Четыре главных вывода минувшей избирательной кампании.
Не знаю, как для кого, но лично для меня результаты экзит-полов на местных выборах-2015 оказались абсолютно ожидаемыми. К сожалению, изрядная часть мыслящей украинской публики в уютной скорлупе социальных сетей совершенно забывает о намного более некомфортном реальном мире, где живет большинство украинцев. И слишком много людей, прочитавших/посмотревших пару попсовых фантазий на тему политического PR, вообразили себя политтехнологами. А среди них – множество претендентов на мэрство и местное депутатство, а также их советников. Именно эти категории соотечественников сегодня переживают крах иллюзий относительно якобы стремительно возросшего гражданского самосознания и сопутствующей ему электоральной активности и прогрессивности избирателей.
В то время, как уровень явки был совершенно прогнозируем, равно как и прогнозируем полученный по итогу расклад. Местные выборы никогда не воспринимались украинцами, как что-то судьбоносное – даже мэрские. А сейчас в особенности. Потому что не понимают наши люди, что могут изменить лучшему в их жизни местные градоначальники и депутаты, когда в информпространстве витают конспирологические идеи внешнего управления и геополитического размена Украины между сильными глобальными игроками. Плюс набор лиц на билбордах и методы предвыборной агитации в нынешнем политическом сезоне ничего, кроме рвотной реакции вызвать не могли. И все это в контексте немалой доли разочарованных и дезориентированных людей, которые в принципе не уверены в том, что в стране есть хоть какая-то власть.
Соответственно, учитывая явку, говорить о каком-то всенародном волеизъявлении будет странно – уж очень малая доля населения, имеющего право голоса, дотащилась до избирательных участков. А значит, первый и основной вывод заключается в том, что новый "набор" политиков местного уровня стартует с крайне низкого уровня общественного признания и доверия. Тем более, что большинство партий формировали свои списки по логике старого анекдота: "Читать умеешь? Писать умеешь? Вставай, ты нужен в Киеве".
Второй важный аспект – выборы уже на этом этапе очень ярко демонстрируют все несовершенство избирательного законодательства. Складывается вполне обоснованное впечатление, что нынешний закон нацелен, прежде всего, на то, чтобы заставить избирателей голосовать вслепую. Для этого использованы два беспроигрышных инструмента – ограничен доступ к информации и усложнена процедура. Только очень настырные и любознательные граждане добрались до программ политсил и делегированных ими кандидатов. И только очень продвинутые избиратели вникли в механизм определения результатов выборов. То есть опять же – вряд ли избранная таким образом власть может пользоваться авторитетом.
Третье показательное наблюдение: традиционные методы ведения избирательной кампании (в том числе, и не самые "белые") по-прежнему работают. Потому что ментальность такая, и без грамотной – честной и ответственной по отношению к своему народу – информационной политики на протяжении 1-2 поколений она не изменится. Провал большинства карликовых партий и надутых медийных пузырей, уповавших на политический маркетинг без идеологии, программы и эффективного "поля" тому подтверждение.
И четвертый, самый важный, на мой взгляд, вывод. Несмотря на всю раскрученность тезиса "Вся власть – громадам!", полноценных громад в Украине нет. То есть, конечно, есть некие сообщества компактно проживающих на определенных территориях людей. У них даже есть общая историческая память и какие-то общие интересы. Нет главного – чувства ответственности за будущее этих территорий, разделяемое значимой долей жителей. Так о какой децентрализации мы можем говорить в такой ситуации? Вместо нее мы получим тот самый пресловутый неофеодализм, только под аккомпанемент популистской псевдодемократической риторики.
Исходя из этих четырех основных характеристик, можно уверенно прогнозировать наше ближайшее будущее. Сначала мы будем наблюдать манипуляции при подсчете голосов, внутри- и межпартийную грызню за сотые доли процента, судебные разбирательства. А потом безудержную погоню прошедших это горнило "местных" политиков за материальными благами. Потому что эти усевшиеся в мэрские и депутатские кресла товарищи понимают всю случайность и лотерейность пути, который их туда привел, и, значит, всю непрочность своего положения. Конечно, единицы будут пытаться доказать, что достойны своего сомнительного счастья. Единицам из них это удастся. Но такого рода исключения только подтвердят общее правило. Нам еще очень долго идти по пути строительства даже не гражданского, а хоть какого-нибудь приличного общества, где тех, кто делает осознанный выбор больше, чем тех, кто не делает никакой или голосует по велению мизинца на левой ноге.