Саммит в "нормандском формате": что будут обсуждать лидеры четырех стран и каких планируют достичь договоренностей
  • Количество комментариев 1
  • Количество просмотров 1643

Украинский президент ранее называл три главные вопроса этой встречи.

Саммит в "нормандском формате" на уровне лидеров Франции, Германии, России и Украины, вероятнее всего, состоится уже в ближайшее время. Этого не скрывают ни в одной из этих четырех стран, а о близости этой встречи говорят и Ангела Меркель, и Эммануэль Макрон, и Владимир Зеленский. Только в России пытаются всячески выдвинуть определенные условия для саммита, однако также намекают на то, что в итоге это событие таки состоится.

Последний саммит лидеров "нормандской четверки" состоялся осенью 2016 года. На той встрече стороны договорились разработать "дорожную карту" имплементации Минских договоренностей. С тех пор идеи решения ситуации на Донбассе несколько раз менялись, однако никаких изменений на востоке Украины не произошло.

Вероятнее всего, встреча состоится до конца 2019 года. Точной даты стороны еще не согласовали, несмотря на то, что Украина совместно с Францией и Германией активно пытались провести ее еще в сентябре. Здесь уже принципиальной стала позиция России, которая требовала проведения "домашней работы". 16 сентября президент Украины Владимир Зеленский назвал основных три вопроса, которые будут обсуждаться на саммите – освобождение пленных по принципу "всех на всех", разведение войск по всей линии фронта, а также условия проведения местных выборов на оккупированных территориях.

ТСН.ua рассказывает о деталях каждого из этих пунктов и возможных перспективах этих договоренностей.

Обмен пленными

Согласно п.5, принятого 5 сентября 2014 года Минского протокола, стороны обязаны немедленно отпустить всех заложников и удерживаемых лиц. Под этим документом подписались представители Украины, России и ОБСЕ. В договоренностях от 12 февраля 2015 снова было отмечено на необходимости освободить всех удерживаемых лиц по принципу "всех на всех".

За пять лет этот пункт почти не выполнялся, а список удерживаемых лиц только пополнялся. Больше всего обменов между Украиной и боевиками "Л/ДНР" состоялись в 2014-2015 годах, а последний большой – в конце декабря 2017 года. Тогда из плена было освобождено 74 украинца.

В то же время, намного сложнее ситуацию была с украинскими политзаключенными в России и аннексированном Крыму. Их задерживали по надуманным обвинениям, приговаривали к длительным срокам за решеткой и жестоко издевались в колониях. Некоторые из политзаключенных успели даже отбыть наказание и вернуться в Украину. При президентстве Порошенко наиболее известными освобожденными из России политзаключенными стали Надежда Савченко, Ахтем Чийгоз, Ильми Умеров, Геннадий Афанасьев и Юрий Солошенко. 7 сентября 2019 года состоялся самый масштабный обмен с РФ в формате 35 на 35 – в Украину вернулись такие известные политзаключенные как Олег Сенцов, Александр Кольченко, Роман Сущенко, Владимир Балух, Николай Карпюк и другие, а также 24 военнопленных моряка, которых захватили у Керченского пролива.

Главной проблемой обмена всегда были списки, а точнее – принципиальные лица в этих списках. Например, из-за вычеркивания боевика "ДНР" и фигуранта в деле сбития MH17 Владимира Цемаха из списка обмен 7 сентября мог и не состояться. Согласование таких списков и подтверждение пребывания в плену определенных лиц происходит поэтапно, а потому и обмены пленными также синхронизируются с этим.

Сейчас, по словам украинского омбудсмена Людмилы Денисовой, 113 украинцев незаконно удерживаются на территории России и аннексированного Крыма. Вместе с тем, перечнем украинских пленных на оккупированном Донбассе занимается Служба безопасности Украины и там количество человек достигает нескольких сотен. По последним данным, боевики незаконно удерживают 223 человека, еще 258 считаются пропавшими без вести.

Точное количество россиян, боевиков, а также российских шпионов, которые находятся в украинских тюрьмах – неизвестно. Накануне своего увольнения из ГПУ бывший генпрокурор Юрий Луценко сообщил, что в Украине отбывают наказание более 1000 человек, осужденных за терроризм или другую подрывную или разведывательную деятельность.

Зеленский еще во время обмена 7 сентября сообщал, что это является лишь первым этапом на пути к разрешению ситуации на Донбассе. В Офисе президента не скрывают, что уже готовится второй обмен и состояться он может до конца года, в том числе и после "нормандского саммита".

