Мастер иронии и судьбы

Мастер иронии и судьбы

Фото: rbc.ua

Всю свою жизнь Эльдар Рязанов скрывался под маской обычного ремесленника, хотя был большим художником.

Эльдар Рязанов честно служил нам этаким Мелькиадесом. Пока мы следили за бушующим за нашими окнами миром, сидя каждый в своей деревне, Рязанов все время нам что-то носил – то телескоп, то лёд… Что-нибудь, что придумано где-то существующими, созидательными, интереснейшими людьми, которых мы как не видели, так и не видим. Все канючим. А Рязанов все носил и носил. Пока сам не ушел. Совсем!

Всю свою жизнь он скрывался под маской обычного ремесленника, хотя был большим художником. Почти все его фильмы стали народным кино, оставаясь при этом очень личными высказываниями.

С жанром советской комедии Рязанов работал примерно так же, как твой Джон Форд с корневым американским вестерном: менял его, углубляя и расширяя. Размявшись на "Карнавальной ночи" (1956), которая была еще такой нормальной, звонкой новогодней историей, Рязанов со своим постоянным соавтором Эмилем Брагинским создал ту саму разновидность советской комедии, в лучших своих образцах неотличимую от трагедии. В "Берегись автомобиля" (1966), например, был невозможен слащаво-комсомольский хэппи-энд конвейерного советского кино: нелепый, угловатый, беспомощный Деточкин, по-гамлетовский боровшийся с лицемерием внешнего мира, в финале таки получал срок.

Рязанов был виртуозом делать кино буквально из всего, что видел или слышал: сюжет "Берегись автомобиля" подслушал в разговоре с Юрием Никулиным, пересказавшим услышанную однажды на гастролях в Куйбышеве историю про тамошнего народного мстителя-неудачника; гениальный "Вокзал для двоих" (1982) – экранизация одного драматического эпизода из жизни композитора Таривердиева. Рязанов щедро дарил лучшим советским актерам их лучшие в последствии роли. Чего стоит один только Никита Михалков! Его Паратова из рязановского "Жестокого романса" (1984) буквально хотели все женщины СССР. В письмах артисту писали так: "Ваш Паратов сволочь, конечно, но с таким бы пожить недельку-другую". Рязанов знал и любил западное кино: по-хичкоковски играл камео в собственных фильмах; через год после выхода "Репетиции оркестра" (1978) сделал оммаж феллиниевскому шедевру, назвав его "Гараж"(1979); процитировал серьезного Антониони в своих несерьезных "Невероятных приключениях итальянцев в России" (1973).

Но по-настоящему Рязанов увековечил себя, конечно, "Иронией судьбы" (1975), ставшей такой же частью новогоднего ритуала, как елка, шампанское и оливье с мандаринами.

Как и американец Фрэнк Капра, автор главной рождественской кино-сказки западного мира ("Эта прекрасная жизнь", 1946), Рязанов, судя по всему, справедливо считал Новый год праздником прежде всего для взрослых мужчин и женщин. Пусть они и не верят в чудеса. Главный новогодне-рождественский жанр все-таки не феерия, не сказка, а мелодрама. Дети просят, чтобы на ночь им рассказывали одну и ту же любимую сказку. Точно так же взрослые зрители просят рассказывать им заново, раз в двадцать-тридцать лет, одну и ту же мелодраматическую сказку в обязательном рождественском антураже.

Но есть еще одна ключевая вещь, которая делает "Иронию" фильмом бессмертным. Рязанов ухитрился воплотить сам дух Нового года, состоящий из надежд и печали. Это где-то его переложение ренуаровской "Маленькой продавщицы спичек" (1928), где вместо нищей девочки - замордованный жизнью холостой советский хирург, герой своего "негероического времени". И все происходящее Лукашину, возможно, лишь снится, как замерзавшей на холоде девочке, которая, заснув прямо на улице, видела во сне себя танцующую, а потом оказывалась в магазине игрушек, где лейтенант, в которого она сразу влюбилась, принимает парад деревянных солдатиков. Вот и герой Мягкова, подпив с друзьями в бане, грезит о том, чтобы чудо проведения хоть в этот новый год унесло бы его в какой-то другой город, в какие-то другие обстоятельства, к единственной и лучшей женщине на свете.

Фото: rbc.ua

Оригинал

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация