Визовый режим с Россией: быть или не быть?

Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей

Для Украины прошло время увещеваний – пришло время действий.

Украинская общественность в очередном замешательстве, теперь по поводу введения визового режима с Россией. Иногда также вспыхивают политические споры на предмет прекращения дипломатических отношений. И как только обостряется ситуация на Донбассе, сторонников радикальных решений в отношении России становится больше. Так как быть Украине?

На самом деле в разрыве дипломатических отношений ничего экстраординарного нет. Множество слухов и сплетен вокруг последствий такого шага сочинены в основном пропагандистами и часто ничего общего с реальностью не имеют. К примеру, разрыв Грузией отношений с Россией 2 сентября 2008 года связан с признанием Кремлем независимости двух оккупированных им территорий – Абхазии и "Южной Осетии", составляющих 20 процентов площади страны.

После августовской войны 2008 года Россия "узаконила" оккупацию эти регионов Грузии после формального введения в начале 1990-х годов "миротворческих войск" СНГ, хотя в их составе были исключительно солдаты-россияне. Поскольку Грузия – единственная на постсоветском пространстве страна, радикализировавшая свои отношения с бывшим имперским центром, ее опыт может пригодиться для просчета последствий будущих дипломатических опытов Украины с восточным соседом.

Скорее всего, в 2008 году Кремль намеревался оккупировать всю Грузию, чтобы добиться смены правительства Саакашвили – ненавистного врага Путина, посмевшего начать самостоятельное развитие страны без властного дозволения российского вождя. Скорее всего, как и в случае Грузии, целью военной активности России в Украине в 2014 году была не только оккупация Крыма и война на Донбассе – но и захват страны и установление пророссийского режима.

После провала войны в Грузии Путин решил отомстить признанием оккупированных территорий – Абхазии и "Южной Осетии", которые и без того находились под полным контролем России и финансировались из российского бюджета. Для президента Саакашвили такая ситуация стала причиной для разрыва дипломатических отношений. До сих пор ни у России в Грузии, ни у Грузии в России нет посольств. Для представления интересов России в Грузии была создана Секция интересов РФ при Посольстве Швейцарии в Грузии, а для представления интересов Грузии в России — Секция интересов Грузии при Посольстве Швейцарии в РФ.

Однако ситуация менялась: Запад настаивал на улучшении отношений Грузии с Россией, и Грузия решила использовать эти доводы в своих целях. Поэтому 12 октября 2010 года Саакашвили подписал указ о введении безвизового режима только для жителей Северного Кавказа.

Согласно новым правилам, граждане России — жители Северной Осетии, Дагестана, Ингушетии, Чечни, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи получили право въезжать в Грузию без виз через контрольно-пропускной пункт "Верхний Ларс" и находиться в стране в течение 90 дней. Тогда пресс-секретарь президента Саакашвили заявила, что "это решение принято в рамках политики либерализации визового режима". Глава МИД РФ Сергей Лавров не преминул ответить: "В том виде, как это, судя по всему, предстоит сделать – это больше напоминает очередной пропагандистский шаг".

За последние три года визовые отношения с Россией установили практически все страны, которые еще около 30 лет назад были социалистическими, а теперь являются членами НАТО и ЕС.

Но жители Северного Кавказа были рады возможности не только ездить в ментально близкую им Грузию, но и использовать ее территорию как транзитную во время паломничества в Саудовскую Аравию, сократив вдвое путь и расходы. Для простоты передвижения на российско-грузинской границе и был открыт КПП "Верхний Ларс", недоступный для россиян с 2006 года. В конце февраля 2012 года Саакашвили подписал указ о введении правил безвизового въезда для всех граждан РФ сроком на 90 дней. В ответ Кремль неоднократно обещал сделать то же самое, но кроме пропагандистских заявлений до сих пор, сюрприз, не выполнил обещание.

Что дали Грузии эти 90 дней безвиза для россиян? В первую очередь, развитие туризма – жителей РФ приезжают в Грузию все чаще и больше. Психологически эта ситуация выглядит странной, когда туристы из страны-оккупанта свободно въезжают и разъезжают по Грузии. Но для маленькой страны, в которой почти нет промышленности, а сельское хозяйство – на весьма низком уровне и совсем не способно конкурировать с крупными импортерами, единственная возможность получения прибыли – от туризма, пока еще слабо развитого и по уровню сервиса уступающего многим странам.

Тем не менее, для россиян, не избалованных сервисом в собственной стране, вполне сгодится и такой. Вторая немаловажная причина – информационная. Ведь Грузия, не имеющая возможности противостоять мощной информационной войне со стороны России, с помощью туризма может как-то изменить отношение россиян к себе. В Грузии еще шутят – не сможем получить контрибуцию за оккупацию и разрушения, возьмем с туристов. К тому же Грузия почти в девять раз меньше Украины, с количеством населения примерно такая же разница. Да и географическое положение Украины лучше. Поэтому у грузин простора для маневра меньше, чем у украинцев.

Такие аргументы не всех устраивали в самой Грузии, и на Западе. За годы правления Барака Обамы политика США в отношении официального Тбилиси изменилась по сравнению с тем, какой она были во времена Джорджа Буша-младшего, практически спасшего Грузию от российской оккупации.

