После огласки скандала военное руководство и волонтеры уже наладили бытовые условия военнослужащих.
Полсотни бойцов 53-й отдельной механизированной бригады на этой неделе поставили на уши все командование Вооруженных сил. Воины пошли пешком с Широколановского полигона в военную прокуратуру в Николаеве. Поскольку лопнуло терпение.
Об этом говорится в сюжете программы ТСН.Тиждень.
Они по 8-10 месяцев были на передовой в зоне АТО. На "Широкий Лан" передислоцировались с полигона Днепропетровщины. И попали в нечеловеческие условия. Все вместе должны были жить в одной палатке. На 30 койках – 150 бойцов. Спали на снегу. Не было еды, питьевой воды и даже дров. Старшие командиры на жалобы не реагировали. Поэтому, воины решили достучаться до высшего армейского руководства.
Прокуратура открыла уголовное производство по статье о бездеятельности военной власти.
Командир бригады объясняет – причина того, что третий батальон оказался без ничего в поле, – в сбое логистики. Сначала прибыл боевой состав и лишь через три дня начала поступать хозяйственная часть, где были палатки и продукты. А должно быть синхронно.
В среду с бойцами-мятежниками встречается начальник Генерального штаба Виктор Муженко. Констатирует, во время передислокации крупных воинских частей бывают сбои, но командиры для того и существуют, чтобы на месте сориентироваться и обеспечить бойцов необходимым.
Между тем логистических сбоев и дефицита общения не выдержали бойцы других подразделений. Возмущение начало распространяться. Солдаты утверждают, суровые бытовые условия – это скорее правило, чем исключение. Всех просят убедиться: в соседних батальонах не лучше чем, в третьем. Беду в третьем заметили, потому что он решился на открытый протест.
К субботе начальник Генерального штаба ставит задачу перед комбригом – наконец закончить передислокацию и полностью обустроить полевой лагерь. На помощь, как всегда подоспели волонтеры.
В субботу едем проверять. Обошли полсотни палаток в разных подразделениях. Лично убедились – военно-полевая жизнь стала терпимой. Водопровод и линию электропередач обещают запустить на следующей неделе. Воду завозят, ток – от генераторов по часам. Бойцы отчитываются, что теперь у них все хорошо. Уверяют, несмотря на слухи, против них никаких санкций. А вот, жалуются, что их ротного, который единственный из всех искал для них пищу, – наказали. В командовании говорят, ротный наказан вместе со всеми командирами. Чтобы в следующий раз был более настойчивым. Потому что, как правило, проблемы обеспечения решаются на его уровне.
Самая большая проблема, отмечают военные, – грязь: ни пройти, ни машиной проехать. Очень сыро и холодно. Земли не дает высохнуть дождь, который периодически идет уже второй день. Из-за сырости немало бойцов болеют.
Волонтеры уверяют, что всех этих проблем не было бы, если бы в армии наконец изменили подходы к стандартам быта солдат. Каждая бригада каждый раз приезжает в чистое поле полигона будто впервые, в ужасных условиях. Тратятся миллионы бюджетных и волонтерских средств на обустройство. И это вместо того, чтобы один раз сделать стационарные площадки со всеми необходимыми коммуникациями. Вместо того, чтобы бросать солдат в грязь.
Волонтеры и бойцы надеются, что командование сделает выводы из этого инцидента. И не ограничится только наказаниями. Потому что это самое простое решение и, как правило, не спасает от голода, холода и последующего бунта.
Больше подробностей смотрите в сюжете Лилии Родиной.