Засекреченные и эффективные: эксперты оценили "прорыв" переговоров в Минске
Стороны говорят об определенных достижения во время переговоров, однако политологи отмечают, что дипломаты просто "держат марку".
© Reuters
© Reuters
6 мая в Минске состоялись переговоры Трехсторонней контактной группы с представителями "ДНР"-"ЛНР" относительно урегулирования ситуации на Донбассе. По сравнению с предыдущими подобными встречами, они оказались наименее длительными, но, по заверениям сторон, очень результативными.
В частности, пресс-секретарь представителя Украины в контактной группе Леонида Кучмы Дарья Олифер заявила, что во время переговоров был достигнут консенсус. Спецпредставитель ОБСЕ Хайди Тальявини выразила мнение, что встреча дает надежду на урегулирование ситуации на Востоке Украины мирным путем. Аналогичное утверждение высказал дипломат от российской стороны Азамат Кульмухаметов. А представитель "ДНР" Денис Пушилин и вовсе заявил, что "произошел прорыв, которого давно ждали".
Еще до начала встречи сообщалось, что участники не планируют рассекречивать результаты переговоров. Из скупых официальных заявлений непонятно, в чем конкретно заключается "прорыв". Известно лишь, что представители сторон договорились о дальнейшей совместной работе и определили направления деятельности четырех подгрупп в составе Контактной группы.
Кстати, здесь Минские переговоры таки обнаружили новую деталь: кроме назначенных президентом Петром Порошенко представителей от Украины, в составе группы по гуманитарным вопросам оказался лидер общественного движения "Украинский выбор" Виктор Медведчук, известный также как кум Владимира Путина. Стоит отметить, что он неоднократно принимал участие в переговорах относительно Донбасса и в процессах обмена пленными.
ТСН.ua поинтересовался у политических экспертов, можно ли считать состоявшуюся в Минске встречу успешной для Украины, что кроется за довольными заявлениями представителя боевиков и не является ли это очередным "раундом" на пути к легализации "ДНР" и "ЛНР".
- Не думаю, что ситуация оборачивается в пользу боевиков, потому что сейчас, по большому счету, стороны скорее договорились договариваться дальше.
Дело в том, что Украина в нынешней ситуации вынуждена соблюдать нормы международного права как субъект международных отношений. На "республики" боевиков эти правила не распространяются. Поэтому мы и видим, с одной стороны, заявления, которые позволяют сторонам сохранить лицо, а с другой стороны, я думаю, что Украина будет делать все для того, чтобы минимизировать возможность наступления боевиков и российских войск, поскольку это приведет к существенным жертвам в первую очередь среди украинских граждан. Поэтому будут и в дальнейшем продолжаться дипломатические маневры. Но я далеко не уверен, что это приведет к какому-то признанию самопровозглашенных республик. Я думаю, что этого не будет.
В то же время я положительно оцениваю то, что, кроме Кучмы, там появились Владимир Горбулин и Евгений Марчук - в составе подгрупп контактной группы. Эти люди - профессионалы и хорошо разбираются в вопросах политической и национальной безопасности.
А что касается Медведчука, то есть такая поговорка: неважно, какого цвета кошка - лишь бы она ловила мышей. Если Медведчук способен (а он в группе по гуманитарным вопросам) добиваться поставок гуманитарной помощи на оккупированные территории или освобождать украинцев из плена боевиков, то я не вижу в его участии ничего крамольного.
Сейчас в условиях невыполнения требований по отводу техники и прекращения огня возникает резонный вопрос, стоит ли проводить переговоры относительно рабочих подгрупп. Но мы знаем о десятках тысяч боевиков, которые находятся на Донбассе. И если переговоры не проводятся, то их кураторы имеют основания действовать. Поэтому переговоры в данном случае это, возможно, и есть та пауза, которая необходима Украине, чтобы лучше обустроить оборону на украинском Донбассе.
- Все, что нам известно по результатам переговоров, это сухой набор дипломатических высказываний. По факту имеем созданные подгруппы. Но нужно быть наивным человеком, чтобы считать, что весь мирный переговорный процесс буксовал только из-за того, что не были созданы эти подгруппы. На самом деле просто нет политической воли на выполнение Минских договоренностей.
Парадокс Минских договоренностей заключается в том, что нет единого видения как их выполнять, нет четкого алгоритма. Более того, они прописаны таким образом, что Украина в любой ситуации в проигрыше от этого документа. Если мы его не выполняем, мы даем формальные основания Российской Федерации и боевикам вести агрессивные наступательные действия. Если мы их выполняем - мы разрушаем свое государство изнутри. И таким образом Путин получает возможность завоевать Украину не извне, а ослабить ее изнутри.
