Для Путина сбитый Турцией бомбардировщик – это пощечина, которую он не может оставить без ответа.
Итак, самолеты ВВС Турции сбили российский военный самолет. Ситуация очень непростая, и это еще очень мягко сказано. Начнем с того, что это первый случай в истории, когда силы ПВО НАТО сбивают российский самолет. Да, представьте себе, Турция является членом НАТО, истребители F-16, сбившие российский Су-24, входят в состав ПВО Турции, а значит, в состав ПВО НАТО. По сути, это casus belli – повод для объявления войны и никак не другое.
Возможна ли техническая оплошность и мог ли российский самолет быть сбит случайно? Ответ однозначен – нет. Конечно, это было решением руководства Турции, причем политическим решением, принятым на самом высоком уровне. В сущности, премьер-министр Турции Ахмед Давутоглу уже подтвердил это в своем обращении.
Российские военные самолеты с завидным постоянством нарушали воздушное пространство Турции с самого начала операции РФ в Сирии. Но в этом, скорее всего, не было ни злого умысла, ни желания провокаций. Вероятно, это были чисто технические залеты, связанные с бомбардировкой сил сирийской оппозиции – не ИГИЛ, как заявляли в Кремле, а именно сирийской оппозиции. Той самой оппозиции, которая поддерживается Турцией. Однако ранее реакция турецких властей ограничивались только заявлениями – без атак F-16 на российские самолеты-нарушители.
Возникает вопрос, что изменилось? Почему вдруг турецкие власти решились пойти на столь жесткий и, прямо скажем, рискованный шаг? Повлиять могли несколько событий. На решение турецких властей пойти на столь радикальный шаг могли заставить только экстраординарные обстоятельства. Считать, что турки просто мечтали поссориться Россией, как минимум странно. Но произошло вот что.
Прежде всего, парижские теракты, которые по крайней мере на уровне риторики вернули РФ в ряды антитеррористической коалиции – о необходимости сотрудничества с Россией в операции против ИГ не говорил только ленивый.
Но давайте посмотрим, что произошло дальше. А дальше Путин воспользовался ситуацией, РФ активизировала военные действия, но не против ИГ, а против союзной Турции сирийской оппозиции. Несколько дней назад российские ВВС нанесли удар по городу на северо-западе Сирии Идлибу, где опять-таки нет боевиков ИГИЛ, зато есть сирийская оппозиция. Буквально позавчера президент США Барак Обама заявил о том, что российские самолеты должны бомбить не сирийскую оппозицию, а боевиков ИГ, которые ответственны за крушение российского самолета над Синаем.
Но и это еще не все, у турок появилась информация о том, что россияне ведут активные переговоры о военном союзе курдов Сирии с Асадом под патронажем Москвы.
Более того, по данным, появившимся в интернете, РФ уже начала наземную операцию в Сирии. По крайней мере, фотографии новейших танков Т-90 в Сирии появились в сети несколько дней назад.
Су-24 упал в район проживания сирийских туркмен, которых опекает правительство Турции. То есть и в этом случае ВВС РФ бомбили отнюдь не позиции ИГ. Кстати, тот факт, что туркмены расстреляли одного из катапультировавшихся с бомбардировщика российских пилотов (судьба второго пока неизвестна), еще более осложнил ситуацию, хотя вряд ли был возможен иной сценарий развития событий.
Надо хорошо понимать, что турецкие избиратели, а Турция, как известно, демократия, где вопрос о власти решается путем выборов, никогда не простили бы Эрдогану мягкости и нерешительности в вопросе защиты мусульман Сирии – тех самых, которые не имеют никакого отношения к Исламскому государству. И то, что Эрдоган совсем недавно выиграл выборы, ничего не значит. Его бы съели в собственной партии, так как основная опора партии Эрдогана, обеспечивающая ему победы на выборах, это "анатолийская улица". А настроения анатолийской улицы хорошо известны.
Итак, Эрдоган сделал свой шаг, теперь очередь за Путиным. И ему тоже никак нельзя проявлять слабость. На пятнадцатый год стабильности в его стране не так уж все стабильно, как хотелось бы "национальному лидеру". Естественно, сейчас в России вспыхнет антитурецкая истерия, она уже вспыхнула, но этого явно недостаточно. Для Путина вопрос сохранения режима Асада переходит в вопрос жизнеспособности собственного режима. Таким образом, Путин никак не может оставить эту пощечину без ответа, но возможности Путина весьма ограничены. Долгое время несмотря ни на что в российском информационном пространстве Турция Эрдогана представлялась этакой альтернативой Западу. И теперь российская пропаганда делает резкий разворот, говоря об армии и флоте как о единственных союзниках России.
Соединенные Штаты и НАТО уже полностью поддержали Турцию. Мир опять изменился, и, так или иначе, нас в ближайшее время ожидает весьма драматическое развитие событий на Ближнем Востоке. Я бы не исключал ввод турецких войск в приграничные районы с Сирией. А это прямая угроза столкновения с российскими войсками, которые уже сегодня присутствуют в Сирии. Очевидно одно – шансы на мирное урегулирование сирийского конфликта сегодня резко приблизились к нулю.