Годовщина АТО: ни стратегии, ни тактики

Годовщина АТО: ни стратегии, ни тактики

Фото: УНІАН

Наши планы должны быть четкие и ясные, и мы их должны навязывать.

Если оценивать годовые итоги проведения АТО по 5-тибальнной школе, то я бы поставил тройку с минусом, даже двумя минусами. Цели, которые изначально ставились - упреждение терактов и актов сепаратизма – были провалены. Вопреки обещанию Порошенко придушить зарождающийся на востоке сепаратизм на протяжении нескольких недель  (от силы – месяцев), регион оказался в эпицентре военных действий, ВСУ не смогли эффективно противостоять агрессору.

Главная причина – некомпетентность высшего военного руководства. Конфликт на Донбассе, как и в Крыму, можно было остановить, если бы спецслужбы своевременно отреагировали на ситуацию.

Когда появились первые сепаратисты, диверсанты и разведчики, у которых на тот момент не было оружия, нужно было проводить активную работу по их нейтрализации, особенно среди зачинщиков бунтов из числа представителей спецслужб РФ, в срочном порядке направляя из Киева туда СБУ, МВД, военную разведку.

Политическому руководству нужно было вести диалог с элитами Донбасса – директорами заводов, шахтуправлений, директорами вузов, вырабатывать общую линию действий по всем вопросам, "услышать Донбасс".

Но этого не произошло, потому что не была отработана ни стратегия, ни тактика. Командование стояло на своем: мы наведем порядок силой. И хотя было понятно, что такой вариант не сработает, начали проводить силовые операции.

К этому времени боевики подготовились, вооружились и от локальных операций по захвату зданий и сооружений перешли к военным операциям.

Это были первые просчеты, которые породили серию еще более масштабных и трагических, особенно под Иловайском, где мы понесли огромные потери. 

Перед Новым годом и сразу после была НГ поступила 100%-я информация о том, что ожидается новое наступление сепаратистов на Донецкий аэропорт, Авдеевку, Пески, Мариуполь. Но мы не смогли сдержать противника, не говоря уже о том, чтобы провести контрудары по его флангам и тылу.

Все успехи на фронте украинских бойцов, скорее, не благодаря, а вопреки. Бойцы и командиры, которые до сих пор страдают от недостатка провизии и снаряжения, проявляют инициативу и сами определяют  тактику и стратегию защиты границ. Более того, многие военные подсказывают командованию, как действовать, но к ним особо не прислушиваются.

Еще одна причина провала АТО – дипломатическая. Нужно было скоординировать усилия на формате больших переговоров по мирному процессу, а мы  вышли только на Минские  переговоры, и те фактически проводились под контролем Путина. В реузльтате вместо урегулирования конфликта мы потеряли еще 600 кв км, "отжатых" боевиками.  

Ведь что было в Минске? Лидеры четверки собрались, подписали декларацию, а контактная группа подписала документ по реализации. Но как и кто это будет делать, какие представители со стороны Украины и России, прописано не было.

И, соответственно, расширение контингента ОБСЕ в несколько десятков раз (до нескольких тысяч человек), и радиотехнический контроль в режиме онлайн – ничего не было сделано. То есть механизм реализации Минских соглашений- 2 не был вообще подготовлен и, соответственно, не запущен.

И самое главное - договорились, что через неделю после подписания соглашений Меркель, Олланд, Порошенко и Путин снова соберутся, чтобы оценить ход реализации соглашений. Прошло два месяца, и ни одна встреча не состоялась.

Сейчас Россия не планирует широкомасштабных операций. Прорыв на  южном направлении требовал бы от нее больших ресурсов и необходимости "раскрыть лицо". Поэтому РФ решила пойти другим путем - расшатать Украину изнутри с помощью диверсий и терактов. Кроме того в Кремле делают ставку на социальные протесты, которые могут возникнуть под влиянием роста цен на нефть газ, продукты, медикаменты. Это большая опасность.

Поэтому сейчас самое главное для Украины – сформировать военное  командование из боевых офицеров, которое произведет кардинальную перестройку системы обороны и безопасности страны. Без этого не будет успеха на фронте.

Второе – это перевооружение подразделений ВСУ. У нас есть военная техника, которая не уступает западным аналогам, но мы ее не выпускаем, ремонтируя старую. Давно пора создать силы быстрого военного реагирования. У нас есть новейшие средства радиотехнической разведки, но они не применяются, новейшие БТРы, танки и ракетные комплексы тоже не применяются.

Еще более важная составляющая - эффективная международная работа по урегулированию  военного конфликта. "Минский" и даже "нормандский" формат – слабые форматы. В данной ситуации необходим другой принцип. Нужно понимать, что конфронтация сейчас идет на уровне НАТО-Россия, существует угроза глобальной войны и ядерного противостояния. Это новая гонка вооружений, глобальная угроза для мира и человечества. И оценивать эти мировые угрозы стоит в формате стран "большой семерки". Условно говоря, это должны быть Хельсинки-2  - нужно, как  70-х годах прошлого века, провести что-то вроде Общеевропейского совещания, утвердив план международных отношений на основе мирного сосуществования.

Когда вопрос стоит о целостности территории для всех стран, включая Россию, энергетике, от проблем с которой страдает весь мир, и Россия в том числе, войне -  создается  группа из представителей  стран "большой семерки" и вырабатывается план в отношении военной безопасности, разведки, контроля по линии разграничения на границе.

Это совсем другая модель, и совсем другой уровень. Прекращение огня проводится под международным техническим контролем в онлайн-режиме, далее устанавливается полный контроль по линии разграничения, производится отвод техники и вывод иностранного контингента, обмен пленными и, наконец, реализовывается программа по восстановлению Донбасса.

В противном случае конфликт на Донбассе будет заморожен, что влечет за собой  постоянные провокации и нестабильность в регионе.

Мы - наиболее заинтересованная страна, поэтому наши планы должны быть четкие и ясные, и мы их должны навязывать, вместо того, чтобы соглашаться или спорить.

Похожие темы:

Следующая публикация