Из обезьяны в человека

Дата публикации
Просмотры
1030
Поделиться:
WhatsApp
Viber
Из обезьяны в человека

Политические скандалы, интриги, расследования - признак эволюции демократии в Украине. 

Арест народного депутата Игоря Мосийчука – топ-новость последних дней – вызвал бурю разговоров о том, что это было. Месть партнёров по коалиции? Попытка отвлечь внимание от чего-то более важного? Показуха в преддверии выборов?

На самом деле арест Мосийчука – это пример того, как работают демократические институты, подталкивая междоусобную политическую войну и создавая реальную политическую конкуренцию. Это естественный процесс эволюции демократии в Украине. Попытка восстановить институты и вернуть политическую борьбу в более цивилизованное русло. Не нужно удивляться или относиться к этому цинично.

Политическая конкуренция, как шторм, будет выбрасывать на берег грязь со дна.  Да, эти выбросы вначале будут точечными и избирательными. Но со временем, они могут превратиться в настоящий ураган. И политики начнут понимать что каждое грязное дело чревато концом политической карьеры. В мире происходит все точно также. Общество следит за тем, как политики выливают грязь друг на друга в конкурентной борьбе, и это дисциплинирует политиков. Да, мы должны быть готовы, что узнаем много "интересного" о политиках, но это лучше, чем стрелки, расстрелы и какие-то кабинетно-кулуарные решения. 

Игоря Мосийчука обвиняют в том, что он взял деньги за лоббирование бизнес интересов. Политика часто финансируется бизнесом. И в Украине, и в развитых демократиях. Естественно, будут законопроекты, депутатские обращения и запросы, которые будут преследовать интересы спонсоров. Но избиратель имеет право знать на кого работает политик. Финансовое лоббирование нужно регулировать.

Такие случаи как скандал с Мосийчуком подталкивают депутатов изменить правила игры и принять законы, которые легализируют процесс финансирования, сделав процесс открытым.  В Америке и странах ЕС происходит точно так же. Понятно что финансовое лоббирование это плохо. Но прозрачное финансовое лоббирование лучше, чем непрозрачное. И, конечно же, решение споров через финансовое лоббирование в парламенте это лучше, чем диктатура или авторитаризм. Прозрачное финансовое лоббирование – это естественный этап эволюции демократических институтов в Украине. Со временем, финансовое лоббирование можно ограничить или запретить. Тогда лоббирование перейдет в информационную плоскость, когда принятые законопроекты будут обосновываться качественными экспертными оценками, а не платежами депутатам или партиям.

Люди говорят: арест Мосийчука выглядит, как политическая расправа. Замечу, что политика и работает политическими расправами. Только на примитивном уровне это происходит в виде расстрелов в подворотнях, на более продвинутом — в формате, когда без суда и следствия бросают в застенки, на следующем этапе необходимы убедительные доказательства вины, например, демонстрация оперативного видеокомпромата, а на самом высоком уровне, как это происходит в развитых странах, для завершения политической карьеры достаточно даже подозрения в коррупции.

Возможно, арест Мосийчука связан с предвыборной кампанией, а возможно, что правительство, прокуратура и президент хотят показать, что действительно начинается борьба с коррупцией. Неважно, какие ими движут цели, важно, что правила игры поменялись, и в принципе человека могут арестовать за то, что он подозревается в коррупции. Это положительный момент.

Если завтра появится видео похожего содержания против кого-нибудь из ребят в АП, Кабмине или парламенте, общество будет негодовать и требовать справедливого наказания так же, как это происходит сейчас с Мосийчуком. 

Никто не мешает политическим партиям, которые сейчас попали под "танк", точно так же слить информацию на своих оппонентов. Политическая война компроматов очистит страну от коррупции.

Хорошо также, что это было сделано публично, если хотите, показушно. Это свидетельствует о том, что публичное мнение очень для власти важно. Это и есть демократия.

Есть, впрочем, и отрицательный момент –опасность, что процесс соскочит с рельс и приведет к диктатуре. Такая проблема есть, особенно в неустойчивых демократиях. Маркером тут может стать страх. Если честные депутаты радуются тому, что арестовали их коллегу-взяточника ("вот, наконец-то справедливость восторжествовала"), значит все идет хорошо. Если же боятся, что завтра придут за ними в случае если они скажут кривое слово в адрес властей или поругаются с важным политическим оппонентом, значит, произошел сбой.

Да, до сих пор не проведено расследование по поводу смертей на Майдане, многие влиятельные политики из бывшей Партии регионов беспрепятственно сбежали из страны, люди, хотя и не говорят об этой каждый день, все равно помнят. Поэтому и воспринимают дело Мосийчука, как показательный арест мелкой рыбешки.  Но это только начало. Капля в океане. И изменения, пусть и небольшие, есть: открылись имущественные реестры, появилась новая полиция. Журналисты стали более наглые и злые. Общество более требовательным.

Те, кто у власти, всегда будут избирательно бороться с коррупцией. И естественно, что начинать будут с врагов. Но политика так и работает. Главное требовать, чтобы эта борьба была публичной и чтобы те кто в меньшинстве также имели возможность собрать и слить обществу компромат на большинство. Спасение Мосийчука дело рук его партии – если у них есть убедительный компромат на другие партии или правоохранительные органы, они могут его сделать достоянием общественности.

Похожие темы:

Дата публикации
Просмотры
1030
Поделиться:
WhatsApp
Viber
Следующая публикация