Сближение с Россией грозит неприятностями не только союзникам Турции по НАТО, но и Украине.
"Турция изменится. И превратиться в подобие путинской России – авторитарная страна, в которой ограничена свобода слова, критика властей невозможна, экономическая жизнь находится под колпаком" правящего клана, демократический Запад воспринимается как угроза.
А родственным режимам ссориться между собой ни к чему. Теперь Эрдоган свободен еще раз совершить разворот на сто восемьдесят градусов – снова в сторону северного соседа".
Приятно иногда выступить в роли пророка. Этот отрывок – из моей колонки от 30 мая "Османский султан без Османской империи". То есть написано это было за полтора месяца до выступления турецких военных.
И вот сейчас этот разворот совершается на наших глазах.
Напомним, семь месяцев назад, 24 ноября 2015 года, турецкий F-16 сбил в Сирии российский бомбардировщик Су-24, вторгнувшийся в турецкое воздушное пространство. Одному лётчику удалось спастись, второй был расстрелян во время спуска с парашютом сирийскими туркоманами, на подконтрольную территорию которых упал сбитый самолет.
В ответ Россия ввела в отношении Турции экономические санкции. В турецких помидорах вдруг обнаружились страшные жучки, при этом Путин пригрозил туркам: "Помидорами не отделаетесь"! Кремль обещал отомстить южному соседу очень жестко.
До этого отношения между Москвой и Анкарой были довольно близкими. Но то была близость, вызванная сложившейся экономической ситуацией. О каком-либо реальном политическом союзе речь не шла.
Теперь положение меняется. Россия мгновенно забыла о страшной мести, смертоносные жучки исчезли из турецких помидоров столь же молниеносно и таинственно, как до того в них появились. Эрдоган и Путин, похоже, намерены тесно координировать свою политику. Новая реальность доставит много головной боли США – и серьезных проблем Украине.
Новый старый друг
Россия снимает все экономические санкции, введенные против Турции, уже начат процесс взаимной отмены въездных виз, возобновляется проект строительства "Турецкого потока", жизненно важного для РФ газопровода по дну Чёрного моря из России в Турцию и далее в Европу. Ранее МИД Турции предложил создать рабочую группу с РФ для потепления отношений, а премьер-министр РФ Дмитрий Медведев распорядился возобновить работу двусторонней российско-турецкой межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.
Три дня назад, 26 июля, состоялась встреча вице-премьеров двух стран – Аркадия Дворковича и Мехмета Шимшека, – и Кремль окончательно подтвердил дату и место "саммита Эрдоган-Путин": 9 августа в Санкт-Петербурге.
"Турция хочет сделать отношения с Россией лучше, чем они были в ноябре прошлого года" - заявил в ходе встречи турецкий вице-премьер.
Судя по всему, лидеры двух стран намерены начать работу над этим "улучшением" прямо таки пулеметными темпами - встречи между ними планируются с частотой, редко встречающейся в дипломатии.
Уже на 31 августа, через три недели после саммита в Петербурге, Эрдоган приглашает Путина в Турцию на футбол – на товарищеский матч между турецкой и российской сборными в провинции Анталья.
Также Эрдоган заявил, что они с Путиным договорились о встрече на полях саммита G20, который пройдет 4-5 сентября в Китае. Также планируются встречи чиновников более низкого ранга, например, в ближайшее время Турцию посетит глава Ростуризма. Кроме того, премьер Турции заявил о желании нормализовать отношения с Сирией – главным союзником Москвы.
Ранее пресс-служба Кремля распространила заявление: "Владимир Путин отметил, что полученное от президента Турции послание создало предпосылки для того, чтобы перевернуть кризисную страницу в двусторонних отношениях и начать процесс возобновления совместной работы по международной и региональной проблематике, а также по развитию всего комплекса российско-турецких отношений".
На часть "начать процесс возобновления совместной работы по международной и региональной проблематике" - соседям РФ и Турции стоит обратить особое внимание.
