Такой, как Чечня, Путин хочет видеть Россию и все постсоветское пространство, и в первую очередь - Украину.
Медиавсплеск, связанный с именем героя России Рамзана Кадырова, доказал, что идеалом России, какой ее видит нынешнее руководство Кремля, является нынешняя Чечня. Как это ни странно звучит, но именно Чечня, прошедшая две войны с Россией, теперь – образец того самого "русского мира", который идеологи с Красной площади стремятся установить не только в России, но и экспортировать туда, куда только смогут дотянуться. А Кадыров – идеал "русского мира", который привезли в Крым, который продолжают поставлять на Донбасс и который видят в мечтах боготворители Путина.
Доказательство преданности
Красноярский депутат Константин Сенченко, написавший 14 января довольно обыденный пост в своем Facebook о том, что Кадыров – "позор России", стал примером того, что система "русского мира", когда "кто не с нами, тот против нас", идеально работает в российской Чечне.
Ежедневно сотни, тысячи постов в соцсетях матерят не только лично Путина, но и все, что связано с современной Россией. Однако именно Сенченко, в виду своего отношения к власти, подошел на роль кандидата для публичной медиа-порки.
С красноярским депутатом все понятно – дал волю мыслям в Facebook, получил "разговор" со стороны "уважающих Кадырова чеченцев", срочно записал видеоизвинение и сейчас, видимо, до сих пор скрывается от журналистов и различных "патриотов".
Но последующие события стали еще более показательным примером российской действительности. Воцарившийся в России "трендизм", когда медиапространство заполняет только то, что "сейчас в топах", подхватил тему и подключил к ней всех, кто убежден в том, что главное в жизни – засветиться любыми средствами на "горяченьком".
Колонны праведных деятелей кремлевских искусств провели фотосессии с плакатиками о том, что Кадыров – патриот России. Певец Басков, правда, на своем фотопослании выглядел слишком уж испуганным, будто под фотокамерой он рассматривал испачканный в чеченской глине ствол автомата. Ответной мерой со стороны "уважающих" чеченского главу почему-то стал митинг, больше похожий на "демонстрацию" советских времен.
В сети еще до того знаменательного мероприятия в поддержку Путина-Кадырова 22 января в Грозном появились сканы распоряжений чеченских властей об обеспечении явки. Всем чеченским бюджетникам, руководству учреждений и прочим было приказано не просто придти на митинг самим, но и привести с собой еще по одному человеку. Пришедшие должны иметь в руках плакаты с текстами, которые были приведены там же, в депеше об обязательной явке.
Слив был обнародован за пару дней до митинга, и когда всему миру демонстрировали фото с мероприятия – содержание плакатов в точности совпало с теми, что были в той депеше.
Как мне рассказывали сами чеченцы, в отличие от "путингов", где "не своим" журналистам невозможно взять комментарии у пришедших, которые прячут лица от объективов, на "кадыринге" участники с радостью позировали журналистам. Не ради того, чтобы продемонстрировать свою позицию, а чтобы у них было доказательство того, что они действительно приходили. Таковы реалии нынешней Чечни.
Мы тоже тут
Отреагировала на тему и российская "либеральная общественность". Медиаперсона Ксюша Собчак троллила Кадырова и извинялась в эфире телеканала "Дождь", стоя на коленях. Твиттер задымился от эзоповых извинений перед главой Чечни за все смертные грехи. Из-за истории с Кадыровым мы узнали, к примеру, о существовании такой организации, как "Конгресс интеллигенции "Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма", которая опубликовала у себя на сайте требование об отставке Кадырова и начала сбор подписей. "Старейшая демократическая партия России "Яблоко" попала в новости в связи с распространенным ей пресс-релизом о том, что они поддерживают требование Конгресса интеллигенции и намерены провести в Москве митинг за отставку Кадырова.
Пост красноярского депутата на недели сделал тему "Кадыров" главной повесткой дня в России. Причем с ее популярностью, наверное, не смогла бы сравниться и новость, к примеру, о найденной на Марсе жизни. Война с Украиной и "четамухохлов" ушла на задворки новостей.
Однако с момента откровений Сенченко уже прошло почти две недели. И последним угасающим угольком медиавсплеска остался лишь назначенный на 26 января пикет "Яблока" под администрацией президента в Москве. Разрекламированный митинг этой же партии на эту же тему, но назначенный на более раннюю дату, власти Москвы "яблочникам" проводить запретили.
Согласно странице мероприятия "Пикет за отставку Кадырова проведут активисты "Яблока", появившейся неделю назад в Facebook, на акцию приглашены 649 человек. Из них 15 отозвались как такие, что "собираются посетить".
Что до хорошо разнесенной по медиа петиции за отставку Кадырова на сайте того самого "Конгресса интеллигенции", то заявлено, что ее подписали около 10 тысяч человек. Если что, то примерно такое количество людей живут в домах возле одной станции метро в 12-миллионной Москве.
Кадыров. Начало
Становление того, что сейчас можно понимать под условным названием "русский мир" происходило у меня на глазах в Чечне еще с 2000 года. Когда отец нынешнего главы Чечни Ахмат Кадыров в начале Второй чеченской войны перешел на сторону Москвы, Рамзан возглавил его службу охраны. Бойцов отбирали, естественно, из "бывших".
Я находился в Чечне в нескольких командировках в составе российского ОМОНа, и трансформацию бывших ичкерийцев в тех, кого сейчас называют "кадыровцами", видел лично.
Помню, как весной 2001 года у несших службу в районе Ножай-Юрта приморских милиционеров возник конфликт на одном из блокпостов. Кадыровцы и приморские не могли сойтись в том, что разрешено правоохранителю, а что нет.
