Как вернуть оккупированный Донбасс через законы. Оценки нардепов и экспертов

Как вернуть оккупированный Донбасс через законы. Оценки нардепов и экспертов

Фото: Дмитрий Мороз/Журналист "Спецкор"

Украина задает тон в вопросах прекращения военной агрессии России.

После поддержания Верховной Радой двух законопроектов относительно Донбасса у украинцев возникло немало вопросов.

Ссоры и подозрения вокруг них усиливало то, что окончательного текста закона о реинтеграции Донбасса, например, не видел никто. Комментировать принятое никто не хочет. В 2015 году протестная атака на парламент убила 4 нацгвардейцев и ранила еще 140 человек. Видеокадры на этой неделе на том же месте не были такими кровавыми. Дымовые шашки загорелись только внутри сессионного зала. «Здесь дымовую шашку зажег я! И я считаю, что я сделал правильно, потому что я бы этот парламент сжег, чтобы он не делал то, что он делает, те антиконституционные вещи», - признался нардеп-свободовец Юрий Левченко.

Следствие еще квалифицирует, является ли преступлением поджог Левченко шашки в зале заседаний парламента и публичные призывы к уничтожению высшего законодательного органа государства.

«Бывшие партнеры по демократической коалиции, люди, которые называют себя патриотами и даже украинскими националистами срывали голосование и за что?! За то, чтобы законом признать Россию агрессором, а ее войска оккупантами. Вот как на призыв – «кто не скачет» – так подпрыгивают выше всех, а как до голосования за очевидный украинский интерес – как будто поделано», - заявил президент Петр Порошенко.

Не давая оценок, следует отметить, что оба инцидента с разницей в два года произошли по одному и тому же поводу – определение статуса захваченных Россией и сепаратистами отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Проблема – острая. В обоих случаях президент определял законодательные изменения принципиальными и неотложными. На этот раз у парламента было к рассмотрению 5 различных проектов двух законов. В конечном итоге депутаты остановились на двух окончательных вариантах, за которые и проголосовали. Одним увеличивается нынешний юридический статус оккупированных территорий с возможностью местных выборов и создание так называемой народной милиции. Однако он виртуальный, потому что вступит в силу только после освобождения захваченных земель. Второй – новый, об особенностях государственной политики в отношении временно оккупированных территорий. Он принят лишь за основу, то есть текст еще будут править перед вторым, окончательным утверждением. Впрочем, кардинальных изменений ждать не стоит, а поэтому, посмотрим, на имеющиеся принципиальные положения.

Фото: УНИАН

Российская Федерация прямо названа государством-агрессором, а отдельные районы Донетчины и Луганщины – оккупированными. Временная оккупация территорий Донбасса нелегитимна и не создает территориальных прав РФ.

Юридические акты, которые выдают оккупационные администрации РФ, являются недействительными и не создают правовых последствий. Украина не несет ответственности за противоправные действия России на оккупированной территории.

Все силовые формирования в зоне АТО подчиняются Объединенному оперативному штабу Вооруженных сил Украины.

«Мы называем Россию агрессором и делаем все возможное, чтобы обезопасить украинцев от агрессии, которую проводит РФ. Поэтому мы с радостью приветствуем тот законопроект который должен, во-первых, признать Российскую Федерацию агрессором, что сделает невозможным введение российского контингента как миротворческого, что собственно сейчас и готовится», - сообщил нардеп Андрей Тетерук.

Сейчас рано говорить, эти изменения приблизят победу и мир, однако новизна заключается в создании Объединенного штаба для руководства всеми силовыми структурами, кроме СБУ, которые воюют на востоке. Формально его возглавит военный начальник, но не президент. Критики упрекают, что таким образом Петр Порошенко хочет разделить ответственность за дальнейшие вооруженные действия.

«Нет других логических шагов, которые требуют от президента конституция и закон об обороне, то есть объявление военного положения, создание ставки верховного главнокомандующего для того, чтобы задействовать все имеющиеся экономические, политические, социальные и другие инструменты, чтобы давать вооруженный отпор этой агрессии», - убежден юрист Александр Хара.

Тем не менее, Порошенко, по Конституции, остается гарантом суверенитета и верховным главнокомандующим. Очевидно, после принятия закона в целом будет построена четкая вертикаль силового управления на Донбассе, что должно укрепить позиции президента.

Фото: УНИАН

«Верховная рада подтверждает, при условии что закон будет принят, что действия президента относительно применения силы будут законными, аргументированными и объективными. Мы можем понимать, что президент в дальнейшем предпримет какие-то активные действия, то есть позволит вооруженным силам, возможно, идти в нападение или каким-то объективным образом защищаться», - не исключает Инна Рудник, юрист.

Существуют к новому закону и замечания относительно международно-правовых последствий. «Нет ключевого предложения – когда началась оккупация. Если этого не будет, это означает, что до сегодня все, что было в Украине – не оккупация, а внутренний конфликт и украинские вооруженные силы нелегитимно использовались», - высказал свое мнение нардеп Олег Березюк.

Отметим, что будущий закон говорит уже не об антитеррористической операции, а о мерах обеспечения государственного суверенитета. Он окончательно снимает вопрос о законности использования Вооруженных сил на Донбассе, однако он называет нынешнее состояние мирным временем.

«Это еще увеличивает правовую базу для применения вооруженных сил, расширяет их способности в регионе, и это усиливает аргументы в пользу предоставления Украине оборонительного оружия», - отмечал Петр Порошенко.

И США, и Германия уже приветствовали принятие парламентом упомянутых законов, а спецпредставитель Вашингтона Курт Волкер провел закрытые переговоры с уполномоченным от Кремля Владиславом Сурковым. Особых новостей оттуда пока нет, как нет и окончательных ответов на вопрос о нашей общей судьбе, даже после окончательного утверждения новых законов. Его ждут уже через неделю, тогда и будут более конкретные выводы. Сейчас можно утешать хотя бы то, что политическая и юридическая Украина не просто реагирует на вызовы, но и предлагает свою стратегию, на которую должен искать ответ уже враг.

Сергей Швец, Мария Васильева, Ольга Кошеленко

Похожие темы:

Статья из подборки новостей:
Решения Верховной Рады
Следующая публикация