Главное – выстоять
Война на Донбассе переходит в психологическую фазу.
© Фото из личного архива автор
Недавно в очередной раз пришлось общаться с представителями "комиссии" с верхов. Как правило, это группа высших офицеров разных направлений, которые приезжают в зону боевых действий для проверки боеготовности и оказания помощи. Если говорить о морально-психологическом обеспечении, то вояж таких "помощников" обычно реально связан не столько с помощью, сколько с лишними проблемами.Они приезжают из совсем другого мира, где нет войны, люди живут по другим законам и руководствуются другими ценностями. Соответственно, советы таких "специалистов", оторванных от военной реальности и руководствующихся лишь "зарубежным опытом", чаще просто раздражают.
Недавно один из них, представившийся психологом, заявил прямо, что в армии психологи не нужны. Хотя были и такие, особенно в начальном периоде, которые старались больше прислушиваться и внимать психологические особенности нового боевого опыта народной армии, которая сумела выстоять. Тем не менее, большинство из них, особенно приезжающие в последнее время, никак не могут (а может и не хотят) понять, что психология этой войны принципиально другая, чем тех войн, на опыт которых они опираются - а это, как правило, американский, израильский, российский.
Принципиальное отличие в том, что опыт тех войн накоплен в боевых действиях на чужой территории. Это опыт несправедливых, захватнических войн. А это совершенно иная психология. Мы же ведем войну на собственной территории, мы ее защищаем и освобождаем. Мы воюем за Родину. Поэтому эта война для нас освободительная, праведная и справедливая. И вся психология здесь строится на высших, морально-этических критериях и ценностях. Такая психология на порядок выше и сложнее той, которая положена в основу всевозможных рекомендаций, методик и техник, предлагаемых "помощниками" всевозможного пошиба, которые примитивны и практически неэффективны.
Предчувствуя такую ситуацию, по приходу в армию я просто отодвинул в сторону все свои накопленные за почти тридцать лет работы в психологии знания и начал с чистого листа, с чисто человеческих отношений. Главное для меня было показать, что я такой же нормальный человек, как и все остальные, так же живу и внимаю эту жизнь, но возможно в некоторых вещах, в силу жизненного и практического опыта, разбираюсь несколько лучше. Для этого прежде всего мне нужно было лично пройти все этапы пребывания бойца на этой войне, начиная с призыва и заканчивая передовой. И действительно, мне удалось на всех этих этапах по возможности проводить не только саморефлексию и наблюдения, но и небольшие психологические исследования.
Удалось выделить несколько таких этапов, которые, как оказалось, по своей психологи, особенно "психологическому полю" (по Курту Левину), существенно отличаются. Причем, отличаются настолько, что, к примеру, человек, находящийся во второй линии обороны, попадающий в первую, должен учиться практически заново. Поэтому можно представить, насколько отличается психология "проверяющего", находящегося вообще в другом психологическом и жизненном измерении, от реально воюющего бойца.
Сейчас стало большой проблемой, что люди, которые возвращаются с войны, особенно активно воевавшие на передовой, попадают в обычную жизнь практически другими. И самая большая ошибка нашей традиционной психологии, да и самого близкого окружения этих людей в том, что их пытаются вернуть в ту жизнь, против которой они, фактически, боролись на войне. Ведь в той, старой жизни фактически ничего не изменилось – та же коррупция, воровство, социальная несправедливость и т.д. С той старой жизнью большинство пришедших с войны уже никогда не смирятся. А ведь это люди, уже имеющие опыт решения проблем с помощью оружия...
Недавно один из таких помощников, замполит тыловой части еще старой советской закалки, прослуживший в армии тридцать лет, поделился со мной своей догадкой, что россияне уже войну украинцам проиграли, только никогда этого не признают, не хватит духа. Они не в силах найти в себе смелость просто оставить оккупированные территории и позволить им жить по-новому. За это я пожал ему руку. Но имея почти одинаковый возраст, жизненный и профессиональный опыт работы с людьми, в главном, что с войны люди возвращаются другими и требуют иного к себе отношения, мы так и не сошлись.
Самое главное, что украинцы и Украина не сломились и выстояли под бешеным, рассчитанным на уничтожение (иначе назвать не могу) натиском супостата. Рубикон внешнего явного наращивания активизации открытых военных действий пройден, еще где-то в мае. В июле-августе выплеснулась последняя агония и процесс наращивания военной эскалации пошел на спад. Дальше война перейдет в психологическую фазу, где Украина будет продолжать искать себя в собственной жизни и мировом социально-политическом пространстве.
Понятно, что этот процесс не будет быстрым, но и не затянется надолго. По крайней мере, результат проявится в обозримом будущем. Думаю, что это может соответствовать временному периоду возникновения явлений "майданов". За это время Украина будет продолжать крепнуть и мужать (взрослеть) ровно настолько, чтобы принять на себя следующий, уже гораздо более мощный "майдан".
Итак, выстоять – это главная глобальная задача, содержание жизни, если хотите, идеология и даже философия ближайшего нашего бытия и общественного развития. Мы, украинцы уже выстояли в первом Майдане, выстояли во втором Майдане, выстояли перед рассчитанной на уничтожение российской агрессией, выстоим и в следующем "майдане". Для этого нам придётся кардинально переформатировать свою жизнь на основе совершенно иных, морально-этических и духовных ценностей, обретенных на майданах и войне на Донбассе. Полная несостоятельность прежних правил жизни "по понятиям" на основе как неполноценно-жлобистских в Украине, так и имперско — бунтарских, доходящих до идиотизма и абсурда механизмов в России показали свою несостоятельность.
Эта война уже породила необходимое количество таких людей как в Украине, так и в России. Я думаю, что уже и на Донбассе сформировались те, кто такую новую жизнь сможет здесь организовать – это прежде всего те, кто не предал Родину и воюет в ВСУ. А таких я видел немало. Такая уж у нас миссия, судьба, высшее предназначение, словом – дело жизни.
Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!