Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен для работодателя

Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен для работодателя

Фото: ТСН.ua

HR-специалисты все чаще обращают внимание на этот аспект при подборе персонала — и на то есть веские причины.

Ни для кого не секрет, что залог продуктивной работы команды — здоровый и благоприятный климат внутри коллектива. Как его создать? Хороший вопрос, особенно в современных условиях, где старые подходы давно не работают. Именно потому сегодня HR-специалисты уделяют много времени поискам инновационных психологических методов подбора персонала, которые помогут организовать рабочий процесс более эффективно.

Так в нашем профессиональном лексиконе появилось выражение "эмоциональный интеллект". "Это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач", — говорит нам всемирно известный американский психолог Говард Гарднер.

Так как эмоциональный интеллект можно использовать в работе и почему это важно? Почему HR-специалисты при поиске нового сотрудника все чаще прибегают к психологическим тестам на определение уровня эмоционального интеллекта? Как научиться контролировать свои эмоции? Сейчас будем разбираться вместе.

ЧТО ВАЖНО ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ?

Не удивлю вас, если скажу, что в идеальном мире все члены команды должны, как маленькие кусочки пазла, складываться в одну большую и красивую картину. Как этого достичь? Есть три основные заповеди успешной коммуникации: слушать, слышать, вести диалог. И как раз высокий уровень развития эмоционального интеллекта каждого члена команды поможет воплотить это в реальность. Потому для HR-специалиста очень важно учитывать умение человека контролировать свои эмоции при приеме сотрудника на работу.

Ведь от того, насколько сотрудник проницателен и сдержан, зависит его умение управлять конфликтами в коллективе и не позволять эмоциям брать верх над профессионализмом. А это, в свою очередь, понижает градус эмоций в коллективе и повышает продуктивность. Еще одно наблюдение из моей практики — люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта более работоспособны, потому что реже испытывают стресс и быстрее решают поставленные задачи.

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта более работоспособны, потому что реже испытывают стресс и быстрее решают поставленные задачи.

Теперь перейдем к самому важному вопросу: как определяется уровень эмоционального интеллекта соискателя еще на этапе собеседования? Соглашусь, задача не из легких, ведь нет ни четких критериев, ни общедоступных тестов. Потому приходится импровизировать и вот три приема, которые применяю лично я:

  • проверка рекомендаций у бывших работодателей. Важный лайфхак — задавать правильные вопросы. Например: "Как сотрудник справлялся с неудачами и часто ли они случались?" или "Какие у него были отношения в коллективе и какими были причины возможных конфликтов?";
  • акцент внимания на поведение кандидата вне кабинета. Как он общается с секретарем или охранником в офисе. Насколько он приветлив, улыбчив и общителен;
  • легкая ролевая игра с имитацией рабочей проблемы. Это может помочь составить стресс-портрет кандидата, а несложный тест на тип личности или умение контролировать переживания (тест Холла) поможет добавить к нему пару штрихов.

ЧТО НУЖНО УЧЕСТЬ КАНДИДАТУ?

А теперь перевернем ситуацию на 180 градусов и посмотрим на эмоциональный интеллект с точки зрения соискателя. Развивать в себе этот навык очень важно, ведь он поможет вам не только получить работу мечты, но и стабильно прогрессировать в профессиональных навыках.

Но что делать, если природа не наградила железной выдержкой и способностью тонко чувствовать потребности других? Без паники, эмоциональный интеллект — это то, что можно развивать в себе. Как это сделать? Вот несколько советов, которые я обычно даю на проработку своим подопечным:

1. Самоанализ и самосознание. Разберитесь в себе: ведите ежедневные заметки о своем эмоциональном состоянии, расспросите близких о своих сильных и слабых сторонах. В общем, попробуйте посмотреть на себя со стороны.

2. Эмоциональный менеджмент. После того, как вы определили свои эмоциональные проблемы, постарайтесь научиться с ними справляться. Например, возьмите за правило считать до 10, прежде чем дать реакцию на то или иное событие в вашей жизни. Также неплохо работает эмоциональная сублимация в спорт: высвободите негатив в безопасной обстановке.

3. Поиск мотивации. Проведите с собой внутренний диалог и проанализируйте свои глобальные недовольства. Почему они возникают? Есть ли у вас глобальная цель? Знаете ли вы как ее достичь? Правильная мотивация даст вам эмоциональное спокойствие и вдохновение на работу в коллективе.

4. Эмпатия. В первую очередь, научитесь давать коллегам выговориться. Ведь это, во-первых, наладит ваши взаимоотношения, во-вторых, даст вам возможность извлечь урок из чужого опыта.

5. Управляйте конфликтами. При возникновении спора нужно попытаться посмотреть на ситуацию глазами оппонента. Вам нужно не просто услышать его позицию, но и понять. Также лучше обсуждать любую проблему, когда вы оба спокойны и заканчивать разговор на какой-то "общей ноте", чтобы обе стороны чувствовали себя понятыми.

Конечно же, все эти советы не являются панацеей в определении эмоционального интеллекта. Ведь каждый опытный кадровик знает — блиставший на собеседовании кандидат может оказаться неэффективным в работе и наоборот. Потому важно не переусердствовать.

Похожие темы:

Следующая публикация