"Амнистированные" потребовали пропустить одну из машин, которую они сопровождали, через приморский блокпост без досмотра. Возникли разногласия и стычка со стрельбой. Никто не пострадал, но чеченцы намекнули, что у милиционеров будут проблемы. Следующей ночью здание, которое примыкало к комендатуре Ножай-Юртовского района и в котором размещались приморские милиционеры, было обстреляно из гранатометов.
О количество пострадавших, как водится, умалчивалось. Однако на следующий день из Ножай-Юрта выехали машины приморских, которые под охраной направились в сторону дагестанского Хасавюрта, где находился штаб мобильной группировки федералов, присланных в Чечню. Поговаривали, что увозили, в том числе и "двухсотых".
Затем наш командир отряда на вечернем построении заявил, что при совместной работе с чеченскими милиционерами необходимо соблюдать дисциплину и не допускать конфликтных ситуаций. Естественно, придумал это он не сам, а, видимо, передал приказ из комендатуры того же Ножай-Юрта, которой мы подчинялись.
А когда "амнистированных" давали в наши группы на зачистки, то после осмотра очередного села нам приходилось еще тратить некоторое время на то, чтобы найти приданных нам "амнистированных из стрелковой роты", которые волшебным образом исчезали перед проведением непосредственной зачистки домов.
Очень скоро местная чеченская милиция стала считать приехавших из других регионов России силовиков кем-то вроде временных гастарбайтеров. Которых можно попользовать в качестве "мяса", а чаще всего – в качестве крайнего, когда заходила роль об ответственности за преступления. То, что творили приезжие российские силовики в Чечне, со временем показалось ерундой – по сравнению с тем, что стали творить будущие кадыровцы.
Позже, когда действия силовиков в Чечне начали расследовать, российские следователи жаловались, что не могут вызвать их на допрос. Затем жаловаться перестали и просто хоронили дела в виду того, что раскрывать их было невозможно и просто опасно.
В Чечне воцарился свой своеобразный "силовой мирок", который жил по собственным правилам. Людям в погонах было разрешено все. Они нарушали законы во имя чего-то, понятного только им и руководству республики. К тому же со временем все нечеченские подразделения из республики вывели, а в 2007 отдав всю полноту власти Рамзану Кадырову, когда он стал главой Чеченской Республики.
Последний голос Чечни
Последним человеком из Чечни, который осмеливался рассказывать о похищениях людей, публичных казнях и других преступлениях в республике, была правозащитница Наталья Эстемирова. Работая в 2009 году в издании, специализировавшемся по Кавказу, я созванивался с ней каждое утро, и она рассказывала мне о новых преступлениях.
14 июля 2009 года она сообщила мне по телефону о расстреле мужчины милиционерами Курчалоевского РОВД на глазах у его односельчан, которого затем приказали похоронить как умершего от сердечного приступа. Расстрел они, по их словам, устроили за то, что этот человек помогал боевикам.
Я успел написать материал с ее слов, но уже через несколько часов из Грозного пришло сообщение, что Наталью похитили неизвестные прямо возле ее дома. Спустя еще несколько часов ее нашли застреленной на территории Ингушетии.
Многолетнее расследование и то, что будучи тогда президентом России Дмитрий Медведев "взял под личный контроль" его ход, ни к чему не привели. Правозащитники рассказывали, что на одной из конференций Наталья посмела возразить Рамзану Кадырову, и это привело его в бешенство. Когда же в день убийства правозащитницы глава общества "Мемориал" Олег Орлов заявил о том, что Рамзан Кадыров виновен в гибели Эстемировой, глава Чечни позвонил ему лично и предупредил, что тот ответит за свои слова.
Кадыров подал на Орлова в суд, и почти на год все внимание медиа переместилось с убийства на процесс Кадыров-Орлов. Выиграть суд Орлову удалось только благодаря абсолютной безграмотности защиты Кадырова.
Что же до Эстемировой, все, кто знал про это дело, понимали, что происходит. Однако уже тогда, почти 7 лет назад, найти убийц в России было невозможно. Последние слова Натальи о расстреле чеченскими милиционерами мирного жителя никто не проверял.
Мечта чекиста
Сейчас "кадыровцы" - это некое спецподразделение "гвардейцев кардинала", которые выполняют весьма специфические задачи. В убийстве Бориса Немцова год назад следы привели именно к лицам, причастным к чеченским силовым структурам. Не зря, видимо, Кадыров назвал себя "пехотинцем Путина".
Современная Чечня – это гордость Путина. Мечта чекиста. Это то, какой он хочет видеть Россию. И не только Россию, а и все постсоветское пространство. В первую очередь – Украину. Не зря блаженный шут Кремля Жириновский недавно прокричал, что 2017 год "будем встречать в Киеве". Юродивые с таким опытом подсознательно говорят то, о чем мечтает их хозяин.
Прошедшая и угасающая "медиаволна имени Кадырова" показала, что ему можно все. Можно говорить, что всех несогласных с Путиным надо считать "врагами России", можно сгонять людей, как скот, на ярмарки в свою поддержку, а главное – кроме патриотического уважения ему за это ничего не грозит.
Россия готова стать Чечней. Опыт инкубации современного "русского мира" в отдельно взятой республике готов к переносу на всю территорию страны. Кучка несогласных с Кадыровым – ничто по сравнению с количеством его поддерживающих. Миллион человек в Грозном в поддержку Рамзана могут закидать плакатами любой пикет "Яблока", даже если на него придут все заявленные 15 человек.
Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!