Впервые беларуский кандидат №1 не обещает избирателям золотых гор. Эстафету популизма у него приняла демократическая оппозиция.
11 октября в Беларуси закончатся выборы президента. Именно закончатся – то, что результаты голосования предсказуемы мало кто сомневается. Да и голосование идёт "по устоявшейся традиции" – народ массово загоняют отдать свой голос досрочно.
На такой тип голосования отведена без малого неделя. И в этом году процесс досрочного волеизъявления "идёт" на удивление успешно: за первые два дня поставили галочку уже 19%.
Люди бросают бюллетени в урны, которые вечером остаются одни, совсем одни. Без наблюдателей, членов комиссии. В обычных кабинетах обычных бюджетных учреждений. И неудивительно, что в день голосования из таких урн сыплются аккуратно сложенные пачки бюллетеней с идентичными пометками.
По местному законодательству наблюдатели могут следить за ходом выборов только с места, указанного председателем комиссии. Вот они и наблюдают метров с десяти филейные части членов избиркома, которые надёжно закрывают процесс подсчёта голосов. А любая попытка приблизиться — препятствие работе комиссии — удаление с участка. Под белы рученьки, нарядом милиции. И хорошо если просто выставят и отправят домой. А так можно и суток 10-15 отсидеть на "государственных харчах". Трагикомизм ситуации наилучшим образом демонстрирует запрос одной из политических сил в беларуский ЦИК: "Можно ли наблюдателям использовать бинокли?". Ответ был предсказуем — на усмотрение председателя комиссии. Но вообще-то не стоит.
Поэтому результат будет оглашён быстро. И можно с уверенностью говорить, что в Беларуси прошли (уже прошли), не столько выборы президента, сколько очередные выборы А. Лукашенко.
Всё логично и всё понятно. Но есть несколько занимательных нюансов, которые выделяют данную кампанию:
- впервые за всю историю президентства Лукашенко Беларусь входит в электоральную кампанию на фоне кризиса. Причём кризиса, затрагивающего и основные рынки сбыта продукции;
- традиционный источник заёмных денег для Лукашенко (Россия) – сама не в лучшем положении. Да и политика Беларуси по уравновешиванию влияния Кремля как-то не располагает Путина к излишней расточительности;
- происходят и более глобальные процессы — смена типа мировой экономики. Всё отчётливее проявляется то, что называют экономикой знаний. Она приходит на смену привычной экономике сырья. Нет, металл, зерно, нефть (и т. д.) ещё будут в цене. Но удел стран, ставящих на сырье, его переработку - "третий мир". Успешные государства растут за счёт ума граждан — науки, технологий, обмена информацией.
Такие процессы без сомнения ведут к изменению баланса сил. Не только в регионе, но и мире – сырьевые сверхдержавы утратят влияние, как и сырьевые экономики (тут привет украинским экономистам-реформаторам, ставящим во главу угла развитие горнорудного дела, металлургии, сельского хозяйства).
В Беларуси процессы видят. Более того, действующий президент, похоже, к изменениям готовится и создает план превращения страны в государство "экономики знаний". В отличие от своих конкурентов.
Лукашенко
Впервые за всю историю "своих" выборов Лукашенко проводит кампанию под антипопулисткими лозунгами. Естественно, из его уст не исходят заявления о структурных реформах, годах бедной жизни и так далее. Президент Беларуси говорит о развитии, модернизации, пересмотре подходов. Но и счастья "уже завтра" не обещает. Вместо этого заявляет, что:
- рост доходов населения будет напрямую связан с производительностью труда;
- будут изменяться ключевые подходы к хозяйствованию — в том числе и развитию отдельных отраслей;
- основная цель его команды — дать толчок науке. Причём не "размазывать усилия" по всем направлениям, а выбрав 1-2 ключевых;
- пенсии и социальные выплаты будут напрямую зависеть от функционирования экономики и ресурсной базы. То есть "подарка рублём к празднику" ждать не стоит. Равно как и части привычных льгот пенсионерам (как, например, бесплатный проезд);
- энергоэффективность экономики — приоритет государственной политики.
