Европейская безопасность в эпоху Трампа

Европейская безопасность в эпоху Трампа

Фото: ТСН.ua

Европа вступила в новый мир конфликтов "жестких сил" — мир, в котором никто, кроме нее самой, ее не защитит.

За первый год президентского срока Дональда Трампа опасения, что он отступится от давних американский обязательств поддерживать безопасность Европы, не оправдались. Но это не меняет того факта, что Европа вступила в новый мир конфликтов "жестких сил", в котором никто, кроме нее самой, ее не защитит.

В прошлом году на Мюнхенской конференции по безопасности в воздухе витали мрачные предчувствия, в голосах и взглядах европейский чиновников, занимающихся безопасностью, сквозил страх. Прошло три года с тех пор, как Россия аннексировала Крым и ввела войска в восточную Украину. За это время британское население с небольшим перевесом проголосовало за выход страны из Европейского союза, а американцы выбрали президента, критикующего НАТО и открыто восхищающегося президентом России Владимиром Путиным.

Тем не менее, Запад пока выживает во времена Дональда Трампа. И несмотря на смятение, вызванное "Брекситом" и неспособностью немецкой элиты сформировать работоспособное правительство, ЕС, похоже, приходит в себя. Экономика большинства стран Евросоюза стабильна, а администрация нового французского президента Эммануэля Макрона вдыхает новую жизнь в европейские ценности.

Хотя администрация Трампа все ещё не определилась с тем, готова ли она придерживаться американских обязательств, США продолжает выполнять обещание предыдущего президента Барака Обамы, усиливая военное присутствие НАТО в странах Балтии и Польше. Готовясь к нынешнему саммиту НАТО, США дали понять, что готовы на многое ради обеспечения неприкосновенности территориальной целостности стран Балтии и Скандинавии.

Более того, практически развеялись прежние опасения, что Трамп может заключить новый Ялтинский договор с Кремлем, согласно которому восточно-европейские страны будут предоставлены сами себе. Напротив, американо-российские отношения приобрели отчетливо враждебный характер. Тем временем Россия, судя по всему, стремится вывести войска из тупикового конфликта в Сирии, где до сих пор ей удавалось неплохо разыгрывать свои карты. Иная ситуация сложилась в Украине: Кремлю пришлось осознать, что военное вторжение не может служить залогом братских отношений. Россия на долгие годы превратила Украину в своего врага, и это можно смело назвать глобальным геополитическим провалом.

Практически развеялись прежние опасения, что Трамп может заключить новый Ялтинский договор с Кремлем

Рано или поздно Россия захочет прекратить эту невыгодную операцию и вывести силы из восточной Украины. Она уже сейчас готова обсуждать ограниченную миротворческую операцию под эгидой ООН. И хотя до сих пор Кремль не высказывает желания передать контроль над украино-российской границей и не сдает своих позиций в переговорах с Соединенными Штатами, Путин не может не понимать, что статус-кво не продержится долго.

Значит ли это, что все прошлогодние опасения не подтвердились? Отнюдь нет. Исторические потрясения последних лет оставили глубокие и болезненные раны, вытолкнув Европу на новую, нехоженую дорогу. Десять лет назад лидеры Евросоюза уверенно рассуждали о том, как стабилизировать ту или иную ситуацию за границей. Теперь они слишком заняты попытками предотвратить дестабилизацию внутри самой Европы.

В то же время нарастает ощущение, что Соединенные Штаты не останутся вечным гарантом европейской безопасности. Пусть даже на волне полемики пока звучат не самые жизнеспособные идеи о том, каким образом лучше защищать Евросоюз, лидеры блока правы в том, что уделяют вопросам военной безопасности гораздо больше внимания, чем раньше. Путем укрепления оборонной промышленности или любым другим способом ЕС должен выработать способность максимально быстро и сообща реагировать на угрозы жесткой силы.

Это не потеряет актуальности, даже если Кремль раскается в своем поведении в 2014 году, которое привело к концентрации западных военных сил у российских границ. В конце концов, Россия продолжает удерживать Крым, где долгие годы находились ее стратегические базы. Более того, Россия не является единственным потенциальным источником конфликтов. От Инда до Нила нарастает напряжение, никто не может предсказать развитие событий в Северной Африке – а это та самая территория, на которой любые беспорядки представляют непосредственную угрозу европейской безопасности. Как мы все прекрасно понимаем, в Средиземном море невозможно построить стену.

Безусловно, тревогу вызывает легкость, с которой администрация Трампа отступила от принципов либерального миропорядка, принятого после окончания Второй мировой войны. Вместо этого она рассматривает мир как поле для соревнований с нулевой суммой, где Соединенные Штаты должны заботиться лишь о собственных интересах. К сожалению, в мире, где отключены общие механизмы, позволяющие удерживать отдельные страны от эскалации международных конфликтов, неизбежно возрастает риск нового глобального столкновения.

От Инда до Нила нарастает напряжение, никто не может предсказать развитие событий в Северной Африке

США, разумеется, утверждают, что не отступятся от своих обязательств по защите Европы. Однако Китай продолжает наращивать военный потенциал, и с учетом стратегической важности Азиатско-Тихоокеанского региона, Соединенным Штатам придется резко менять стратегию и разворачиваться на восток. В действительности, несмотря на все жалобы Трампа о том, что Соединенные Штаты слишком много тратят на НАТО, США уже перенаправляет заметную часть военного бюджета на Азиатско-Тихоокеанский регион.

Так что, пусть даже сейчас нам кажется, что мир стал чуть менее опасным и чуть более стабильным, чем это было еще год назад, европейцы больше не вправе уклоняться от ответственности за собственную безопасность. Даже когда Трампа не станет, мягкая сила окажется неспособна противостоять миру, который готов воевать по-настоящему.

Читайте оригинал публикации на сайте Project Syndicate

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация