Как превратить "зраду" в "перемогу"

Как превратить "зраду" в "перемогу"

Внесенные в Конституцию изменения могут стать началом чрезвычайно успешной политической комбинации.

Только ленивый в последний месяц не высказался касательно изменений в Конституцию и особого статуса для некоторых регионов Донецкой и Луганской областей. Одни кричат "зрада", другие говорят о "realpolitik". Но в любой ситуации есть несколько вариантов развития. И оценки можно выставлять лишь по результатам. Смею утверждать, что пока сделан только первый шаг. И тут скажу неожиданное: этот первый шаг может стать началом чрезвычайно успешной политической комбинации. Не для отдельных сил, а для всей страны. Почему так? Давайте помозгуем.

Ищем выигрышный сценарий

Итак, Конституцией зафиксирован "особый статус" отдельных регионов. Причём идёт прямое указание – статус определяется специальным законом. Который уже принят.

Украина продолжает (пусть и очень медленно) приводить законодательство страны с соответствие с нормами ЕС. Параллельно с этим идёт процесс децентрализации, который рано или поздно закончится масштабной административной реформой. В этом процессе и есть ключ к тому, как сделать "особый статус" предохранителем от "покормить Донбасс". Суть подхода в одной простой фразе: "Кто вам сказал, что особый статус означает лучший статус?". Если в течение года-двух "обычные" регионы получат больше, то "особенности", на которые претендует Донбасс станут похожи на клетку в зоопарке. Почему? Разберём по пунктам.

1. Суды

Законом об особом статусе гарантируется то, что судьи назначаются из числа кандидатур, поданных местными властями "отдельных районов". Естественно, кандидатуры будут не идеальны.

Но при нормальном ходе реформ местные сообщества в Украине рано или поздно получат право избирать себе судей. Сами.

И получаем, что в "особых районах" суды назначаются (пусть и с подачи родной, местной власти), в обычных избираются. Более того, суды высшей инстанции находятся в Киеве. И жители сегодня оккупированных территорий за справедливостью вынуждены будут ехать в столицу.

2. Милиция

Законом допускается, что местные власти "отдельных районов" могут формировать свою милицию, которая будет финансироваться из местного бюджета.

Прекрасно! Но в Украине начата программа реформы МВД. И патрульная полиция — только начало. Кроме того, данная реформа идёт при поддержке и внешних спонсоров. Получается, что уже через 1-2 года можно ожидать появления  патрульной и криминальной полиции и других подразделений с неплохой экипировкой, хорошим бюджетом, сформированным в том числе за "спонсорские деньги".

С чем остаётся "ДНР" и "ЛНР"? С "народной милицией", которая финансируется из местного бюджета. Помощь, финансирование милиции из Киева? Ребята, у вас — особый статус, за который вы воевали. Закон не позволяет. Поэтому сами, сами.

3. Программы местного развития и их разработка

Посмотрим на изменения в Конституцию (да, они не идеальны) и уже действующие нормы законодательства. Местные власти могут (или смогут в ближайшее время):

  • сами разрабатывать и утверждать программы местного развития;
  • участвовать в государственных целевых и их разработке;
  • разрабатывать, утверждать и выполнять межрегиональные программы (с привлечением бюджетных средств);
  • получать кредиты под государственные гарантии;
  • иметь доступ к линиям государственного субсидирования и кредитования.

А что регионы с "особым статусом"? В законе всё чётко прописано. Они разрабатывают программы развития и отправляют их на утверждение в Кабмин. И получают средства лишь на утверждённые программы. И всё! А нарушать закон, давая "обычные полномочия" "особенной власти" нельзя.

Как этого добиться? Сказав "А" необходимо говорить "Б". Начав децентрализацию, её нужно закончить. На это есть год — потом будет поздно. Соответственно местные власти, гражданское общество могут выработать предложения, депутаты ВР сделать их законами.

4. Языковая политика и сфера образования

Закон об особом статусе гарантирует (в соответствии с Законом "Про засади державної мовної політики") свободу использования русского (и других языков) с делопроизводстве, образовании и т. д.

Прекрасно. Но упомянутый закон действует на всей территории Украины. И рано или поздно страна придёт к пониманию необходимости развития региональных языков (не только русского — беларуского, болгарского, венгерского, польского, румынского, словацкого и т. д.). И вероятность получения внешнего финансирования на эти программы весьма велика. Равно как и получение дополнительных средств на развитие системы образования в Украине.

Но вот беда для "ДНР" и "ЛНР": по закону, Министерство образования не может распространять действие своих программ (и как следствие выделение части дополнительных средств) на территориях с "особым статусом". Это ведь вмешательство во внутренние дела.

Это же касается и других направлений. Согласно ст. 6 закона "міністерства, інші центральні органи виконавчої влади можуть укладати" договора с местной властью. Могут, но не обязаны.

А тут процессы и так идут. Главное — не мешать.

5. Финансирование региона

Возможно, наиболее горячая тема. Политики очень любят обсуждать "защищённые статьи" бюджета на финансирование Донбасса. Но, господа, кто вам сказал, что бюджетное финансирование это дотации. Есть ещё такая вещь как субвенции, кредиты казначейства и те самые целевые программы. Трата средств по которым осуществляется "с условиями".

И тут стоит поучиться у китайцев. Что такое кредит от правительства КНР в области создания (восстановления) инфраструктуры? Это деньги на создание какого-то предприятия, дороги и т. д. Но с условием – работают на объекте китайцы, техника китайская и оборудование так же из Поднебесной. То есть государство покупает у Китая рабочую силу, технику и ещё платит проценты.

Что такое субвенция — помощь от бюджета, которая выделяется на реализацию определённой программы. Но самое главное – деньги подлежат возврату.

Таким образом, "защищённые статьи бюджета" могут выглядеть следующим образом:

  • местные власти "ДНР" и "ЛНР" разрабатывают программы и подают их на утверждение в Кабмин (это требование закона);
  • на эти программы выделяются средства. Гарантированно, через "защищённые статьи". Но эти средства выделяются в виде субвенций. Либо, если это идёт через отдельные министерства, с условиями. Например, привлечения рабочей силы из других регионов, покупки исключительно украинского оборудования и так далее. Тем самым создаётся внутренний спрос. Что, в условиях кризиса немаловажно. И деньги фактически идут в "обычные регионы" - рабочие оттуда, техника и оборудование так же.

Да, поднимется шум со стороны "особых регионов". Но, господа, законом оговорено, кому платить зарплату: жителю Ровно и Горловки. Законом предусмотрено гарантированное выделение средств на утверждённые Кабмином программы. И точка. В "ДНР" и "ЛНР" восстанавливаются предприятия, инфраструктура? Да! А кем и каким образом — закон не оговаривает.

В то же время "обычные" регионы страны могут:

  • участвовать в нескольких государственных целевых программах;
  • разрабатывать межрегиональные программы и получать финансирование;
  • привлекать внешние средства на финансирование своих программ (без утверждения их Кабмином);
  • искать кредитные средства под государственные гарантии;
  • получать доступ к государственным линиям субсидирования и кредитования.

Почему это не смогут "отдельные районы"? Так Конституция и Закон об особом статусе не позволяют.

Как сделать? Спрашивать депутатов не только "на что выбили деньги", но и "как эти деньги будут тратиться". Ну и естественно, немножко включить мозги на моменте подготовки бюджета. Кстати, мимо бюджета-2016 и "ДНР" и "ЛНР" могут красиво пролететь. Умный подход — предусмотреть субвенции (именно субвенции). Но раскинуть их по ведомствам. А там - "особые условия" "особым регионам". Так Украина сделает красивый жест. И в случае необходимости потратит эти средства с умом — разметив заказы и наняв рабочую силу на лояльных территориях.

Согласитесь, интересная схема получается. И в данном случае может случиться так, что "районы с особым статусом" уже через пару лет будут просить отменить этот самый особый статус. И тут уже Киев будет выбирать: сжалиться или, как в анекдоте, заявить: "Умерла, так умерла".

Как это сделать реальным?

Всё просто. Спрашивать с депутатов. Это их работа - и бюджет, и утверждение норм выделения целевых программ и законы о реформировании страны. Для этого их и выбирали, за это им граждане страны платят заработную плату. Стране нужна админреформа, реформа судебной системы, завершение реформы МВД. Да и самое простое — думать при принятии бюджета на 2016 год.

А митинги, политические шоу – это уже в свободное от работы время. Таким образом, всё в руках народных избранников. Хотят — сделают. Не хотят — будут кричать про "зраду" в эфире.

Если регионы Украины получат реальные полномочия, которые позволят развиваться, "особый статус отдельных регионов" будет очень сильно напоминать резервацию. Логику дальнейших событий, думаю, описывать не стоит.

Похожие темы:

Следующая публикация