Разорвать пуповину с Россией. Кинопроизводство в Украине борется за право жить без "старшего" брата
Прокуратура занимается вероятными злоупотреблениями в Госкино.
Комедийный сериал "Село на мільйон-2" - классический образец национального фильма: украинское финансирование, украинский режиссер, актеры и техническая база. И демонстрироваться он будет, прежде всего, нашему зрителю, который уже ждет свое качественное кино.
Об этом говорится в сюжете ТСН.Тиждень.
"Требовательность зрителя к качеству стало значительно выше. И это не все! 20 лет назад мы могли себе позволить в течение года снимать восемь серий. Сейчас на восемь серий выделяется максимум месяц. Это максимум, потому что законы рынка совсем другие. Если ты не выдерживаешь темпоритма и качества, тогда ищи себе другую работу ", - заверил кинорежиссер Бата Недич.
Подобных лент становиться больше - весной президент подписал закон о государственной поддержке кинематографа. Документ, в частности, определяет, что такое украинский фильм, и как завоевать на него государственные деньги.
"Предоставление государственной субсидии на производство фильмов на уровне 80%, а с другой стороны субсидии на производство сериалов на уровне 50%, чего вообще никогда не было. Покрытие так называемых квалификационных расходов производителям фильмов. Целый ряд стимулов для съемок в Украине, для копродукции ", - заявил заместитель министра культуры Украины Юрий Рыбачук.
Впрочем, дьявол как всегда в деталях и эти детали - изменение 19 подзаконных актов и принятия почти трех десятков новых. Один из них парламент уже получил. Он рвет пуповину "русского мира", к которой все еще прикреплена наша киноиндустрия. Документ запрещает любую форму совместного производства с кинематографистами России, которая определена, как "государство-агрессор". Собственно, некоторые запреты и ограничения начали действовать еще с 2015 года, однако гибридная киновойна так просто не выигрывается.
Перечень из 23 картин, разрешения на трансляцию которых (бюрократическим языком - прокатные удостоверения) были отозваны Госкино только у телеканала "Украина". В частности, последний из них, "Круговерть" должен был выйти в эфир месяц назад, однако специалисты киноагентства обнаружили: информация о происхождении ленты является недостоверной, проще говоря, является обманом, российский сериал замаскированный под наш.
Николай Княжицкий, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам духовности: "Мы видим, что очень часто злоупотребляли телекомпании этим правом. Они выдавали по сути российский продукт за продукт украинский. Или фактически снимали фильм о силовых органах Российской Федерации, страны-агрессора, а это запрещено, только вырезали некоторые сцены, вставляли туда, вклеивали каких-то украинских полицейских вместо российских милиционеров, но по сути это все равно оставался русский фильм. И выдавали это все за общее производство. Этот закон не позволит в будущем это делать ... Как правило, это "Интер" и "Украина" - у них больше таких сериалов и нам всегда казалось, что они все же поймут, что видимо где-то здесь надо поставить точку, потому что война продолжается".
Министерство культуры подтверждает существование серых схем совместного производства с россиянами. "Мы знаем, что есть случаи, когда происходит просто маскировка, когда снимается несколько сцен в Киеве или в другом месте Украины и фильм подается фактически как украинский, национальный", - считает Рыбачук.
Чтобы прекратить серые схемы, авторы нового закона обращают внимание даже на такие мелочи, как расположение места монтажа фильма, не говоря уже о гражданстве производителей или студий.
"Это своеобразная реакция депутатов на несостоятельность телевизионной и киноиндустрии самостоятельно регулировать процесс производства, совместного производства российско-украинских сериалов и фильмов. Эта дискуссия продолжается уже более двух или трех лет. К сожалению, никакого результата нет и очевидно, это самый простой и эффективный способ прекратить ту манипуляцию, которая на сегодняшний день происходит. В этой манипуляции есть экономическое основание. Производить сериалы с русскими гораздо эффективнее, но их можно выдавать на сегодняшний день за белорусско-польские или украинские сериалы. И когда много сериалов, которые вы смотрите выдают украинские, на самом деле корни и экономические и с точки зрения героев, и с точки зрения истории в них находится так же в России", - рассказал Александр Ткаченко, генеральный директор "1+1 медиа ".
В Госкино осторожно оценивают нововведения и указывают, что только украинский рекламный рынок не даст достаточных заработков, поэтому часть продюсеров не хочет отказываться от Москвы. "Производство сериала на украинскую аудиторию просто сужает маневр для его последующей продажи. В Польше есть свои сериалы, в Литве есть свои сериалы, в других странах свои... Поэтому мы прекрасно понимаем почему было это сотрудничество с Россией, которая сейчас прекращается, мы это прекрасно понимаем и мы, конечно, за то, чтобы было больше украинского контента, но здесь вопрос, что надо взвешенно к этому подходить ", - отметил Сергей Неретин, заместитель председателя Госагентства по вопросам кино.
