Перейти к содержанию
Кто выиграл и кто проиграл от коронавируса: как изменился автомобильный рынок Украины за 2020-й

Covid-19 ударил по продажам новых автомобилей в Украине, но не смог отправить бизнес в нокдаун.

Похоже, что автомобильный рынок Украины "переболел" на COVID-19 в легкий форме. Так, спрос на новые автомобили упал, но некритично. И украинские импортеры и дилеры видели худшие времена. Можно хотя бы вспомнить 2015 год — активных боевых действий на Донбассе — когда было продано 46 тысяч новых авто. Это почти в два раза меньше, чем в 2020 году.

Подробнее — в материале ТСН.ua.

Более того, некоторые бренды даже умудрились воспользоваться растерянностью конкурентов и переманить покупателей. От пандемии коронавируса выиграли те, кто имел возможность не снижать обороты и отправлял в "бой" новые модели, которые пользуются повышенным спросом. Преимущественно это были кроссоверы — самая любимая "разновидность" автомобилей украинцев.

В целом уже можно сказать, что постоянный карантин и локдауны не смогли отправить автомобильный бизнес в нокдаун.

Кто проиграл от коронавируса

За год пандемии — с марта 2020 года, когда в Украине ввели карантин впервые, — продажи новых автомобилей сократились примерно на 9%. Об этом свидетельствуют подсчеты ТСН.ua, которые опираются на статистику от ассоциации "Укравтопром".

Но существенно на рынок это не повлияло. Ни один автомобильный бренд не покинул Украину. Без потерь пережили локдауны и дилерские центры. И даже первая десятка самых популярных марок авто осталась неизменной. Лидеры лишь несколько поменялись местами.

Топ-10 популярных марок авто в Украине *

* По результатам продаж новых автомобилей в марте 2020 — феврале 2021 по сравнению с соответствующим периодом 2019-2020 годов.

Марка

Продажи, шт

Динамика,%

2019-2020

202-2021

Renault

15349

13681

-10.9

Toyota

13515

12896

-4.6

Kia

7509

5923

-21.1

Skoda

6163

4800

-22.1

Hyundai

5076

3927

-22.6

Volkswagen

4632

3564

-23.1

Nissan

5399

3562

-34.0

Suzuki

2824

3044

7.8

Peugeot

2507

2965

18.3

Mazda

2554

2853

11.7

Подсчеты продаж новых авто в Украине базируются на статистике, которую публикуют "Укравтопром" и "Автоконсалтинг".

Однако некоторые импортеры все же понесли серьезные потери. Среди компаний из топ-10 наиболее пострадал Nissan. С начала пандемии компания потеряла в Украине примерно треть покупателей. Это привело к тому, что в отечественном рейтинге марок-бестселлеров японцам пришлось подвинуться с пятого на седьмое место.

В местном представительстве Nissan объясняют: причиной падения продаж стали не только локдауны и падения экономики. Компания была вынуждена мириться с потерей покупателей из-за дефицита автомобилей.

"Еще в августе 2020 мы ждали новый Nissan Juke, который в Украине пользуется высоким спросом. Но из-за коронавируса производитель приостановил завод в Сандерленде, где собирают этот автомобиль. Это привело к тому, что продажи кроссовера на украинском рынке не стартовали до сих пор", — рассказывает Владимир Иванов, руководитель пресс-службы "Ниссан Мотор Украина".

Nissan — далеко не единственный производитель автомобилей, которому пришлось останавливать заводы из-за мировой пандемии коронавируса. С похожими проблемами столкнулись почти все автомобильные компании.

Например, в апреле 2020 Toyota сообщила о том, что приостановит производство на пяти заводах в Японии. Под карантин попали предприятия, на которых собирают популярный в Украине кроссовер RAV4 и самый продаваемый у нас рамный внедорожник Land Cruiser Prado.

Также примерно год назад вынужден был остановиться автомобильный завод в Словакии, где собирают не менее востребованные среди украинцев Kia Sportage и Hyundai Tucson. Останавливал свои европейские заводы и Volkswagen.

Поэтому неудивительно, что некоторые популярные модели могли просто не доехать до украинских покупателей.

Конечно, не последней причиной падения продаж был и карантин и в самой Украине. "Не было возможности организовывать тест-драйвы, презентации авто, приходить в шоу-румы и так далее", — отмечают в украинском офисе Renault.

Кто выиграл от пандемии

Несмотря на мировой и локальный кризис, который вызвал коронавирус, большинство импортеров продолжали баловать своих сторонников новинками. Благодаря этому некоторым игрокам даже удалось увеличить продажи.

Пожалуй, больше всего повезло Peugoet. За "ковидный" год продажи марки в Украине выросли примерно на 18%. Украинскому представительству французов удалось усилить позиции, прежде всего, за счет главного автомобильного "оружия" сегодня — кроссоверов. Компания запустила продажи нового поколения Peugeot 2008 — городского кроссовера, который сразу закрепился в лидерах класса. Также недавно обновилась более габаритная модель — Peugeot 3008.

Не заметили "ковидных" неудобств также и две японские компании — Mazda и Suzuki. Обе, прежде всего, делают ставку на кроссоверы. Suzuki предлагает украинцам относительно недорогие и практичные модели, такие как Vitara и SX4. А неизменный бестселлер Mazda — это CX-5. Также в прошлом году, в начале карантина, последняя представила в Украине абсолютно новую модель — небольшой кроссовер CX-30. Это, так сказать, младший брат CX-5.

Среди тех, кто не попал в топ-10 самых популярных брендов, интересные результаты продемонстрировал Ford. По подсчетам ТСН.ua, с начала карантина компании удалось продать украинцам примерно на 27% больше автомобилей, чем за тот же период до коронавируса.

В представительстве Ford свои успехи не комментируют. Но можно отметить, что во второй половине 2020 года в Украине стартовали продажи нового поколения Ford Kuga и совершенно новой модели компании Ford Puma. Наверное, излишне говорить, что обе новинки относятся к классу SUV.

Неплохие результаты продемонстрировали и некоторые премиальные марки. Например, украинский офис Mercedes увеличил продажи почти на 8%, и застолбил за собой место лидера класса "люкс".

В 2020 году компания активно обновляла модельную линейку в Украине: у дилеров появилось новое поколение кроссовера GLA, а также был представлен новый представитель компактных паркетников от Mercedes — GLB.

Удалось "выйти в плюс" и представительству Audi — фактически за год карантина компания улучшила свой результат в Украине более чем на 25%. В украинском офисе немецкого производителя также отметили роль кроссоверов в своих успехах.

"Новые модели Q3 и Q3 Sportback пользовались высоким спросом и были положительно восприняты нашими клиентами. Также среди бестселлеров бренда Audi отметим электромобили e-tron и e-tron Sportback, которые появились на рынке в марте 2020 года и стали неизменными лидерами среди премиальных электромобилей", — отметили представители "Ауди".

Поэтому, как видим, наиболее эффективными "лекарством" от "ковида" для импортеров автомобилей в Украине оказались модели повышенной проходимости.

Кому принадлежит автомобильный рынок Украины

За последние годы лидеры отечественного авторынка настолько оторвались от ближайших преследователей, что ухудшить их позиции не сумел даже коронавирус. По результатам 2020 крупнейшими продавцами новых авто остались украинские офисы Renault и Toyota отвечает. Напомним, что последняя также отвечает за бренд Lexus.

На третьем месте также без изменений — здесь остается "Укравто". Корпорация является импортером автомобилей Mercedes, Maserati, Jeep, Kia и Chery.

А вот на четвертую строчку ворвалось украинское представительство PSA, которое отвечает за продажи сразу четырех брендов: Peugeot, Citroen, Opel и DS. Последний когда-то был суббрендом Citroen, но сейчас это самостоятельная торговая марка, под которой французы выпускают премиальные автомобили.

По результатам 2020 года французской группе удалось увеличить в Украине продажи на 32%, что позволило подняться в рейтинге крупнейших операторов авторынка сразу на две ступени.

Пятерку лидеров замыкает "Порше Украина" — компания, которая, как ни странно, в нашей стране никакого отношения к бренду Porsche не имеет. Она является импортером таких автомобилей, как Volkswagen, Audi и Seat.

Крупнейшие игроки автомобильного рынка Украины*

* По результатам 2020 года.

Компания

Доля,%

«Рено Украина»

17.2

«Тойота Украина»

15.7

«Укравто»

12.9

«PSA Украина»

8.5

«Порше Украина»

6.6

«Виннер Украина»

6.4

«АвтоИнтернешнл»

6.1

«Богдан»

5.6

«Еврокар»

5.3

«Ниссан Украина»

4.3

Другие

11.4

Данные «Автоконсалтинг».

Прогнозы на 2021

Большинство компаний все же сходятся во мнении, что 2021-й будет лучше предыдущего года: "Мы видим, что в Украине уже завозят вакцину от Covid-19. Поэтому надеемся, что коронавирус начнет отступать, а продажи новых автомобилей будут расти", — комментируют в украинском офисе Nissan.

Также представители японской марки связывают оптимистичный настрой с запланированными новинками. В этом году на украинском рынке наконец дебютирует Nissan Juke. Также в продаже появится новое поколение Nissan Qashqai — одного из самых популярных кроссоверов в нашей стране.

В офисе "Рено" уверены, что мы и дальше будем наблюдать "кроссоверное нашествие".

"Январь 2021 показал, что снизился интерес к автомобилям сегментов В и С. А вот интерес к сегменту SUV вырос. Мы считаем, что такая тенденция будет сохраняться", — пояснили свою позицию представители французского бренда.

А вот в "Порше Украина" считают, что в 2021 году рынок останется примерно на уровне прошлого года. Почти ту же оценку озвучили и в офисе Kia. По прогнозу представителей корейской марки, в этом году в Украине будет продано около 90 тыс. новых автомобилей. Тогда как в 2020 год закончился на отметке 86 тыс. авто.

Напомним, что ряд украинских АЗС изменили цены бензина и дизельного топлива. Тенденция повышения стоимости продолжается.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram и Viber.