Из плена боевиков освободили двоих людей.
Из плена боевиков освобождены двое украинцев. Это судья из Северодонецка Виталий Руденко и Людмила Сурженко с Луганщины. Об исчезновении последней родные сообщили две недели назад.
Женщина от рождения имеет недостатки слуха. Сепаратисты задержали ее на линии разграничения в районе Станицы Луганской. Держали в подвале, пытали, чтобы написала признание, что сотрудничает с украинскими военными. На теле есть следы пыток. Об этом сообщила на своей странице в Facebook представитель Украины в Минской гуманитарной группе, первый заместитель председателя Верховной Рады Ирина Геращенко. Людмиле сейчас оказали медицинскую помощь. Женщина в безопасности. Об этом говорится в сюжете программы ТСН.19:30.
О судьбе Виталия Руденко больше девяти месяцев фактически ничего не было известно. Украинский судья попал в плен, когда на оккупированной территории у него умер отец. Руденко захватили боевики так называемой "ЛНР". Держали в подвале, подвергали психологическим пыткам, чтобы заставить сотрудничать с самопровозглашенной властью. Об этом в эксклюзивном интервью ТСН сразу же после освобождения рассказал сам Виталий Руденко. Подробности пыток людей в подвалах боевиков ужасают.
"Воздух не сравнить ни с чем. Там совершенно не так дышится", - говорит Виталий Руденко.
Ему еще трудно поверить, что уже дома. Однако своим первейшим долгом освобожденный из плена сутки назад Виталий Руденко считает рассказать всем, что такое застенок под названием "ЛНР".
Украинский судья попал в плен в октябре 2016-го. На оккупированную территорию подался от безысходности. Умер отец. Надо ехать хоронить. Руденко боевики задержали на блок-посте. Надели наручники, мешок на голову, далее - одиночная камера в подвале бывшего Луганского СБУ.
"Есть только общий коридор, через который заводят и выводят арестантов. Оно слышно, когда человек заходит сам по себе, а слышно, когда человека не то что заносят, но с большим трудом он передвигается. Когда человек стонет", - вспоминает мужчина.
Первые две недели к нему никто не заходил, из еды - кружку воды и два ломтя хлеба. Затем начались допросы. Судья с удивлением узнал, что боевики имеют свободный доступ ко всей базе украинского Единого реестра досудебных расследований, где вся информация об уголовных производствах, следователях и судьях. Одно из дел, которое когда-то вел Руденко, а именно приговор сепаратисту, директору "Луганскводоканалу", стало поводом обвинить его в госизмене так называемой "республике". Наказание - 20 лет за решеткой.
"Госизмена в виде оказания правовой и другой помощи иностранному государству. Когда я спросил у следователя, какому же иностранному государству я оказывал помощь, если я являюсь гражданином этого государства и выполняю обязанности этого государства", - говорит Руденко.
Он знал, что был в Минских списках на обмен. Однако боевики решили его не отдавать, а использовать судью для пропаганды. Ему предложили признаться сепаратистским СМИ, что он отрекается от Украины и остается в так называемой "ЛНР". Что будет в случае отказа, знал не понаслышке.
"Одевают мешок на голову, наручники, бьют, поливают водой. Потом бьют электротоком - это называется "аппарат Алиса" - когда подключают к мочкам ушей, к кончикам пальцев и идет команда "Алиса" и включается аппарат электротока", - говорит Виталий Руденко.
Отречься от проукраинских взглядов его заставляли и угрозами в сторону жены и детей, хоть те и находились на подконтрольной Украине территории. На видео, которым так лакомились сепаратистские СМИ, видно, что Руденко очень нервничает, однако вынужден говорить то, что ему написали - признаваться в симпатиях боевикам.
"Я украинец до мозга костей. Я был, есть и остаюсь гражданином Украины, я патриот своей страны. Я не продавал, не продаю и никогда не продамся. То, что я был вынужден пойти на сделку со следствием, это уже был шаг отчаяния", - говорит освобожденный из плена.
Из-за того, что пошел на уступки боевикам, его отпустили из подвала. Обязали жить на территории так называемой "республики", но СБУ и волонтеры из организации "Патриот" помогли Руденко убежать домой.
"Ощущения словами не передаются, когда ты этого ждал 9 месяцев, находясь в подвале, и твоя нога ступает на родную землю", - отмечает Виталий Руденко.
Уже завтра освобожденный судья увидит свою семью. Вернуться Руденко планирует и к работе. Террористам, говорит, милосердия не будет.