для её создания — ведь картинка нужна масштабная — а ресурсов для "масштаба" нет.

А тем временем общество хотело борьбы с криминалом (привет Коломойскому) и борьбы с олигархами (привет Порошенко). И тут между двумя очень близкими по своей истории богатыми людьми пробегает "чёрная кошка". Начинается атака на один из бизнесов губернатора Днепропетровской области. Не основной. Но людям надо было показать – власть борется с непрозрачными схемами. Почему Коломойский? Всё просто. Остальных на тот момент трогать было опасней. Да и показать людям, что "даже свои не имеют индульгенции" нужно. Гонять депутатов – мелко. А атака на крупную фигуру — то, что надо. Дальше были вооружённые люди в Киеве, был первый всплеск информационных атак. И начались процессы, которые вылились в сегодняшнюю войну.

Почему так? Почему войну? Тут тоже просто. И Коломойский, и Порошенко очень умные люди. И тот, и другой понимают, что лобовое сопротивление хорошо подготовленной атаке вымывает собственные ресурсы и не гарантирует победы. Они оба — мастера асимметричных действий в ответ. Те же медиа-ресурсы, упомянутые выше. А также действия в политическом поле, атаки в бизнесе.

Таким образом, за год каждая из сторон обозначила площадки, где она сдерживает натиск и где атакует. Причём количество площадок постоянно расширяется – это и политика, и кадровые вопросы в исполнительной власти, и бизнес, и экономика государства. Пока что обоим хватает ума и сдержанности не начинать полномасштабную войну в области медиа. И вооружённую защиту своих интересов.

И что дальше?

В остальном же работает фраза "никто не хочет уступать!". Не получилось в одном месте, готовится "неприятный сюрприз" для оппонента на другом, на первый взгляд, никак не связанном с темой конфликта направлении. Количество тем и направлений, как сказал выше, растёт. Никто же не хочет уступать.

Проблема в том, что судя по динамике процессов, поле "военных действий" расширяется в геометрической прогрессии. И ладно бы, если бы конфликтовали бабушки на селе. Но здесь достаточно масштабные личности, от которых во многом зависит скорость трансформации Украины. Договариваясь и работая вместе, Коломойский и Порошенко бы могли сделать многое. Но опять-таки – "никто не хочет уступать".

В результате конфликт приобретает трагикомический окрас. Ппроцесс над Корбаном – лучшее тому свидетельство. Заседание продолжительностью 30 часов... Это не просто рекорд. Это и демонстрация тупика в конфликте Коломойского и Порошенко.

Выхода из этого тупика два: или сесть и поговорить нормально, когда оба (подчёркиваю ОБА) идут на уступки хоть по паре направлений; или расширять конфликт дальше. Вот только дальнейшее расширение может лишить систему, именуемую "государством Украина", остатков устойчивости. Поэтому, возможно, пора таки снизить тон двум умным, патриотичным и весьма влиятельным гражданам Украины.

А Корбан? Ему ничего не остаётся, кроме как использовать ту же фразу "никто не хочет уступать" хотя бы в рамках судебных тяжб – он уже загнан в угол. А решение "проблемы Корбана" может быть найдено только за столом с кофе или минералкой. За столом, где будут сидеть и договариваться два простых, умных и патриотичных украинца.

Может, уже пора накрыть такой стол?

Кофе хочешь? С конфеткой?

Похожие темы:

Следующая публикация