К самому киноагентству тоже есть вопросы у прокуратуры. Они касаются заработка, теперь уже студий, которым Госкино давало деньги из госбюджета. "В настоящее время нами получена оперативная информация, которая позволяет утверждать о том, что эти предприятия после получения бюджетного финансирование имели взаимоотношения с фиктивными предприятиями, оплачиваянесуществующие услуги ", - сообщил Андрей Андреев, заместитель прокурора Киева.
Голосеевский суд столицы предоставил следователям доступ к счетам Госкино и студиям-производителям и смежным компаниям. К проверкам присоединились и аудиторы Счетной палаты. Как глубоко они копнут и еще факты вылезут на поверхность - трудно предсказать, потому что хищения бюджетных средств стало бичом украинского кино. Схема может быть крайне примитивной: в заявке в Госкино продюсеры могут завышать необходимую сумму в несколько раз, Госкино по разным причинам средства выделяет, дальше их часть идет на реальное производство, а часть списывается по фиктивным документам.
Речь идет о миллионных суммах, ведь государство на волне патриотического подъема уже несколько лет постоянно увеличивает затраты на производство именно национального кино. В прошлом году они составляли 242 миллиона гривен, в год настоящее - более 500 млн, на следующий - вчетверо больше. "По оценкам экспертов предварительным на следующий год это нужно 2 миллиарда гривен. На последующие годы чуть больше. Будет ли такая сумма меньше - это все будет зависеть от возможностей государственного бюджета. В этом году продолжается уже производство 72 фильмов! Мы видим, что в том числе за счет государственной поддержки украинское кино становится заметным ", - отметил Рыбачук.
Однако объем государственной поддержки может оказаться и под вопросом, особенно, если подтвердятся подозрения прокурорских следователей. Не исключено, что они обратят внимание еще и на то, что от 20% до 40% средств нынешнее Госкино выделяет компаниям продюсеров Филиппова и Осадчего, дружественным для большой и известной кинематографической семьи.
Кампанейщина, или же, кумовство, при определении, кому предоставлять бюджетную поддержку - один из критических упреков в Госкино. Впрочем, система разрешает руководителю киноагентства отрицать причастность к распределению государственных средств.
"Все решения, какие фильмы будут поддержаны, принимаются на открытом конкурсном отборе экспертной комиссией. Госкино, его руководство, ни я ни мои подчиненные не выбирают фильмы, которые будут поддержаны, мы только выполняем те решения, которые принимает экспертная комиссия, которые в результате утверждаются коллегией Министерства культуры Украины, которая формирует программу производства фильмов. Мы обеспечиваем уже просто процесс выполнения этой программы ", - заявил председатель Госкино Филипп Ильенко.
Чиновник уже три недели готовится объяснить внимание правоохранителей к своей деятельности: "Мне не поступало никаких обращений из прокуратуры по этим вопросам. Почему я узнаю только из новостей 1 + 1 и моя позиция по этому будет вскоре опубликована в том числе и юристов. Спасибо. Пообщаемся на эту тему отдельно".
После наших официальных запросов и Госкино, и производителям придется рассказать и о деньгах, и о сериалах сомнительного происхождения на том же канале "Украина" и о возможности кооперации с иностранными кинематографистами и, наконец, о программе развития национального кино, если она существует. Хотя, справедливости ради, скажем, что солидарности в киношном среде почти нет, все друг другу конкуренты и заклятые друзья.
Мы столкнулись с нежеланием многих крупных игроков обнародовать скрытые конфликты и проблемы. С другой стороны, по меньшей мере двое, Александр Ткаченко и Сергей Созановский высказались за поиск консенсуса.
Консенсус больших должен касаться хотя бы установления и не нарушения общих правил игры, законов, и в государственной поддержке, и в кооперации с иностранцами, и в строительстве кинотеатров, и, наконец, в инвестиционной привлекательности страны. Делать, смотреть и гордиться классными украинскими фильмами - такое сверхзадача молодым киношникам кажется пока мечтой. Седовласые же метра сегодня уже видят для этого все шансы. "Я вижу огромный прорыв. Я вижу из-за того, что и сознание наше изменилось благодаря тому, что такие события в нашей стране происходили и происходят. Ориентация на то, что мы за нация и как мы сильны и так же кинематограф должен развиваться с позиции свободного народа и положительной силы, а не отставать", - считает актер Анатолий Хостикоев.
А пока мы продолжаем вывозить в Россию валюту, кормить за свой счет местных актеров, операторов, сценаристов, костюмеров, художников, водителей и электриков и еще десятки рабочих профессий, а импортировать российское гибридное кино.
Сергей Швец, Андрей Трымбач, Дмитрий Святненко