Вместе с тем, 7 сентября Украина и Россия обменялись наиболее известными удерживаемыми лицами на территории обеих стран. Подавляющее большинство украинских политзаключенных – это крымские татары, среди которых до сих пор за решеткой Эмир-Усеину Куку, Руслан Зейтуллаев, Нариман Мемедеминов, Феррат Сайфуллаев, Сервер Мустафаев и многие другие. Также до сих пор отбывают наказание в колониях за якобы шпионаж и планирование диверсий Владимир Дудка, Андрей Захтей, Дмитрий Штыбликов. Единственным неосвобожденным фигурантом "дела Сенцова" остается Алексей Чирний, который признал вину и пошел на сделку со следствием, получив меньший срок заключения, чем Сенцов и Кольченко, а Афанасьев отозвал свои показания и одним из первых был возвращен в Украину.

Также и в украинских тюрьмах отбывает наказание ряд россиян, а также украинцев, которых обвиняли в шпионаже или участии в незаконных вооруженных формированиях. В частности, еще летом 2018 года 22 осужденных в Украине россияна написали прошение Путину о включении их в списки на обмен. Часть из них вошла в списки 7 сентября, однако такие личности как Вячеслав Высоцкий, Руслан Гаджиев, Олег Доронин, Василий Кусакин, Валерий Гратов и другие до сих пор находятся за решеткой. В СИЗО также находятся члены группы диверсантов, которых задержали в апреле 2019 года, среди которых двое российских офицеров – Алексей Комаричев и экс-заместитель руководителя Администрации главы Ингушетии Тимур Дзортов.

Видео Кто эти 35 человек, которых Украина обменяла на пленников Кремля

Украина обменяла своих граждан на шпионов и диверсантов, выявленных нашей контрразведкой. Россия требовала выдачи этих людей, что свидетельствует об их ценности. Кто был среди 35 человек, которые отправились в Россию в результате исторического обмена, - смотрите далее.    

Кто эти 35 человек, которых Украина обменяла на пленников Кремля

Был разблокирован и процесс обсуждения обмена с боевиками "Л/ДНР". Еще 17 июля во время заседания в Минске Трехсторонней контактной группы были достигнуты договоренности об обмене пленными в формате 101 на 50 с представителями "ДНР" и по формуле 107 на 19 с представителями "ЛНР". Сейчас идет процесс юридической очистки этих лиц для осуществления соответствующего обмена.

Однако в настоящее время в украинском МИД уверяют о том, что формула "всех на всех" не жизнеспособна и должна быть пересмотрена.

"Что касается обмена, то я вам скажу, что идеальная формула "всех на всех", которая всем очень нравится, на самом деле не является жизнеспособной. Потому что нужно очень четко согласовать, кто эти "все на все". Когда в этих списках появляются криминальные авторитеты, которые являются друзьями тех, что находятся с той стороны, и их пытаются запихнуть в список как материал для обмена, а на самом деле, это люди, которые не имеют никакого отношения к этому конфликту, – тогда эти списки не соглашаются", – пояснил министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко.

Соответственно, лидеры "нормандской четверки", скорее всего, будут согласовывать новые этапы и формулы обмена всеми пленными как между Украиной и Россией, так и с так называемыми "Л/ДНР".

Разведение войск

В конце сентября 2016 года в Минске были подписаны договоренности о создании трех зон безопасности, где должны быть разведены войска. Речь шла о населенных пунктах Золотое, Петровское и Станица Луганская, в частности в Золотом планировалось открыть еще одно КПВВ.

Еще в октябре того же года украинские военные сообщали о разведении сил в Золотом и Петровском, однако в Станице этого не произошло из-за постоянного нарушения режима тишины. В то же время, разведка подтверждала синхронный отвод войск боевиков в Золотом и Петровском также. Однако, впоследствии стороны вернулись на свои позиции.

окуповані території
ТСН.ua

В начале июня 2019 года началась очередная подготовка к разведению войск. На этот раз речь шла исключительно о Станице Луганской, целью которого было восстановление разрушенного моста на КПВВ. 30 июня ОБСЕ официально подтвердило разведения всех сил и средств, однако боевики на тот момент до сих пор не разобрали собственный блокпост по другую сторону моста, а также всячески срывали графики ремонта и не пускали украинских специалистов. В конце концов, блокпост был разобран, а вместо него поставлено сооружение типа "кунг" синего цвета с надписью СЦКК (Совместный центр координации и контроля).

Пока что украинская сторона активно расширяет дорогу и укладывает новый асфальт перед мостом, а также провела разминирование вокруг разрушенного участка и активно начала работы по восстановлению, в частности, привезла все необходимые материалы и технику. В то же время на сепаратистских СМИ публикуют фотографии, как коммунальщики так называемой "ЛНР" проводят ямочный ремонт дороги со своей стороны.

Впоследствии ТКГ в Минске 1 октября договорилась и о повторном разведения сил и средств в Золотом и Петровском. По словам представителя ОБСЕ Мартина Сайдик, процесс отвода начнется 7 октября.

