Через три года после трагедии "2 мая" в Одессе не наказали ни одного виновника

Никто не ответил за смерть 48 человек.

События 2 мая 2014 года, которые должны были быть мирным патриотическим шествием, превратились в величайшую трагедию Одессы новейших времен. Но виновные в тех событиях до сих пор не наказаны, а многочисленные расследования до сих пор продолжаются, говорится в сюжете ТСН.19:30.

Все начиналось с улыбок и патриотической ходы: в городе проходил футбольный матч, фанаты из Одессы и Харькова вместе планировали пройти по городу к стадиону. Милиция работала в усиленном режиме, потому что еще задолго до матча появились сообщения о провокациях. Свое шествие организовали и пророссийские силы, которые якобы должны были идти другими улицами, но в реальности пошли на толпу болельщиков. Но в отличие от патриотов в руках пророссийских активистов были палки, гранаты, пистолеты и автоматы.

Правоохранители сначала вроде бы пытались остановить схватку, однако впоследствии камеры и фотоаппараты фиксировали невероятные кадры: заместитель руководителя областной милиции Фучеджи рядом с человеком, который стреляет в ультрас "Черноморца" и "Металлиста" из огнестрельного оружия, мужчина с карабином, который стреляет под прикрытием правоохранителей, из-за их спин, красные повязки на руках милиционеров – точно такие, какими обозначали себя участники пророссийской ходы.

Фанаты бросились разбирать брусчатку, чтобы отбиваться и возводить баррикады. Им пыталась помешать милиция. Именно тогда появились первые погибшие среди проукраинских активистов. Именно это событие, утверждает журналист Татьяна Герасимова, и стала началом отсчета в тот день. "Все пытаются свести к Дому профсоюзов, но первые погибшие были здесь", - говорит она. И после этого ситуация вышла из-под контроля любых организаторов: вместо разбежаться, фанаты сплотились и разогнали антимайдановцев. "Пошла настоящая война. Остановить людей, которые шли сжигать палатки, никто бы уже не смог", - считает Герасимова.

Болельщики двинулись на Куликово поле – к штаба антимайдану. Людей в палатках уже не было – они имели почти 40 минут, чтобы уйти оттуда, но по непонятным причинам спрятались в Доме профсоюзов, а некоторые с крыши начали стрелять из пистолетов. Коктейли Молотова полетели в обе стороны, в конце концов вспыхнуло и само здание. В огненной ловушке оказались более 300 человек. Плененных огнем спасали даже футбольные фанаты, в которых те стреляли, но вытащить всех не успели – около 40 душ угорели. Одной из первых версий Генпрокуратуры было использование какого-то газа внутри сооружения, но член "Группы 2 мая" Владислав Балинский отвергает ее. Он говорит, что туда заходили и спасатели, но поражения газом они не имели. Количество погибших, по его мнению, соответствует масштабам пожара, а вот его причиной, как установило расследование инцидента, стал именно коктейль Молотова: возгорание произошло в 19:44 слева в фойе. "Или это была бутылка, которая отскочила от рамы внутрь, или же извне – сейчас это установить нереально", - считает Балинский.

После пожара и задержания активистов антимайдана в СБУ заявили, что события 2 мая в Одессе происходили с участием незаконных военных формирований, прибывших из Приднестровья, а координировали их диверсанты из России. Однако расследование продолжаются до сих пор. "Спровоцировали люди из одесской дружины, конкретно их командир – Сергей Долженков, который сейчас сидит на скамье подсудимых за организацию массовых беспорядков", - говорит Герасимова. Двое граждан России, которые причастны к событиям, сейчас тоже на скамье подсудимых. Два дела до суда довела и ГПУ – это дело бывшего руководителя милиции Луцюка, который не задействовал план "Хвиля", и трех сотрудников МЧС. Но их руководители уехали из Украины. Окончательной версии правоохранителей, кто, зачем и почему организовал побоище в Одессе, украинцы так и не услышали. Эксперты предполагают, что у силовиков и власти просто нет желания доводить расследование до логического завершения.

Дело о массовых беспорядках расследует уже третья следственно-оперативная группа. Она допросила свыше 70 свидетелей, назначила дополнительные экспертизы, в том числе и химическую, а также сообщила о подозрении трем лицам. Но самого приговора так никому и не подписала.

Корреспондент ТСН Александр Романюк

Поделиться: