Неоформленное имущество даже не рассматривают для права на компенсацию: адвокаты советуют, как действовать

Около ста тысяч поврежденных или полностью разрушенных домов по всей Украине – это именно частные дома. Юристы предполагают, что около половины из них могут быть без правоустанавливающих документов.

Неоформленное имущество даже не рассматривают для права на компенсацию: адвокаты советуют, как действовать

Супруги Пилипенко всю жизнь собирали на собственный дом, самостоятельно его строили, а затем в один миг оказались без крова, в их дом попал осколок от российского «Града», говорится в ТСН.

Женщина с мужем за два дня до обстрела успели эвакуироваться, когда вернулись домой – застали пожарище. Этот дом был их мечтой – небольшой, двухэтажный, но свой, всего 63 квадратных метра. Супруги годами собирали деньги, работали на нескольких работах, строили дом своими силами. «Это не передать эти ощущения — сердце, душу вкладывали, потом просто в мгновение ока ничего не стало, стало 30 мешков мусора», — говорит мужчина.

За мусор они до сих пор выплачивают кредиты, в груде металлолома обогреватель и телевизор. 

После возвращения сначала жили в больнице. Елена работает медсестрой в Киеве в детской больнице «ОХМАТДИТ», там их приютили. А в мае супруги перебрались домой. Во дворе обустроили душ, туалет и кухню.

Елена показывает документы на дом, правоустанавливающих среди них нет. Говорит, жили и строились одновременно, а оформить документы на дом не успели. «Мне предоставили решение от Дмитровского сельского совета, что сначала будут восстанавливаться дома, в которых есть эксплуатация, а так как мой не введен в эксплуатацию, такие дома пока даже рассматриваться не будут», — говорит Елена.

Таких владельцев, как Елена, почти половина всего частного сектора, говорит адвокат Юрий Брыкайло. Возмещение утраченного имущества для такой категории не предусмотрено. «У нас выпадают сейчас те, кто вели строительство свое, но не завершили его, не доделали, не дооформили или у кого вообще не оформлено имущество. Такого у нас тоже очень много», – говорит он.

Всего в Киевской области повреждено 12 с половиной тысяч частных усадеб и более четырех с половиной тысяч — полностью разрушены. Глава Киевской областной госадминистрации Алексей Кулеба говорит, что власть понимает, что люди надеются на компенсацию, однако механизма возмещения потерь еще нет. Сейчас комиссии только оценивают убытки. За счет меценатов в селе Дмитровка запустили пилотный проект, там возводят 5 частных домов для семей, лишившихся дома. После этого оценят стоимость и темпы строительства, чтобы запустить такой проект для всей области.

«Я думаю, что мы можем ориентироваться, исходя из цифры 1 млн 300 тысяч гривен на один дом. Мы понимаем, что областного бюджета не хватит на восстановление 5 тысяч частных домов. Конечно, мы будем обращаться к правительству, чтобы именно на эту программу дополнительно просить деньги», — добавляет Кулеба.

Будут ли включать в эту программу дома, не введенные в эксплуатацию, будут решать индивидуально на местах. «Президент поставил задачу, чтобы каждый пострадавший человек получил помощь, и поверьте, мы выполняем и понимаем ответственность», — отмечают чиновники.

Адвокат советует собирать все возможные документы, видео и фото доказательства, которые свидетельствуют о том, что неоформленное имущество действительно существовало. «Сфотографировать или даже собрать материалы, как это было, возможно, у людей были какие-то чеки, все эти договоры, вот люди строили. Все эти документы хотя бы собрать, не терять, потому что, возможно, они впоследствии станут основанием, чтобы доказать, что мною был возведен целый дом», — отмечает адвокат.

Пока государство ищет механизмы для восстановления разрушенного жилья, к супругам Пилипенко приехали волонтеры. Это владельцы строительных компаний, которые объединились, чтобы помогать людям строить жилье. Есть ли документы на дом, им неважно. Руины, говорят, достаточное доказательство. «Сначала нужно сделать проект, после проекта готовится сметная часть, после этого ищется финансированиедля восстановления этого всего», — объясняет волонтер Михаил.

Эта команда разрабатывает типовые проекты домов для всех. «Тысячи таких домов, которые мы будем строить, сейчас общаемся с большими норвежскими и английскими фондами. Будем представлять для разработки таких типовых проектов», — добавляет волонтер Ирина.

После услышанного Елена исполнена надежд. Мечтает, что на месте пожарища увидит свой новый дом.

Читайте также:

"Детская" игра в войну: как на Киевщине готовят добровольческие формирования территориальных общин

На Запорожье обстрелы настолько частые, что люди не успевают добегать до укрытий.

На Киевщине россияне уничтожили отделение полиции, но в изуродованном помещении уцелела хрупкая ваза

Следующая публикация

Я разрешаю TSN.UA использовать файлы cookie