Иной была и политика Евросоюза, часть лидеров которого считала, что грузинский президент слишком раздражает Кремль и лично Путина, поэтому Саакашвили вынужден был уступать и лавировать, пока Запад наконец не столкнулся с агрессией России против Украины весной 2014 года. Теперь в Брюсселе и Вашингтоне стали понимать, что поблажка Путину пошла ему на пользу – у него разгорелся аппетит и желание подмять под себя Евросоюз и НАТО, начав новую войну с Украиной.

Россия повторяет судьбу СССР, хотя пока и в меньшей степени. Но она уже находится в ситуации, когда другие страны не открывают границы для россиян, а все больше закрывают. За всю историю дипломатических отношений СССР прерывал отношения с 39 странами, с некоторыми, например, Израилем, Германией, Польшей, Финляндией, Конго, Японией, Китаем – по два раза. За последние три года визовые отношения с Россией установили практически все страны, которые еще около 30 лет назад были социалистическими, а теперь являются членами НАТО и ЕС. Дипломатических отношений с РФ нет только у Грузии, Бутана и Соломоновых Островов. Но это вовсе не значит, что со всеми странами у Кремля нормальные отношения.

Разрыв дипломатических отношений – это крайняя мера. Чаще всего для подкрепления своих позиций страны как раз вводят визовый режим в качестве предупреждающей меры.

Разрыв дипломатических отношений – это крайняя мера. Чаще всего для подкрепления своих позиций страны как раз вводят визовый режим в качестве предупреждающей меры. Введение визового режима также может быть частью обязательств перед вступлением в международные организации, в частности, в то же НАТО и ЕС. У этих организаций существуют свои правила безопасности, ограничивающие передвижение граждан из стран, вызывающих у Европы подозрение – например, из-за нестабильной ситуации и нарушений прав человека. Поэтому все государства бывшего социалистического блока, ставшие членами Евросоюза и вступившие в НАТО, ввели визы для стран бывшего СССР.

Кроме формальной и официальной части процедуры введения визового режима существует множество моральных и практических проблем. В первую очередь, это родственники в России, они есть и у жителей Грузии, и у жителей Украины.

В России проживает примерно 300-400 тысяч этнических грузин, подавляющее большинство которых являются гражданами РФ, значительная часть родилась там. Украинцев – потомков переселенных, насильно или добровольно, число диаспоры значительно больше. К тому же существует бытовое ментальное отношение к россиянам как к славянам и "братьям". Именно эти сотни тысяч могут являться главными противниками визовых отношений, ненароком, а иногда и откровенно являясь сторонниками путинской войны в Украине.

Вторая проблема – коммуникационная и экономическая. Было бы странным вести партнерские отношения или совместный бизнес с военным противником, но реалии Украины таковы, что многие бизнесмены и представители власти не видят в таких отношениях ничего зазорного. В годы разрыва дипломатических отношений Грузии с Россией причин для беспокойства было больше, прежде всего из-за энергетической зависимости. Но всего за несколько лет Грузия смогла стать энергонезависимой, а также самостоятельной в выборе внешнеполитических решений, полностью отказавшись от отношений со структурами СНГ.

По большей части многие проблемы, которые рисуют сторонники сохранения связей с Россией (которых у Украины больше, чем у Грузии), надуманы. Напротив, разрыв экономических отношений украинских предприятий с российскими, особенно ВПК, создают проблемы России, а не Украине, у которой появился шанс стать партнером крупнейших производителей техники и высоких технологий.

В конце концов, выбор формы соседства – за самой страной и ее населением, которое уже четвертый год хоронит защитников и противостоит лживой пропаганде. Визовый режим может стать холодным душем для кремлевских политиканов, а способ пересечения границы может быть разнообразным – от маленьких визовых сборов до получения виз непосредственно на границе.

Визовый режим может стать холодным душем для кремлевских политиканов, а способ пересечения границы может быть разнообразным – от маленьких визовых сборов до получения виз непосредственно на границе.

Преимущество визового режима также в том, что у властей Украины появляется дополнительный механизм контроля над передвижением граждан из страны-агрессора. Стенания по поводу "мыжебратья" уже, кажется, мало кого волнуют в Украине, а в России становятся все тише и тише. Я не вижу в Тбилиси многокилометровых очередей из жаждущих съездить в Россию граждан Грузии у консульства Швейцарии. В консульстве о наплыве тоже не сообщали. Многие мои друзья недоуменно переспрашивают, отвечая на вопрос о посещении России: "А зачем? Чтобы сказать им спасибо за оккупированную Абхазию?"

Первой на постсоветском пространстве была не Грузия, а Туркменистан – 9 июня 1999 года. И ни у кого тогда не появилось желания протестовать или упрекать Туркменбаши: его страна получила в ООН статус нейтральной, заручившись возможностью самой определять, как себя вести с соседями. В 2015 году велось обсуждение в Монголии ввести визовый режим для россиян, которые всегда, еще с первых походов Красной армии в 1920-х годах, вольготно себя вели на территории страны. Пока Монголия только ограничила срок безвизового пребывания – с 90 до 30 дней.

Какое бы решение ни приняла Украина, прежних отношений с "братьями" уже все равно не будет, но не потому что дипломатические отношения или визовый режим, а потому что Крым и Донбасс. Прошло время увещеваний – пришло время действий.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции