Разрушены логистические пути, из-за перекрытых портов и дефицита и стоимости топлива — на сегодняшний день до сих пор остаются главными проблемами для ведения бизнеса в Украине во время войны.
За время полномасштабного вторжения России 17 процентов украинского бизнеса ликвидировано, а более трети всех предпринимателей – временно прекратили работу, говорится в ТСН.
«Мы вернулись!», «Мы открылись!» — такие СМС-сообщения и объявления все чаще поступают украинцам. Все больше магазинов, кафе, предприятий каждый день возобновляют свою работу. И каждый день бизнес сталкивается с новыми вызовами военного времени.
Управляющая столичным кафе показывает, что еще предстоит сделать до официального открытия заведения. Уже вторую неделю, как кафе возобновило свою работу в тестовом режиме. Под ее руководством три ресторана, заработали два, потому что не хватает персонала. Открыться после двухмесячного перерыва было не просто – признается Юля.
«Где-то тяжеловато с поставщиками, именно логистика тяжеловата, иногда тяжеловато бывает с надежностью некоторых партнеров, которые обещают, не делают, сроки срывают и так говорят, ну после войны», — отмечает она.
Начать работать как можно быстрее для владельцев кафе было важно. Во-первых, это рабочие места и поступления в бюджет налогов, говорит Юля. Без этого экономика страны не будет работать. Во-вторых, говорит, клиенты заждались. «Они просто обнимаются, плачут, радуются открытию. И просто это слезы радости, потому что могут чувствовать будто они живут жизнь снова как раньше», — говорит Юлия.
С первых дней полномасштабного вторжения России в Украину государство приняло целый ряд мер по защите и сохранению бизнеса, рассказывает председатель Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политике Верховной Рады Данило Гетьманцев. В частности, от обязательной уплаты налогов были освобождены все предприниматели и отменены все проверки и штрафы. Ввели программу нулевого кредитования для бизнеса и отменили практически все лицензии и разрешительные документы. Эти и другие льготы будут действовать до конца войны, некоторые останутся и после – заверил Гетьманцев. «Мы разрабатываем механизмы поддержки бизнеса на пост военный период, поддержки бизнеса прямо сейчас. Первый этап плана это до 22 года, поэтому я думаю, что мы где-то через две недели выйдем уже с конкретными предложениями, очень идет напряженная работа», — убеждает он.
Владелец магазина цветов Мария Крыжановская хвастается ассортиментом цветов в своем магазине. Уже месяц как она работает. Иметь широкий выбор растений сегодня не просто, признается Мария. Все цветы они заказывали в Голландии и Эквадоре. Пока доставлять цветы в Украину стало намного труднее, говорит Мария, поэтому от услуг некоторых поставщиков пришлось отказаться. «Изменилось все: начиная от количества продаж, заканчивая ценой. Закупка дорожала и логистика дорожала до 20%. Но мы пока не можем поднять цены, потому что это будет шок», – говорит она.
Зарплату сотрудникам, говорит Мария, не сбавляли, но теперь им приходится выполнять больше разных, часто новых для них функций.
«Надо жить, надо работать, нужно поддерживать и коллектив, потому что мы ответственны за коллектив, мы не хотим потерять наш персонал. Людям нужна красота и мы видим по нашим клиентам, что они покупают букеты немного дешевле, но они хотят покупать букеты. Людям нужна красота», – добавляет Мария.
Несмотря на войну, еженедельно в Украине регистрируется 4 тысячи новых ФЛП, рассказывает председатель правления ассоциации представителей малого и среднего бизнеса города Киева Максим Тютюнников. В основном это менее пострадавшая от войны Западная Украина. Некоторые бизнесы там сейчас дают сверхприбыли. В частности – ресторанный, гостиничный и риелторский. А потому Тютынников предлагает там принять не популярные, но столь необходимые сейчас государству меры.
«Например, западные области могли как-то там увеличить налоговую нагрузку, на отдельные виды деятельности как сейчас на гостинично-ресторанный бизнес, риелторский бизнес», — говорит он.
По мнению Максима, государство сейчас могло бы помогать бизнесменам получать иностранные инвестиции.
«Надо привлекать гранты. Очень многие сейчас люди потеряли работу, они пойдут на учет в центр занятости и надо им, как говорится, давать не рыбу, а удочку, пусть они сами ловят уже и возвращают же эти средства в виде уплаты налогов», — предлагает Тютюнников.
И управляющая ресторанами Юля и владелица цветочного бизнеса Мария не гонятся за большими прибылями. В трудные времена говорят, нужно поддерживать друг друга. Поэтому бизнес-леди еще и волонтерят. Юля кормит военных и детей-беженцев, а Мария отдает часть прибыли на нужды ВСУ.
Читайте также:
Аграрии видят приближение голода в Украине из-за прицельного уничтожения врагом элеваторов с зерном