Однако процесс разведения войск не остановится только на Золотом, Станице Луганской и Петровском. С украинской стороны, в частности и от Зеленского, звучат заявления о необходимости отвода сил и средств вдоль всей линии разграничения, которая составляет около 400 километров. По Минским договоренностями, украинские военные и боевики должны отойти на два километра назад от своих позиций. Согласование этапов и правил такого масштабного разведения, а также контроль за этим процессом, станет одним из главных вопросов встречи лидеров Украины, России, Германии и Франции.

Видео Несмотря на предварительные договоренности, в районе Золотого разведение войск так и не происходит

Украинские войска в районе города Золотое не отходят, а наоборот, на некоторых участках даже укрепляют свои позиции. После нескольких публикаций в соцсетях о том, что в Луганской области происходит очередное разведения войск, ТСН выехала на передовую, чтобы все увидеть собственными глазами.  

Несмотря на предварительные договоренности, в районе Золотого разведение войск так и не происходит

Местные выборы на оккупированном Донбассе

Едва ли не главной проблемой для Украины является проведение местных выборов на оккупированном Донбассе. Именно вокруг этого вопроса разгорелись жаркие дискуссии, среди которых и знаменитая формула Штайнмайера, а особенно – условий проведения этих выборов.

Еще осенью 2014 года Рада приняла закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей или, как его называют чаще всего - об особом статусе. Таким образом Украиной был выполнен п.3 Минских договоренностей от 5 сентября, а местные выборы были назначены на 7 декабря 2014 года. Однако за месяц до этого Россия провела на оккупированном Донбассе собственные псевдовыбори, чтобы привести к власти своих ставленников, чем сорвала выполнение договоренностей.

Закон об особом статусе был введен на три года, а впоследствии постоянно продлевался на год. По состоянию на сейчас он является действующим до 31 декабря 2019 года.

Главной проблемой вокруг местных выборов является начало действия особого статуса для ОРДЛО. В 2015 году в закон об особом статусе были внесены изменения, где в заключительных положениях говорится, что этот статус вступает в силу после вступления в полномочия местной власти, а выборы состоятся по всем стандартам ОБСЕ, после вывода российских войск, с доступом всех кандидатов и СМИ, а также с обеспечением избирательного права переселенцев. В противном случае, закон не заработает.

Именно здесь начинаются основные дискуссии между Россией и Украиной. Российская сторона стремится закрепеть особый статус Донбасса в Конституции, а также провести местные выборы перед выполнением безопастностного компонента фактически под собственным контролем. Таким образом, она планирует легитимизировать своих ставленников на оккупированных территориях и предоставить им властные полномочия фактически на территории Украины.

Для решения этих противоречий иностранные дипломаты начали придумывать собственные способы реализации этих договоренностей. Сначала в 2015 году был представлен план французского дипломата Пьера Мореля, который предусматривал принятие специального закона для выборов на оккупированном Донбассе и их проведения. Однако, фактически, по этому плану выборы на Донбассе должны были состояться без контроля со стороны Украины, а поэтому эта идея была отвергнута украинской стороной.

Через некоторое время появилась формула немецкого министра иностранных дел, а ныне президента Франк-Вальтера Штайнмайера. Она предусматривает введение временного особого статуса на Донбассе в день проведения местных выборов, а в случае, если ОБСЕ подтвердит демократичность и соблюдение всех стандартов этого процесса – на постоянной основе. Полностью "формула Штайнмайера" звучит так:

Настоящий закон вступает в силу в 20:00 по местному времени в день голосования на внеочередных местных выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, которые назначены и проведены в соответствии с Конституцией Украины и специальным законом Украины, регулирующим внеочередные местные выборы в вышеупомянутых районах. Он будет действовать на временной основе до дня публикации итогового доклада миссией БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами, в соответствии с установленной практикой БДИПЧ ОБСЕ, о соответствии в целом внеочередных местных выборов стандартам ОБСЕ и международным стандартам для демократических выборов, а также украинскому законодательству, в котором дает ответ на вопрос, согласованный в "Нормандском формате", утвержденный Трехсторонней контактной группой и направленный Украиной в ее пригласительном письме и Председательством ОБСЕ Директору БДИПЧ.

Настоящий закон продолжает действовать на постоянной основе, в случае если в итоговом докладе БДИПЧ ОБСЕ будет сделан вывод в соответствии с установленной практикой БДИПЧ ОБСЕ, что внеочередные местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей были проведены в целом в соответствии со стандартами ОБСЕ и украинским законодательством, при ответе на вопрос, согласованный в "Нормандском формате", утвержденный Трехсторонней контактной группой и направленный Украиной в ее пригласительном письме и председательством ОБСЕ директору БДИПЧ.

Однако украинская и российская сторона по-разному трактуют эту идею, из-за чего формула Штайнмайера до сих пор не была введена.

"Вообще в "формуле Штайнмайера" речь не идет о войсках. Там нет ничего - там очень простой текст. Там написано, в том, что мы согласовали: что в первый день закон (об особом порядке осуществления местного самоуправления) начинает действовать во временном порядке, а на момент, когда ОБСЕ говорит, что выборы прошли в соответствии с международными стандартами, этот закон начинает действовать в полном объеме. Ничего большего, меньшего в "формуле Штайнмайера" нет", - так объясняет идею Штайнмайера действующий министр иностранных дел Вадим Пристайко.

Аналогичную позицию выражает и бывший глава МИД Павел Климкин, который был непосредственным членом обсуждений этой формулы.

"Она (формула Штайнмайера – ред.) появилась как ответ на вопрос, когда же должен быть предоставлен "особый статус" ОРДЛО и (что принципиально важно!) при каких условиях. Эту формулу предложили наши немецкие и французские партнеры. Проще ее можно сформулировать так: "особый статус через честные, демократические выборы в соответствии со стандартами ОБСЕ". Не через организованный Россией фарс, а через реальные выборы", - отметил он.

Фактически, именно соблюдение стандартов ОБСЕ во время выборов на оккупированном Донбассе станет определяющим в решении ситуации на востоке Украины. Основными стандартами являются:

  • проводить свободные выборы через надлежащие промежутки времени;
  • позволить избирать всех членов по крайней мере одной палаты законодательного органа всенародным голосованием;
  • гарантировать всеобщность и равенство избирательного права;
  • уважать право граждан занимать государственные должности;
  • уважать право образовывать политические партии и создать все условия для соревнования между партиями на основе равенства перед законом и властью;
  • создать все условия для проведения предвыборной кампании в атмосфере свободы и равенства, не прибегая к административного воздействия, насилия, угроз или угроз мести кандидатам, партиям или избирателям;
  • обеспечить беспрепятственный доступ к средствам массовой информации на основе отсутствия дискриминации;
  • создать все условия для тайного голосования, честного подсчета голосов и честного и своевременного информирования общественности о результатах выборов
  • обеспечить надлежащее вступление в должность кандидатов, набравших необходимое количество голосов, и обеспечить им возможность занимать должность до тех пор, пока не закончится установленный законом срок.

Украинская сторона трактует эти стандарты как признание, что выборы не могут состояться под "дулами автоматов", то есть до прекращения огня, разоружения боевиков, вывода иностранных войск, установления контроля над государственной границей, а также без допуска к выборам украинских избирательных комиссий, партий, законов и международных наблюдателей. В то же время, в России имеют противоположное видение и настаивают на фиксации этой формулы "на бумаге". Там считают, что для проведения выборов не требуется выполнение этих условий, а введение постоянного особого статуса связывают с закреплением его в Конституции Украины.

"Мы также считаем необходимым в канун саммита письменно зафиксировать в рамках контактной группы так называемую "формулу Штайнмайера", которая предусматривает, что закон об особом статусе Донбасса начинает действовать на временной основе в день выборов и на постоянной - после выборов, после итогового доклада БДИПЧ ОБСЕ ( бюро по демократическим институтам и правам человека – ред.)", - объясняет советник Путина по внешней политике Юрий Ушаков.

1 октября в Минске украинская сторона согласовала текст "формулы Штайнмайера". Соответствующее письмо с подписью представителя Украины Леонида Кучмы было направлено в ОБСЕ. После заседания ТКГ Зеленский созвал срочный брифинг, в котором объяснил детали переговоров, однако украинские политики назвали документ "капитуляцией", а в нескольких городах Украины прошли акции протеста. Подробнее о событиях того дня и реакцию в Украине и мире читайте по ссылке

лист Кучми про формулу штайнмаєра
КоммерсантЪ

"Формула Штайнмайера" не указывает условий проведения местных выборов, а именно это является самым важным моментом, который должны согласовать лидеры "нормандской четверки". В конце концов, глава МИД Украины Вадим Пристайко заявил о желании провести местные выборы на оккупированном Донбассе синхронно с такими же выборами на всей остальной территории Украины. Позднее всего они состоятся 25 октября 2020 года, однако в партии "Слуга народа" активно продвигают идею о возможности проведения досрочных местных выборов, а потому времени для украинской власти на достижение всех необходимых условий, чтобы выполнить свои амбициозные планы, еще меньше.

Алексей Ярмоленко

Видео Выборы на оккупированной части Донбасса могут быть только по украинскому законодательству - Зеленский

Об этом заявил президент Владимир Зеленский после совместного брифинга с президентом Эстонии. Он напомнил, что выборы на Донбассе прописаны в минских договоренностях и, в частности об этом, он собирается говорить в "нормандском формате".    

Выборы на оккупированной части Донбасса могут быть только по украинскому законодательству - Зеленский

Оставьте свой комментарий