Правда о Новом годе: внутренности на елке, замерзлая Снегурочка и смертельный Дед Мороз

Дата публикации
Просмотры
3934
Поделиться:
WhatsApp
Viber
Правда о Новом годе: внутренности на елке, замерзлая Снегурочка и смертельный Дед Мороз

Фото: Pexels

Елка почиталась как дерево, которое имеет магическое значение.

Все мы ждем праздников: для кого-то это возможность отдохнуть, а кто-то относится к этому зимнему периоду как к сакральному моменту загадывания желаний. С точки зрения магии новогодний период — это время противоборства темноты и света. И очень мало людей знают, что же скрывают в себе зимние праздники. Эзотерик Елена Кузьмич проанализировала мифологию разных народов, чтобы рассказать о скрытом смысле зимних праздников.

Зимнее солнцестояние и рождение нового Бога

Праздники рождественско-новогоднего цикла несут в себе мощное языческие корни. Наши предки жили в гармонии с природой и были частью природы. В прошлом, когда люди находились в непосредственном контакте с природой, смена времен года и цикл месяца оказывали огромное влияние на религиозные церемонии. Народные праздники были своеобразными календарными страницами годичного цикла, который базировался в зависимости от солнцеворота и солнечной силы.

В Украине бытовая религия народа представляла и представляет собой сложную смесь христианских идей с языческими верованиями и представлениями. Дохристианскими обрядами были наполнены молодежные собрания на Андрея, что иногда назывались большими вечерницы и сочетались с обычаями "карнавальной свободы".

В наше время декабрь завершает календарный год. 21 или 22 декабря происходит зимнее солнцестояние, по которому определяют астрономический начало зимы.

Наши предки связывали с ним "рождение солнца". У древних народов именно рождение нового солнца в день зимнего солнцестояния говорит о начале нового года, победы света над тьмой и постепенным пробуждением природы. Уважали возрождения солнца в Древнем Вавилоне и Древнем Египте. Автор "Украинской мифологии" Валерий Войтович пишет, что по верованиям наших предков, в день зимнего солнцестояния богиня Вселенной Лада рожает сына света — молодое Солнце. В это время на востоке восходит заря Великой Девы и открываются в созвездии Козы небесные ворота ( "Врата богов»), которые символизируют воскрешение силы Солнца. По другой легенде, в эту ночь богиня Коляда в виде козы скрывается в пещере (пещера символизирует женское лоно, сравним — Иисус Христос тоже родился в пещере-конюшни) от Чернобога и рожает сына — новое солнце. Можно это также сравнить с греческим мифом о верховном боге Зевсе. Когда мощный Зевс был еще младенцем, его мать Рея, по совету богини Земли Геи, спрятала его от мужа, который пожирал детей, в гроте на горе Ила. Кормила Зевса коза Амальтея. Зная все это, еще раз убеждаешься, что все едино под небесами.

Обычай праздновать зимнее солнцестояние сохранился в современных неоязычников — виккан. Сторонников этой мировой религии в мире насчитывается более 3 миллионов. День зимнего солнцестояния они называют Йолем. Считается, что в этот день завершается старый год и начинается новый. Также в эту пору, когда самая длинная ночь в году, рождается новый Бог Солнца. Это мифологическая составляющая праздника. Праздник символизирует свет, рождается из темноты, и прекращения долгих зимних ночей. Это возвращение света, солнца, радости и жизни. В этот праздник заложен глубокий архетипический символизм. В этот день украшается елка (которая называется йольським деревом), и люди угощаются традиционными сладостями. В этот день выполняют ритуалы, которые "помогают" новому Солнцу родиться из лона Богини.

Праздновали зимой с бешеным размахом в Древнем Риме. На период с 17 по 24 декабря приходился фестиваль Сатурналии, это был период буйного веселья. Поэтому церкви удобно было назвать один день из этого промежутка времени Рождества Христового именно с целью противостояния языческим традициям зимнего фестиваля. Замечу, что только в 354 году нашей эры римский епископ Либерий подписал указ о праздновании Рождества 25 декабря. Он явно руководствовался желанием превратить языческий фестиваль в христианский праздник. Как пишет исследователь Валерий Войтович, чтобы противодействовать давнему обычаю, христианский Рим на место Солнце бога поставил Солнце-Богочеловека. От 354 года Католическая церковь называет Иисуса Христа Солнцем, правда, Солнцем справедливости.

Языческие корни украинских зимних праздников

В Рождестве как в одном из крупнейших украинских праздников сохранилось немало языческих черт. На Рождество поют колядки, гадают о погоде в год, о будущем урожае, о человеческих судьбах. Со специальным рождественским хлебом — Корочуном (в Карпатах) — исследователи связывают ритуалы древнего культа Солнца. В рождественских поверьях сохранилось немало остатков древнего культа предков и элементов антропоморфизации животных, растений, вещей: например, представление, что души предков участвуют в святой трапезе.

Рождество в украинском полна большим количеством обрядов и ритуалов. К примеру, в основе колядок и щедривок (которые выполнялись в нового года) находились древние магические представления о том, что пожелания, высказанные в этот период, имеют исполниться. По своему происхождению колядования являются внецерковной обычаем, существовавшему задолго до принятия христианства. Но со временем древние аграрно-новогодние обходы, которые несли в себе идею плодородия, были частично христианизированных. Так образовались две генетически отличные формы колядования: светская и церковная. Как отмечает этнограф Василий Скуратовский в книге "Мисяцелик", христианство вынуждено было пойти на определенные уступки, поэтому колядки связали с Рождеством Христовым. Одним словом, образовалось синкретическое сочетание двух религий.

Последний день старого и первый день нового года украинцы отмечали как праздник Меланки (Маланки) и Василия. В отличие от Рождества и Крещения, эти дни не играли важной роли в религиозном календаре, поэтому в их обрядности почти не заметны церковные мотивы.

Широко популярной в Украине была драматизированная обрядовая игра с участием масок — "Коза", которая имела свой характерный ритуальный сценарий, писеннний и музыкальный репертуар. Название ее происходит от главного действующего персонажа — молодого человека, переодетого козой. Центральным в ритуальном действе был танец козы под сопроводительную мелодию, ее "умирание" и "воскрешение", символизирующие круговорот времени. Обряд "Маланка", как и "Коза", берет свое начало от древних аграрно-магических обычаев. Выразительный аграрно-магический смысл имеет и новогодний обряд засевания, посыпки, известный во всех восточных славян. Широко распространенный обычай первой ноги — желательно было, чтобы первым гостем на Новый год (полазником) был человек, к тому же добрый и счастливый.

Говоря о переодевании в козу, вернусь к теме римских Сатурналий, о которых говорилось выше. Кроме того, что этот праздник связан с зимним солнцестоянием, оно связано и с началом знака Козерога (управляющим которого в астрологии является Сатурн). Интересно, что во время этого праздника тоже существовал обычай переодеваться в сатиров, то есть людей-козлов.

Крещение является третьим зимним большим праздником. Как пишут исследователи, в древности это был большой праздник воды богини Даны, что ускоряет приход весны. Интересно, что кельты называли себя народом богини Дану, к тому же в древние времена кельты жили и на западе современной Украины. Сейчас Крещение — одно из крупнейших христианских праздников, который завершает праздничную обрядность. В этот период солнце побеждает мрак и тьму, освящает своим животворным светом реки, озера, родниковые ручьи и колодца. В древности было принято по случаю больших праздников бросать людей в воду, принося тем самым жертву на богатый урожай. О человеческих жертвах, которые приносились воде, начиная с железного века до Средневековья, хорошо известно из истории Европы. Этот обычай отразился и в фольклоре — вспомните детские сказки, где дракона отдавали в жертву невинную принцессу, чтобы обеспечить водой весь город.

Смертельный мешок Деда Мороза и кровавая елка

Сейчас Новый год невозможно представить без традиционных атрибутов: веселья, Снегурочки, Деда Мороза, елки, богатого стола и тому подобное. Однако для древних людей зима была периодом смерти, голода и холода. Древних богов нужно было задабривать. Как считают исследователи, в мистериях друидов присутствовал жрец и приносил жертву богам. В жертву приносилась невинная девушка, которую привязывали на морозе к дереву, где она и замерзала. Если жертва выживала, то это свидетельствовало о том, что богам не нравится такая жертва, после чего к дереву привязывалась другая девица. Так и появилась известная нам всем Снегурочка.

Дед Мороз — это не положительный персонаж. На самом деле это олицетворение бога смерти, который приходит зимой. Со своей большого мешка он не получает подарки, а наоборот, прячет туда людей. С Новым годом и Дедом Морозом связан и Сатурн, точнее, его символ — коса. Последняя позже трансформируется в неизменный атрибут смерти. На самом деле это символ жатвы, подведение итога, одного конца периода и начале следующего. Жнец подкашивает людей в период голодного и холодного периода года, который оказывался смертельным в случае плохого урожая и прячет людей в свой мешок. Кстати, у финнов Дед Мороз до сих времен называется "Йоулупукки", что означает "Козел Йоля-солнцестояния».

Следующий компонент праздничного действа — елка. К древнейшим архетипам, которые прослеживаются со времен палеолита, относится структурирование мира в виде Мирового дерева. Отсюда происходит культ почитания деревьев, который можно найти в самых разных культурах.

В ряде европейских народов для ритуалов, связанных с зимним солнцестоянием, издавна используется большое полено или пенек, который зажигался в день солнцестояния и понемногу сгорал в течение двенадцати дней. В южных славян такое полено называется Бадняка, есть свои названия у скандинавов и французов. В виккан, о которых уже упоминалось, также йольськое полено, сожжение которого символизирует возрождение Бога Солнца в священном пламени Матери-Богини.

При этом каких-либо указаний на дерево как символ празднования Рождества Христова в Новом Завете нет. Хотя, например, в Германии до наших дней сохранилась легенда, связанная с именем Святого Бонифация. Чтобы показать германским язычникам бессилие их богов, он якобы срубил священный дуб Одина (скандинавского бога), и после этого на пеньке выросла молодая пихта, как по его пророчеством о том, что "пихта христианства вырастет на корнях срубленного дуба язычества". Эпизод с срубленным дубом действительно описан в жизнеописании святого, однако история о пихте и пророчестве является устной легенде, которая иллюстрирует более поздние попытки христианизации языческой традиции.

Вернемся к елке. Например, елка у разных народов почиталась как дерево, которое имеет магическое значение, тем более, что это дерево было еще и вечнозеленым. Именно в такого дерева (или его жителей) следовало просить помощи и добра в следующем году. Как уже говорилось выше, "подлизываться" к богам в древности умели только одним способом — через принесение жертв. Сначала это, конечно, были человеческие жертвоприношения. Позже они трансформировались в жертвоприношения животных. Их внутренности развешивали на веточках елки, а собственное дерево, — вымарывалось кровью. Такими и были первые елочные "украшения", прототипы нынешних елочных гирлянд.

С развитием общества изменились и жертвоприношения — приносить в дар богам начали хлеб и фрукты, например, яблоки. На елке появились и элементы представления древних людей о праздников — солнце, луна, звезды, домики, животные, жившие рядом с людьми, колоски пшеницы, намекали на просьбу к богам иметь хороший урожай и тому подобное. С течением времени празднования и праздники переходили из природы в дома. Вместе с ними — и елка. Правда, еще долго она оставалась действительно вечнозеленой, потому живой. Рубить ее начали значительно позже.

Читайте также:

Следующая публикация