И так далее и в том же духе. Это для населения. Для людей "в теме" есть документы экономического советника Лукашенко господина Рудого. Вот там вообще занимательно. Конспективно посыл выглядит следующим образом:
- ведущие отрасли беларуской экономики сегодня (нефтепереработка, машиностроение, химпром, сельское хозяйство) уже в ближайшие годы станут тормозом развития. Причина — приход экономики знаний. Когда ресурсом становится технология и информация, а не сырьё и изделия;
- удел стран, не понимающих этого — периферия;
- для Беларуси такие процессы дают шанс. Смена экономической модели = смене баланса сил. В силу ресурсной базы Беларусь не имела шансов войти в число ведущих стран в системе координат сырьевой экономики. Но в экономике знаний такие шансы есть. Если не распылять силы, а сконцентрироваться на развитии 1-2 направлений;
- в связи с этим цель реформ — превращение страны в государство знаний и технологий, имеющее передовые позиции по крайней мере в одной-двух областях;
- для проведения таких реформ необходимы средства. Частично они будут браться из пока что высокоприбыльных направлений (химпром, нефтянка, калийные удобрения и т. д.). Частично — инвестиции и заёмные средства. При этом в области инвестиций предпочтение будет отдаваться тем, кто приносит знания и разработки а не "сборку";
- такая трансформация без сомнения вызовет период падения уровня жизни беларусов. И он продлится не менее 3-4 лет (и снова привет украинским реформаторам, которые говорят, что "плохо жить будем не долго).
При этом Рудый утверждает, что иного пути нет. Альтернатива — лишение остатков субъектности и превращение страны в вечно развивающееся государство. Просто территорию, где сталкиваются интересы более сильных игроков. Согласитесь, весьма удивительные тезисы "президента-популиста" и его команды. Так что, выборы в Беларуси проходят на фоне реальной оценки ситуации? И популизмом там не пахнет? Отнюдь.
Оппозиция
Флаг популизма из рук Лукашенко успешно переняли те, кто обвинял самого Лукашенко в этом самом популизме – беларуская демократическая оппозиция. И дело тут не в желании понравиться массам (оно, естественно, присутствует). Дело в "кризисе жанра" - нехватке человеческих, финансовых, технологических и интеллектуальных ресурсов.
К Лукашенко можно относиться по-разному. Но то, что он "матёрый волк" в политике, не признать сложно. Иначе бы не было 21-го года "царствования".
То, что необходимо что-то делать с оппонентами, Лукашенко понял давно. В конце 90-х лидеры оппозиции часто внезапно "исчезали". Вот был человек, и не стало. В начале 00-х давление шло через экономические рычаги и суды — оппозицию выдавливали из правового поля. Тогда же окончательно оформилась система беларуских выборов, в которых проход "заранее не утверждённого" кандидата был сродни сенсации.
Это, естественно, уменьшило привлекательность сотрудничества с оппозицией для умных и амбициозных людей. Но не перекрыло возможности политического рекрутинга. Этих целей власть добилась изменением системы общественных взаимоотношений.
Всё оказалось просто. Человек идёт в политику или ради карьеры или если он "обижен" государством, недоволен тем, что машина власти не смогла или не захотела решить его проблемы. Но чем человек не доволен? В 90% случаев причины были локального уровня: от протекающего крана, холодных батарей, плохого обслуживания и до хамства силовиков или местной власти. Если эти проблемы решить, то недовольство не переходит в стадию обвинения системы. И человек успокаивается. Даже видя аналогичные проблемы вокруг – "решить можно, просто кадры не везде идеальные".
Именно поэтому в Беларуси (в отличие от Украины времён Ющенко и Януковича) были созданы механизмы для выпуска пара. Это:
- Превосходно работающее законодательство об обращениях граждан. Вопросы "низового уровня" мало того, что решаются, решаются быстро. А чиновники обстоятельно, подробно и по сути отвечают на все обращения. Ещё бы, за отписку можно, или поста лишиться, или (если отписок накопилось на томик) — вообще сесть. Про игнорирование обращений вообще молчу — тут чиновнику проще сразу идти искать сук, готовить верёвку и мыло. Естественно, в системе есть исключения – это обращения, где затрагиваются политические вопросы. Но таковых менее 10%. И полное их игнорирование не несёт проблемы системе.
