Учёба – это соска-пустышка

Можно ли избежать поборов и поступить в вуз по-честному? Да, для 20% абитуриентов это будет посильно. У них хватит ума, терпения и нервов достичь максимума из 800 баллов. А вот 80% придётся попотеть в поисках обходных путей.

Владимир Спиваковский

Владимир Спиваковский

Вообще жалобы на то, что в студенты зачисляют несправедливо, существовали всегда. В советское время существовало телефонное право партийных чиновников, и по нему (по блату) поступало процентов 20. Потом, когда задул ветер коммерческих перемен, "блат" перестал быть пропускным билетом, им стали деньги. Процент поступающих за взятки остался прежним – 20%. Со временем, поступать только за деньги, даже за большие, стало трудно и опасно, потребовалась связка "деньги-знакомства". И те же 20% поступающих по этой схеме. Сейчас, после борьбы с коррупцией несправедливо поступивших (льготников, псевдо-инвалидов, взяточников, блатников) – опять 20%.

Вот я и думаю, может, пора учебным заведениям перестать охотиться за миражами, и поручить борьбу со взятками другим ведомствам, а школам и вузам поставить задачу учить так, чтобы нация умнела. А то потом будут недоумевать, почему самолеты падают.

Ведь учить 12 лет 12000 параграфов по всем предметам стало вовсе незачем. Достаточно только в выпускном классе овладеть техникой мнемологии (как для решения кроссвордов) и иметь хорошую природную память, чтобы угадывать ответы на вопросы. А вот что делать умным, но, скажем, тугодумам, которые часто делают великие открытия?

Что учить? Школьники уже поделили предметы на те, которые будут нужны и остальной "мусор".

Чему учить? На аттестат – надо учить одно, для тестирования – другое, на собеседование в вуз – третье. И вот проясняется, что не имеет значения, чему учить. На этом этапе просто решили предоставить возможность всем подзаработать: и учителям, и репетиторам и вузам. Общая сумма взяток умножается на три. Эдакое троеборье без правил. Ну что ж, тоже интересно – кто победит. Пока впереди всех хитроумные дети и ушлые взрослые.

Школьное образование – это плацебо. Думаешь, что получаешь питание для мозга и допинг для души, а на самом деле – это пустышка. Пирожок без начинки.

Вот, казалось бы, устранили льготников – уж слишком много было шума в прошлом году по поводу псевдоинвалидов. Но на их месте быстренько появились новые герои – это псевдоиностранцы. Им экзамены и тестирование сдавать-то не надо. А у кого нет ещё паспорта, воспользуется тем, что в свидетельстве о рождении гражданство не указывается. И вот он – кратчайший путь в студенты. Вообще не надо заморачиваться. Зачисляют автоматом.

Правила приема в вузы опубликовали, утвердили, но намекнули, что вузы могут проводить собеседования на профпригодность. Интересно – как к этому собеседованию готовиться? И как потом оспорить, что тебя в школе не учили, например, писать резюме?

Несчастные родители цепляются за любые обрывки информации, которая на следующий день опровергается, и новые деньги платятся новым людям. Репетиторы быстро адаптировались, по 50-150 грн в час, и их количество увеличилось с 10% в 2009 году до 32% в 2010 году. А простые учителя-нерепетиторы остались ни с чем. Им говорят – так крутиться надо!

И вообще. Создали столько шума по поводу вступительной кампании, что, конечно, никакой дурак теперь не хочет остаться в стороне от такой халявы, как вуз, и подаёт документы куда попало. Там стипендия и веселая жизнь. А в это же самое время, те, кто этот пожар раздули, сожалеют, что никто не идет в простые работники. Так снимите пиарный ажиотаж с вузов и проявите такой же максимализм по поводу ПТУ, техникумов и простых рабочих мест – и всё станет на свои места.

Все обсуждают только форму – сколько учиться лет, какие выставлять оценки, зачем нужно тестирование. А контент-содержание? Его не трогают.

И вот вырисовывается такой результат. Школьные знания деградируют вместе с общим уровнем учеников. Причем, не постепенно, а резко. Пока не видно, чтобы уровень знаний имел тенденцию к повышению, да и никто такой задачи не ставит – ни в министерстве, ни в школах. Идём от национальной идеи к национальной катастрофе и обратно. А умные и способные уедут в Англию, там и дешевле, и перспективнее.

Впрочем, это вопрос национальных приоритетов: если учителям вменяется в обязанность вылавливание коррупционеров, и это важнее, чем выискивать талантливых или хотя бы прилежных, то пусть так и будет. Только не надо потом жаловаться на отупение нации.

Конечно, министерство можно понять. Перед ним поставили задачи, от которых ему нельзя отказаться. И оно лавирует, как умеет, держа круговую оборону по принципу "нехай клевещут!".

Можно понять и отчаявшихся родителей. Они полностью растеряны и дезориентированы – куда и как готовить своих детей в вузы. Школа знаний не дает, а то, что даёт – никак не совпадает с тестами. И уповают на авось. И правильно делают, так как наш авось самая главная в жизни надежда.

Можно понять учителей. У них вообще никакого просвета: ни зарплат, ни уважения, ни перспектив. Кого на что учить, и учить ли вообще.

Я временами перечитываю газеты американские-английские-немецкие-бразильские-индийские – и нигде никакого ажиотажа по поводу своих юношей и девушек, желающих учиться в университетах. Желают – поступают и учатся. Или не поступают и не учатся. Как-то всё там спокойней. Никаких драм-трагедий, шулерства-подлогов и инсультной паники. А здесь столько шума. Любой шаг, и всё – мимо.

…Остался чукча на выходные один дома. Нашел кулёк сухофруктов. Дай, думает, компот сварю. Сварил, фрукты всё равно никто не будет есть, решил процедить. Поставил дуршлаг в раковину и слил жидкость. Долго стоял над раковиной в ступоре, много думал…

________________________

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

А может, ну их, эти реформы!

Отовсюду несётся "О, реформы! О, реформы! О, йес! О, йес!". Пугают: без реформ страна ляжет, ВВП стухнет, Европа недопоймёт. Ай-я-яй! Бамбарбия, киргуду! Ни в одной стране мира столько не болтают про реформы, как у нас.

Наступна публікація

Я дозволяю TSN.UA використовувати файли cookie