Кому принадлежат дети?
Некоторые родители превращают детей в рабов - причем это могут не осознавать ни родители, ни дети.
© vk.com
Этот блог о психологическом рабстве, продолжающемся много-много веков.
Сначала давайте обозначим признаки рабства:
1. Экономическая зависимость. Рабам не принадлежат вещи, дома, деньги.
2. Навязывание ценностей, принципов, жизненных установок. Рабам не принадлежат права на свои ценности. Они должны признавать хозяйские и в точности следовать им. Что такое хорошо и что такое плохо за рабов решают хозяева.
3. Невозможность распоряжаться своим временем. У рабов нет своего времени. Их время – это ценность, принадлежащая хозяевам, и только хозяева решают, как они будут распоряжаться временем своего раба.
4. Невозможность управлять совместными ресурсами. Рабы не могут принимать решения в управлении семьей, сообществом, обществом.
5. Эмоциональная несвобода. Раб не может управлять своими эмоциями, свободно выражать их, он наказывается за несанкционированный плач, радость, смех, возмущение, страхи, агрессию.
Иллюстрация / © vk.com
Ну, вы же поняли, что я - о детях? Конечно, я очень загрубила и очень сильно усилила негативную составляющую положения детей в традиционном обществе. Конечно, детям часто задают вопросы относительно их желаний. Конечно, хорошие родители не заставляют детей по 12 часов в день изучать то, что придумано родителями, или даже не ими, а обществом. Конечно, хорошие родители дают детям деньги и требуют отчета просто чтобы научить пользоваться этим сложным механизмом – желаниями и деньгами.
Но иногда воспитание, которые кажется родителям правильным – только кажется таковым.
Семья, побывавшая у меня на консультации – успешная, социализированная семья. Все ее члены воспитывались в школе и среди людей, никто из них не совершал никаких диких и уголовно преследуемых поступков. Папа – менеджер огромного современного склада, мама – бухгалтер крупного процветающего предприятия. Все дяди-тети – с высшим образованием, с семьями. Бабушки и дедушки с героическим и тяжелым трудовым прошлым. И только у Антона нет никакого бекграунда. Ему вообще нечем похвастаться. Ну конечно, он же просто 8-летний мальчик. Антон "всего лишь" учится в школе, ходит на спортивные танцы и усиленно занимается английским.
И вот мальчик перестал улыбаться. Вот уже приблизительно год, как он не радуется, не злится и вообще ничего не хочет. Он, как заводная механическая игрушка, ходит, занимается, складывает тетради, пишет в них что-то, читает вслух, поднимает ноги, делает сложные акробатические упражнения, переводит тексты детских четверостиший с английского.
Но совсем не улыбается. Это заметила приехавшая в гости мамина подруга еще полгода назад, и сказала маме. Мама поговорила с папой. Папа успокоил маму, что у мальчиков не всегда должны быть эти розовые сопли в виде радости и улыбок, и мама успокоилась.
А недавно учительница английского языка спросила у мамы, почему мальчик такой безэмоциональный. Мама сказала "в папу", но, придя домой, увидела, что нет, не в папу: папа как раз страстно бушевал в связи с футболом и дураком-директором. Что-то неприятно щелкнуло у мамы в голове, когда она посмотрела на исполнительного и уставшего Антошу, который сидел тут же, в комнате.
Она не знала, что нужно сказать, и на всякий случай привычно спросила: "Антоша, а что в школе? Как дела?" Антон послушно рассказал, что было на чтении, на музыке и математике, какие были задания и как он ответил. Принес дневник. Мама была уставшая и удовлетворилась всеми ответами.
На следующий день она повезла Антона в школу чуть раньше, оставила в раздевалке и уже хотела уйти, как увидела хохочущую и дурачащуюся одноклассницу Антона с мамой. Рядом ныл еще один одноклассник Антона, и бабушка аккуратно поглаживала его по спине и ручкам, целовала заплаканные щечки. В углу назревал скандал по поводу игрушки среди других детей, и только ее Антон безучастно складывал свои вещи.