- В стране регулярно "назначаются" ведомства, которые всегда виновны. То есть судебный иск против такой структуры в 99% случаев выигрывается. 1% - "политические" исключения. Таковыми "вечно виновными" были органы ЖКХ и... дорожники. Маленький пример. Есть такая технология – покрывать асфальтовое покрытие битумно-гравийной смесью. Гравий на первых порах летит из-под колёс. Так вот в 2010 году в минской области ремонтники обратились с обращением к водителям: "если ваш автомобиль был повреждён таким камушком, приезжайте к нам — компенсируем. Разбираться в причинах не будем – просто дадим денег на ремонт". Это было дешевле, чем проигрывать сотни исков.
Таким образом кадровый голод оппозиция почувствовала уже на рубеже 2005-2006 годов. Но финальный "удар" власть нанесла в 2007-2008 годах. Предвидя кризис, беларуские власти упростили систему регистрации малого бизнеса. Открыть предприятие, зарегистрироваться предпринимателем стало возможно за трое суток. Под ключ. Если чиновники не справились в 72 часа — увольнение. Либо тот же срок. Кризис грянул. И умные, способные люди бросились в бизнес. А своё дело отнимает множество сил. В первые годы многим на жену/мужа времени не хватает. Не то, что на политическую активность.
Результат не заставил себя ждать. Если посмотреть руководство всех без исключения оппозиционных партий, то 90% таких "лидеров" пришли в политику 10 и более лет назад. Работа без притока свежей крови, без перспектив роста и без новых идей и площадки для дискуссий ведёт к катастрофическому падению потенциала. Что мы и наблюдаем сегодня.
На этом фоне появляется Татьяна Короткевич – потенциальный кандидат в президенты от движения "Говори правду", новое демократическое лицо в политике.
Парадокс ситуации в том, что новое лицо ново лишь по гендерному признаку: ранее женщины не претендовали на высший пост в государстве. Если же посмотреть тезисы, с которыми движение и их кандидат идут на выборы, становится не до смеха. Первая листовка Короткевич была с пожеланиями "жизни как в телевизоре". То есть оппонент Лукашенко пожелала граджанам... выполнения программы Лукашенко. После того, как программа была опубликована, стало понятно - "кризис жанра".
Все без исключения тезисы "демократического оппонента диктатору" – тезисы самого диктатора предыдущих лет. Зачастую те, от которых Лукашенко сам отказался. Слов о структурных и болезненных реформах в программе естественно нет. Зато популистских обещаний бесплатной медицины, льгот и зарплат — больше чем достаточно. Что касается реформ — предложения развивать фактически ту же переработку сырья. Получается, что те, кто должен ратовать за развитие де-факто идут с лозунгами "разворота в прошлое".
Не лучше ситуация у других партий и движений. Одни заявляют, что модернизация производств даст 100 тыс. рабочих мест (странно, оптимизация производственного процесса наоборот ведёт к уменьшения количества работников). Другие в качестве основы развитию фундаментальной науки предлагают вернуть "из эмиграции" гуманитарный университет. Третьи и того хуже — используют доработанную программу... 1994 года.
В результате имеем интересный факт. Силы, которые должны по идее выступать за слом системы власти Лукашенко, сегодня стали неотъемлемой частью этой самой системы. И, в том числе дают аргументы "последнему (или уже не последнему) диктатору Европы". Всегда можно спросить: "А что они предлагают?" И зачитать программы. Лучшей агитации придумать нельзя.
Остальные кандидаты
Да, есть ещё кандидаты в президенты. Но тут ситуация ещё более смешна. Один — давний спарринг-партнёр Лукашенко. Который выставляет "для массовости" свою кандидатуру на каждых выборах и который успешно кормится от власти. Второй — лидер одной из ветвей пророссийского казачества в Беларуси. Да, и там, в стране, не имеющей козацких традиций, существуют такие ряженные. Человек русского мира. Но, если послушать его выступления, то эта кандидатура – скорее, шутка российских политтехнологов. Про программы говорить не стоит. Они выставлены скорее потому что "так надо" а не потому что над ними серьёзно работали.
