Суды над "крестным отцом ДНР" Лягиным перевели в закрытый режим, а из дела исчезли некоторые потерпевшие

Суды над "крестным отцом ДНР" Лягиным перевели в закрытый режим, а из дела исчезли некоторые потерпевшие

Фото: Roman Lyagin/facebook

Захват арт-пространства "Изоляция", который Лягин превратил в пыточную, ранее фигурировал в обвинительном акте.

В годовщину псевдореферендума в псевдо-республиках ТСН.Тиждень рассказывает историю Романа Лягина , одного из основателей так называемой "ДНР". Что же такого знает один из крестных родителей псевдореспублики, что суд по его преступлениям делают закрытым для журналистов.

Десятки людей прошли через застенки "МГБ ДНР". А еще сотни – пропали. Лягин - один из тех, кто придумал и создал это чудовище, и очень много знает. Годами ограбленные ним художники собирали свидетельства жертв. Но дело легко похоронить.

4 мая - он сидит в прозрачной камере и демонстрирует недовольство, пока его адвокат делает все, чтобы убрать журналистов из зала суда. Роман Лягин возглавлял так называемый "центризбирком" так называемой "ДНР" и проводил так называемый "референдум".

Он планирует выскользнуть из этой клетки. Поэтому ТСН.Тиждень рассказывает о другой истории. О том, как центр современного искусства по его приказу превратили в секретную тюрьму, где уже 6 лет ломают кости, подвешивают на дыбу и убивают.

Донецк, 2010 год. Территорию обанкротившегося завода изоляционных материалов художники начали превращать в экспериментальное пространство.

"Я хочу сделать лабиринт из клеток, которые я нашел, потому что это очень символично. Это ограничения человека. В жизни эти решетки куда больше", - тогда делился планами художник.

Апрель 2013. До" русской весны" в Донецке был еще год. 9 апреля в артцентре должно было состояться художественное мероприятие, гостем которого был посол США Джон Теффт. Впрочем, этому должны были помешать люди, что собирались под проходной бывшего завода.

"Мы понимаем, что мероприяние это похоже на подготовку арабской весны. Проводится инструктаж "пятой колонны" Америки. Здесь будет обучение 60 блогеров, которые будут заниматься через интернет-пространство работой по расшатыванию социального строя Украины", - уверяли эти саботажники на проходной.

Все эти люди меньше чем через год возьмут в руки оружие и зайдут в свой социальный лифт: Андрей Пургин - лидер "русской весны "вице-премьер правительства ДНР", Анатолий Гопкало - первый секретарь донецкого горкома КПУ, Александр Симоненко – депутат так называемой "народной рады ДНР", возглавляет комитет по безопасности и обороне.

Но пока они только тренируются. Первый захват "Изоляции" произошел еще тогда, когда про Андрея Пургина, "Донецкую Республику" и их флаг знали только местные журналисты и агенты спецслужб. Милиция никак не мешала демонстрантам ворваться в культурный центр. По неофициальной информации, одним из организаторов этой акции был Роман Лягин.

"Лягин был тем человеком, который за деньги мог собрать митинг, организовать пикет. Мог сорвать акцию какую-то. В том числе силовым путем", - рассказывает журналист Сергей Гармаш.

По словам журналиста, черный пиарщик Лягин после Оранжевой революции стал много ездить в Россию. В 2010 году он возглавил местную общественную организацию "курское землячество". Именно через подобные центры землячеств Россия финансировала донецких экстремистов.

Годовщина псевдореферендума: кто и как создал в "ДНР" клетки для пыток

Годовщина псевдореферендума: кто и как создал в "ДНР" клетки для пыток

"Я думаю, что тогда произошел контакт, возможно, с их спецслужбами. И резко активизируется его антиукраинская деятельность - он призывает разрушить Крещатик, отделить Партию регионов от партии Юго-восточных регионов, отделить Донбасс от Украины. За несколько лет до войны он вывез семью в Германию, сделав фиктивный развод. Он, в принципе, мог знать, какие события грядут на Донецкой земле", - говорит журналист.

Весной 2014 года, захватив контроль над двумя областными центрами, российские эмиссары и коллаборанты начали готовить референдум по примеру крымского. Политтехнолог Роман Лягин возглавил "Центризбирком" и, по его собственным словам, контролировал сеть из десятков тысяч членов комиссий, которые должны были дать нужный результат. Тогда Лягин не скрывал, что "референдум в ДНР" - это только начало "русской весны".

"Я, после того, как закончу референдум в Донецке, перееду в Харьков, чтобы делать референдум на территории "Харьковской народной республики", - заявлял о намерениях Лягин.

С харьковским референдумом не сложилось. И тогда уже самозваный министр труда и социальной политики Роман Лягин начал грабить собственный город.

"Он появился во главе вооруженного формирования 9 июня 14 года. Вместе с ним был другой "руководитель ДНР" – лицо с позывным "Монгол". Они вместе руководили незаконным вооруженным формированием, которое блокировало работников и угрожало применением автоматического оружия. Взял эту территорию под контроль и заставил всех посторонних лиц покинуть эту территорию и, под угрозой применения оружия, больше туда не возвращаться", - рассказывает адвокат Владимир Ефименко.

9 июня 2014 года Лягин положил начало им же придуманной жуткой идеи - создать на месте полной свободы творчества место боли и тотальной несвободы. В подвалах "Изоляции" расположены камеры без воды и туалетов, а также места, где работают профессиональные палачи. Дмитрий Потехин летом 2014 года был одним из первых, кто проверил на себе новую секретную тюрьму.

"Они превратили завод в концлагерь. И это все было издевательство, безусловно. Там админздание завода. В админздании была когда-то касса – и вот в кассе сделали одну из камер, и было слышно из кассы, как били людей, которых привозили. Потом меня в помещение бывшего цеха перевели", - вспоминает бывший пленник.

По иронии судьбы Роман Лягин стал жертвой одного из мятежей и через два года сам попал в подвалы МГБ. Ему каким-то образом удалось освободиться и перебраться в Крым, где он, по слухам, купил квартиру, Правда был вынужден работать на стройке. Но, как он оказался в Украине, до сих пор доподлинно неизвестно.

Тем временем Культурный фонд "Изоляция" перебрался в Киев и на ряду с художественными акциями собирает свидетельства бывших заключенных тюрьмы, в которую превратили их первый дом. Эти показания уже способны превратить это тихое уголовное дело в нечто вроде Нюрнбергского процесса. Впрочем, кажется, кто-то активно этому мешает.

"Первые годы мы были уверены, что, когда наступит тот решающий момент, когда должно наступить правосудие – мы имеем такой вот пакет документов-доказательств – вот, собственно, давайте, у нас есть доказательства, мы очень хотим быть полезными. Хотим, чтобы правосудие состоялось. А его нет. И это очень обидно и больно", - говорит директор фонда "Изоляция" Оксана Саржевская-Кравченко.

Судьи уже несколько лет не признают фонд потерпевшей стороной в деле Романа Лягина. Мы имеем свидетельство о том, что эпизод с захватом "Изоляции" был в обвинительном акте против Лягина наравне с проведением референдума и государственной изменой. Но, или этот эпизод оттуда сознательно убрали, или судьи так же сознательно не принимают во внимание существование в этом деле ограбленного лица. Объяснение этому очень простое.

"Вероятно заключение соглашения с ним о виновности. В обмен на какие-то показания или предоставления доказательств, которые предоставят правоохранительным органам возможность разоблачить другие эпизоды, к которым имел отношение Роман Лягин", - говорит адвокат Владимир Ефименко.

"Изоляция" же на такую договоренность не пойдет. Соглашение с судом, как правило, предусматривает дальнейшее освобождение подсудимого. Роман Лягин может пополнить достаточно длинный список сепаратистов, до которых так и не добралась справедливость. Сергей Гармаш подозревает - сотрудничество со следствием здесь совсем ни к чему.

"Когда-то он работал на местные элиты, и он очень много знает. И я думаю, что многие местные - бывшие олигархи - не заинтересованы в том, чтобы он заговорил. Они могут пожертвовать какими-то ресурсами для того, чтобы Лягин был на свободе. Могут представить, что он двойной агент, что он работал и на тех, и на тех - я в это не верю", - уверяет журналист Сергей Гармаш.

4 мая, после того, как суд отказал фонду "Изоляция" в получении статуса потерпевшего лица, заседания вообще перевели в закрытый режим. С тех пор ни журналисты, ни юристы не могут попасть на суд. Объяснение - будто бы информация, которой должен делиться Лягин, создает опасность для его жизни. Но как быть тем, кому поломал жизнь сам Лягин. Как реагировать обществу, на которое этот организатор "русской весны" совершил смертельное покушение. И что на самом деле суд будет прятать от нашего внимания.

Корреспондент ТСН.Тиждень Станислав Ясинский

Похожие темы:

Следующая публикация