Присутствие в составе переговорщиков господина Медведчука однозначно будет иметь политические последствия для президента Порошенко, потому что более абсурдной ситуации, чем включить в состав переговорной группы российского агента №1 на территории Украины, придумать трудно. Возможно, именно с этим связан оптимизм представителей боевиков. А в целом это говорит об определенном изменении переговорной стратегии в пользу пророссийского вектора.
Информация о причастности Медведчука к переговорному процессу и освобождению заложников и раньше не была непубличной. Это подавалось как огромная заслуга, хотя мы прекрасно понимаем, что это была исключительно прихоть Путина – о том, что он готов отдавать нам наших пленных, но готов делать это не для кого-либо, а лично для своего кума Медведчука. Это была такая форма унижения Украины. А когда Медведчук стал уже полностью легализован в переговорном процессе, то мы, так сказать, подставили вторую щеку Путину. Это говорит о том, что переговорные позиции украинской стороны слабеют. Это может быть обусловлено и тем, что Европа теряет интерес к Украине. И, вероятно, президент Порошенко был вынужден согласиться на такой вариант.
Читайте больше в колонке Юрия Палийчука: Молчание ягнят
© Дзеркало тижня
- Эта встреча в Минске была успешной, потому что решение было согласовано еще до переговоров. Здесь надо понимать: в Минске не договариваются. На самом деле договариваются лидеры "нормандской четверки" в телефонном режиме переговоров. Принципиальная договоренность о создании рабочей группы и о формате была еще до Минских переговоров. В Минске это лишь положили на бумагу и согласовали детали.
Украинская сторона настаивала, что сначала нужно выполнить договоренности о прекращении огня и тому подобное... Но так договорились в формате "четверки". На скорейшем создании этих рабочих подгрупп (а это тоже часть Минских договоренностей) настаивали, в частности, и наши европейские партнеры. Не только Россия.
Но вопрос прекращения огня, контроля за отводом тяжелого оружия не снимаются с повестки дня, потому что это действительно еще не выполнено. И пока не будет прекращен огонь, ни о какой реализации политической части Минских договоренностей не будет идти речь.
Сейчас только создаются эти подгруппы, которые будут площадкой для переговоров. Фактически они будут нарабатывать проекты предложений, которые затем будут согласовывать на высоком политическом уровне. И думаю, что этот процесс будет длительный.
Кучма был, есть и остается официальным представителем украинской стороны в Трехсторонней контактной группе. А что касается Медведчука, то он является одним из участников рабочей подгруппы по гуманитарным вопросам, официальным представителем Украины в которой является Ирина Геращенко. И Медведчук занимается тем, чем занимался и раньше, - содействием обмену пленными.
Несмотря на заявления Пушилина, сейчас нельзя считать, что ситуация оборачивается в пользу боевиков. Они хотели начала переговоров о политическом урегулировании, но называть это прорывом я бы не стал. Это начало реализации политической фазы Минских договоренностей. Но я еще раз подчеркиваю: это длительный процесс и я не уверен, что он будет результативным, потому что интересы сторон принципиально отличаются.
Начало переговоров в формате подгрупп не значит, что мы идем на уступки сепаратистам. Мы не можем сейчас отказываться от выполнения Минских договоренностей, ведь нас тогда не поймут наши партнеры и мы будем в неловком положении перед всем миром. Поэтому не стоит бросаться в крайности. Сейчас идет длительная дипломатическая игра, я бы даже сказал - дипломатическая война. Эта война ведется другим "оружием", и один из видов "вооружений" - это время. Поэтому надо набраться терпения и с пониманием относиться к переговорной ситуации.
Президент Петр Порошенко делегировал для работы в подгруппах своего советника, директора Национального института стратегических исследований Владимира Горбулина (политическая подгруппа), экс-министра обороны Евгения Марчука (группа по безопасности), первого заместителя руководителя Главного департамента по вопросам внедрения реформ Администрации президента Игоря Веремия (группа по экономическим вопросам) и уполномоченного президента по вопросам мирного урегулирования ситуации на Донбассе Ирину Геращенко (группа по гуманитарным аспектам, которая будет заниматься беженцами, доставкой гуманитарной помощи, освобождением заложников и решеним социальных проблем). Именно в состав последней группы вошел Виктор Медведчук.
Контроль за работой рабочих групп будут осуществлять представители ОБСЕ.
На данный момент известно, что первой будет заседать экономическая подгруппа. Встреча состоится 16 мая в Минске. Остальные подгруппы соберутся 19 мая. В тот же день Трехсторонняя контактная группа соберется на новые переговоры.
Ольга Скичко