Вот и получаем, что Лукашенко вроде как сражается за пост "с самим собой". Но есть ещё одна сила – Россия.
Российская Федерация
Кремлю явно не нравятся политические манёвры своего союзника. Выход Беларуси из-под санкций и успешные реформы делают перспективы "консолидированной позиции", "единения "братских" народов" всё более туманными.
Но в создавшейся ситуации второго "Крымнаша" Российская Федерация позволить себе не может. А тем временем её влияние тает. Лукашенко активно общается с западными политиками. В самой Беларуси прошла грандиозная кадровая чистка — ключевые посты получили сторонники сближения с Западом. А их местной вертикали вычистили практически всех открытых приверженцев русского мира. Зачастую со скандалом и "волчьим билетом".
В таких условиях Кремль рассматривает возможность организации "майдана наоборот". То есть народных протестов, возможно даже под демократическими и национальными лозунгами. Но приводящим в результате к власти пророссийского политика. Именно поэтому Россия впервые с 1996 года напрямую вмешивается во внутриполитическую кухню Беларуси. Возникает упомянутый "козак-кандидат". Фигура комичная. Но это скорее демонстрация и то, что политтехнологи называют "консервой". Техническая кампания, в которую при необходимости можно лавинообразно вкинуть ресурсы: и деньги, и людей. Благо что граница Беларуси и РФ открыта – "туристы с флагами" могут приезжать десятками тысяч.
С другой стороны, упомянутое "Говори Правду" – движение, выдвинувшее Короткевич – тоже нельзя сбрасывать со счетов. Один из его основателей, Александр Федута в публичных интервью не отрицал присутствия денег из Российской Федерации на этапе становления организации. Потом, правда, лидеры стали осторожней — об источниках финансирования предпочитают молчать. Но принимали в гости политтехнологов, которые ранее успешно выполняли заказы администрации президента Российской Федерации.
Лукашенко это видит и играет на опережение. С одной стороны, арестовываются беларуские олигархи. Которые вроде как были в схеме финансирования беларуского режима. Но при этом не скрывали своей дружбы с близкими Кремлю "бизнесменами". В частности, Сулейманом Керимовым.
С другой – Беларусь активно работает над улучшением отношений с ещё олним центром силы. Не ЕС, который любит долго рассуждать, а США. Причём работает в достаточно "скользких" темах.
Россия, как известно, поставляет технику в Сирию. С недавнего времени там и воюет. Но вот занимательно: Беларусь так же поставляет вооружения в эту страну. Но сирийской оппозиции. Через Болгарскую фирму-прокладку и за деньги США. Получается повторение украинского сценария: Кремль посылает одной из сторон конфликта живую силу и технику. А ближайший союзник Кремля вооружает другую сторону конфликта. Чтобы как можно эффективнее утилизировать эту самую российскую живую силу и технику.
Такие пикировки заканчиваются публичным намёком со стороны США. Лукашенко становится участником приёма от имени американского президента. Того самого приёма, где было ограничено присутствие российских политиков. Самое забавное в том, что США формально не сняли санкций с беларуского президента. И он вроде как не может получить визу. Исключения — поездки в ООН. Но приём выходит за рамки протокола этой уважаемой организации. Интересная композиция. И, вот чудо, фотография улыбающихся Б. Обамы, его супруги и Лукашенко с младшим сыном как-бы невзначай появляется в новостных лентах. Это более чем серьёзный намёк.
Дополнительное подтверждение тому — ситуация с военной базой в Беларуси. Россия вроде как даже "выкрутила руки Лукашенко". Соглашение было подписано. И, что самое важное, поручение к его скорейшему выполнению дал В.В. Путин. Но Лукашенко летит на Генассамбелю ООН, встречается с американцами и заявляет "российская база нам не нужна". Мол самолёты, по одному или группами — размещайте. На наших аэродромах, которые обслуживаются нашими специалистами и, что самое главное, охраняются нашими солдатами. А база... как-нибудь без неё. Большего "плевка в лицо" от ближайшего союзника за последние полгода Путин не получал.
Остаётся вопрос: что он будет делать в результате? От ответа на него зависит в том числе то, что будет происходить в Беларуси в ближайшие недели и месяцы.