Сердце мамы оборвалось. Она подошла и неловко погладила сына по голове. Он удивленно посмотрел на нее и подставил голову. Она гладила его, а он стоял, чтобы ей было удобно гладить – в одной штанине, в одном ботинке. Она убрала руку, и Антон продолжил переодевание. Мама поцеловала сына на прощание, он чмокнул ее в ответ и пошел на лестницу.
И вдруг она четко осознала, о чем говорила подруга. Антон не смеялся, не выражал протест, не улыбался, не злился. Он был предельно вежлив, четко выполнял все, что его просили. У него были хорошо скоординированные движения, четкость во всех действиях. Если он делал что-то плохо и его ругали – он извинялся и переделывал. Это было нередко, но всегда одинаково, всегда обреченно и с тоской в глазах. Да-да! Она наконец-то поняла, что его глаза выражают всегда одно и то же – тоску.
Мама поговорила с участковым врачом и школьным психологом, но никто не находил у Антона никаких отклонений. Он был просто мальчиком, который не улыбался. Учительница посоветовала сходить не к школьному, а к независимому психологу.
Так они втроем (мама, папа и Антон) оказались у меня. А я вообще не умею работать с детьми и это не мой профиль. Я могу лишь быть координатором психотерапии, переадресовать к специалисту. Я даже не знала, что консультировать ребенка нужно только с мамой (это она мне сказала).
Но я все же уговорила маму и папу покинуть нас на 15 минут наедине. Антон меня, если честно, обескуражил. Он не знал, что он любит, что он чувствует, что он хочет, что его злит, что его раздражает. А я ведь всегда насторожена относительно психиатрических проблем, и после первого общения малоэмоциональный мальчик показался мне клиентом доктора. Но я решила взять себя в руки, не делать никаких поспешных выводов в вопросе, в котором не разбираюсь, и вначале отправить семью к детскому психологу.
А через два месяца мне позвонила моя коллега – тот самый детский психолог, к которому я отправила их, и попросила поконсультировать маму Антона.
Оказалось, что мама не может позволить ребенку иметь что-то свое. Мама, может, и хотела бы, но – не может. У нее нет на это сил и умений. Ни эмоции, ни деньги, ни время, ни желания Антону она не могла отдать. Мама сама воспитывалась без всего этого, и ей трудно встретить дома ребенка с желаниями. Мама, конечно, хотела бы для него счастья, но именно в том виде, как она его представляет. Как представляет его ее мама – бабушка Антона, как представляют его дяди и тети и папа Антона. И ей реально тяжело справляться с чужими желаниями и эмоциями – она не знает, как это и что это, поэтому подобное требует от нее огромных усилий.
Сейчас, когда консультации мамы и ребенка в самом разгаре, можно подумать, что психологи только испортили все в этой семье. Да, ребенок начал отстаивать свою территорию, свои желания, свои права на время, счастье. Но он перестал ходить на спортивные танцы и уже прогулял с друзьями физкультуру. У него появились замечания в дневнике, и дважды он не успел выучить математику, потому что с другом "рубился" в компьютерную игру. Да, теперь у Антона есть друг. Нашелся он не в школе, а в соседнем дворе. Мама считает, что это тоже плохо.
Мама стала злиться. Мы работаем. Хотя недавно мама снова крепко вышла из себя – поссорилась с папой из-за воспитания Антона. Просто папа тоже пошел на поводу у ребенка, и они порвали куртки, которые она только-только купила, а еще принесли домой ужасного грязного щенка с блохами.
А ведь могла бы быть такая славная история! Без вмешательства психолога – никаких проблем бы не было.
Окончание истории работы семьи с психологами я вам напишу. Напишу всю правду. Просто они ходят нечасто, и все продвигается медленно.
А вы пока напишите, что думаете обо всем этом.
Оставляйте свои комментарии под блогом на сайте, а также на странице ТСН.Блоги в facebook
Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!