Эксперт по блефу
Одновременно с потеплением отношений с Москвой очень сильно осложнились отношения Турции с США и Евросоюзом.
Правда, портиться они начали еще до переворота. Брюссель и Анкара обвиняли друг друга в невыполнении соглашения по беженцам. Многие в Европе даже говорили, что Эрдоган специально организовал поток из Сирии, чтобы добиться уступок от ЕС. Ранее Эрдоган пришел в бешенство из-за того, что его высмеяли на одном из немецких телеканалов, подал в суд на сделавшего это комика и потребовал от Меркель заткнуть ему рот. Когда немецкие власти отказалась вводить у себя цензуру – обиделся еще больше. Попытки удивленных немцев объяснить новому "отцу турецкой нации" основы разделения власти в демократической стране успеха не имели. В довершение всех бед Бундестаг принял резолюцию о признании геноцида армян турками в Османской империи в 1915 году. Турция рассматривает такое признание чуть ли ни как объявление войны. Анкара отозвала своего посла в Берлине, а Эрдоган заявил, что резолюция "окажет серьезное воздействие" на отношения между Турцией и Германией.
Анкара надеялась, что благодаря соглашению по беженцам, которое остановило их нашествие на Европу, Турция получит упрощенный режим въезда в страны ЕС. Что, в свою очередь, станет основой для последующего вступления Турции в Союз. Но еще до попытки путча в Европе заявили: из-за авторитарных методов правления Эрдогана процесс отмены виз приостановлен, а членство в Евросоюзе Турции не светит вообще.
Теперь же, после попытки путча, отношения Турции с ЕС испортились еще больше. Совет Европы, Amnesty International, Human Rights Watch и ООН выразили обеспокоенность нарушением прав человека в связи с введением в Турции режима чрезвычайного положения. Более того, Эрдоган собирается вести смертную казнь, что сделает вступление в Евросоюз вообще невозможным.
Испорчены и отношения с США. Во-первых, турецкие власти разгневаны тем, что Вашингтон решил в борьбе с "Исламским государством" сделать ставку на сирийских курдов. Их Анкара считает своими врагами, обвиняя в поддержке курдских сепаратистов, ведущих в Турции партизанскую войну против центральной власти. Для Турции курдский вопрос – это вопрос жизни и смерти, успех курдского сепаратизма приведет к развалу страны. Поэтому добиться изменения позиции американской администрации в вопросе поддержки сирийских курдов – жизненно важно для Эрдогана.
Сейчас же в американо-турецких отношениях возникла еще одна неразрешимая проблема. Эрдоган обвиняет в организации переворота живущего в США своего оппонента Гюлена и истерически требует его выдачи, угрожая Америке "ухудшением отношений". Но выдать Гюлена США может только по решению суда, которому для этого нужны бесспорные доказательства его вины в организации путча. А таковых доказательств, скорее всего, нет в природе.
Сильных козырей в игре против Вашингтона и Брюсселя у Эрдогана фактически нет. Пентагон уже нашел замену совместной с турками базе ВВС "Инджирлик" на юге страны, с которой американцы бомбят ИГИЛ – в Иракском Курдистане. Схожая ситуация и с Евросоюзом. Эрдоган, конечно, может давить на него возобновлением транзита беженцев, но не сильно – это оружие ударит и по самой Турции.
И внезапно расцветшая дружба с Россией может дать такие необходимые Эрдогану козыри в переговорах с США и Евросоюзом. Запад явно обеспокоен его возможным переходом в лагерь Путина и старается избежать разрыва с турецким "демократически избранным лидером", несмотря на то, что он на глазах превращается в диктатора.
После провала попытки военного переворота все ведущие западные политики выступили с заявлениями в поддержку "демократически избранного правительства президента Эрдогана". Госдеп США даже выразил готовность помочь Анкаре составить запрос о выдаче Гюлена.
Параллельно Анкара дала понять Европейскому союзу, что более не заинтересована в отмене визового режима. Более того, Эрдоган заявил, что намерен создать союз с Россией и Ираном, чтобы "совместно с этими странами решать региональные проблемы". На авиабазе "Инджирлик" была отключена подача электричества. Шаг этот имеет чисто символическое значение - американская часть базы спокойно питается от аварийных генераторов. Но сигнал читается легко.
Но, по большому счету, Эрдоган блефует – разрыв с ЕС и США он никак не может себе позволить. Америка и Европа спокойно проживут без турецкой экономики. А вот Турции без их экономик – никак не справиться. А главное, что массовая народная поддержка, которой пользуется Эрдоган – во многом обусловлена резким улучшением экономического положения страны, которое произошло при его правлении. После его прихода во власть турки стали жить намного лучше. В том числе и благодаря налаживанию тесного сотрудничества с Европой и США. Если улучшение их экономического положения остановится – пойдет на убыль и массовая поддержка "нового османского султана", и следующую попытку переворота или массовые волнения он уже не переживёт. Скорее всего, физически.
Конечно, возобновление экономических отношений с РФ, возобновление экспорта и туризма поможет Эрдогану – но только как дополнение к экономическим связям с Европой. Слабая экономика РФ никак не способна стать заменой европейской и американской экономикам.
И хотя прекращение поддержки американцами сирийских курдов по-прежнему главная задача для Турции на ее южной границе, Путин тут помочь ничем не может – не начнет же он войну против курдов и армии США.
Для огромного числа турецких граждан, в том числе и для поддержавших Эрдогана во время переворота, принадлежность Турции к западному лагерю имеет принципиальное значение. Разрыв с Европой для них – красная черта, которую нельзя переходить. Принципиальных сторонников российской ориентации в Турции просто нет.
Цена услуги
Чем русско-турецкая игра полезна Анкаре – понятно. Но чем может Анкара отплатить Кремлю за продолжение этой игры? Не возвращением же в Россию своих помидоров, в самом деле. Единственная ценная вещь, которую Москва может получить от турок – международная поддержка.
Турция оказывает сильное влияние на страны Южного Кавказа. Это регион, в котором РФ провидит активную политику, стараясь подчинить себе Грузию, Армению и Азербайджан. Можно ожидать, что Анкара окажет здесь некоторое содействие Москве.
Турецкий МИД заявил уже, что Трехсторонняя встреча президентов Азербайджана, Грузии и Турции может состояться осенью 2017 года в Азербайджане. Но все-таки главный вопрос для Кремля – это западные санкции, украинский кризис, легитимация захвата Крыма и войны на Донбассе. И тут помощь Анкаре Москве может быть очень существенной.
Турция и ранее практически игнорировала западные санкции, вела с Россией активную торговлю, турецкий бизнес работал в Крыму. Очевидно, сейчас это сотрудничество возобновиться с удвоенной силой, и в выстроенной Западом экономической стене вокруг РФ будет пробита еще одна большая дыра.
Но главное даже не это. По договоренности с Путиным, Турция может поставить вопрос перед своими западными партнерами об ослаблении санкций и легализации аннексии Крыма. Поставить как условие того, что Турция останется в Западном лагере, не будет использовать "оружие беженцев" против Европы, не допустит того, чтобы Москва подчинила своему влиянию Ближний Восток и т.д. – по части умения блефовать Эрдоган даже превосходит своего ново-старого друга Путина.
Многие в Европе и даже в США (вспомним Трампа!) и так уже мечтают о снятии санкций, готовы и дальше не замечать российской агрессии на Донбассе и "подарить" Крым Москве. "Лишь бы не было войны" и можно было бы спокойно делать деньги с Путиным. Так что эти турецко-российские предложения, если они будут выдвинуты – имеют хороший шанс быть услышанными.
Кроме того, именно в Турции расположен Константинопольский патриархат. У Эрдогана есть мощные рычаги давления на главу мирового православия, и по просьбе Путина он может навсегда заблокировать получение автокефалии украинской церковью.
Украинской дипломатии следует очень хорошо подумать, как теперь строить отношения с новым турецким султаном, какие письма писать к нему и по его поводу - своим западным союзникам.
Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!