Жертвы моей семьи оправдали себя: История успеха комментатора Виталия "v1lat" Волочая

Жертвы моей семьи оправдали себя: История успеха комментатора Виталия "v1lat" Волочая

Лица украинского киберспорта: Виталий "v1lat" Волочай.

"Лица украинского киберспорта" (ЛУК) – спецпроект от TSN.UA, в котором представлены люди, которые развивают киберспорт в стране, и их истории.

Наш новый герой – Виталий "v1lat" Волочай – один из самых известных представителей киберспортивного сообщества в Украине, если не брать во внимание профессиональных игроков. За 10 лет в индустрии стал главным русскоязычным комментатором по Dota 2, работал более чем с десятком других дисциплин и основал две крупнейшие киберспортивные студии региона – RuHub и Maincast.

Начало пути

"Где-то в 8-9 лет я безумно полюбил баскетбол, активно им занимался и даже играл за школьную сборную у себя в Нововолынске. Потом развилась и страсть к футболу, потому что он был значительно ближе – в него играли все вокруг, под боком луцкая "Волынь", за которую мы с отцом и братом ревностно болели, а по телевизору блистал мой до сих пор любимый "Ливерпуль". Так что да, я с детства мечтал стать спортивным комментатором. Да и среди игровых предпочтений, нет ничего удивительного в том, что я увлекся серией FIFA".

Именно с этой дисциплины и началась киберспортивная карьера Виталия. Около трех лет он активно играл на соревновательном уровне и регулярно принимал участие в отборочных на World Cyber Games, однако выше 3-4 мест ему взобраться так и не удавалось. А вскоре благодаря FIFA он впервые смог попробовать свои силы в качестве комментатора.

"Впервые мне довелось комментировать где-то в 2006 году на турнире в Харькове. Я выбыл тогда одним из первых. В общем, впереди был еще целый плей-офф и чтобы вылетевшие игроки не расходились, организаторам пришла отличная идея вывести трансляцию на большой экран.

Однако смотреть за игрой с дефолтными звуками и небольшими на то время вставками комментаторов было довольно скучно. Я на тот момент бахнул пивка и подошел к организаторам, изъявив желание прокомментировать и хоть как-то развлечь публику. И знаете, зрителям в зале понравилось".

В те годы V1lat учился в Киевском политехническом институте, где была самая крупная на то время локальная сеть во всей Европе. И вернувшись из Харькова, Виталий уже сам начал организовывать небольшие турниры по FIFA и комментировать их. Техническая база позволяла транслировать эти соревнования на всю университетскую сеть.

"Примерно в то же время я познакомился с DotA и удивился, насколько эта карта была популярна среди моих однокурсников и знакомых. Тогда до меня дошло, что раз я неплохо комментирую FIFA, то почему бы мне не попробовать делать то же самое в DotA? Ведь, несмотря на различие механик, суть комментаторства остается такой же: сделать матч интересным для зрителя и наполнить перемещение моделек на экране эмоциями и драйвом".

Первый профессиональный опыт

Виталия пригласили в Москву на дебютный турнир серии ASUS Open, где проходило соревнование по первой DotA. Но поскольку тогда еще не существовало привычных сервисов стриминга, комментировать приходилось в радиорежиме, а зрители самостоятельно синхронизировали комментарии с игрой при помощи сторонних программ. Его работу высоко оценили и заранее пригласили на следующий ASUS, пообещав денежное вознаграждение.

Все свое свободное время V1lat посвящал комментированию, в том числе, любительских матчей. Было немало желающих посмотреть состязания по DotA, и сам он хотел поддерживать эту игру всеми силами.

"Скорее всего, именно это и сделало меня тем, кем я являюсь сейчас – я верил в DotA, несмотря на весь скепсис окружающих. Многие считали, что у этой игры нет никаких шансов тягаться с крупными дисциплинами, и это наоборот даже больше убеждало меня не бросать ее.

Но уже через год игра начала набирать обороты, а под конец 2000-х DotA стала дико популярной – но увы, кроме DTS Cup и ASUS Open крупных турниров просто не было. И если в экосистеме нет денег, то даже если кто-то врывался в комьюнити и пытался освещать события вокруг игры, то все быстро сдувалось, потому что отдачи не было никакой.

Я понял это почти сразу и даже близко не рассчитывал, что DotA будет приносить мне хоть какие-то деньги, так что у меня всегда была параллельная работа. Это и помогло мне продержаться в трудные времена, постоянно оставляя немного времени для DotA".

В те годы Виталий, в основном, занимался офисной работой. Он разрабатывал сайты и занимался их наполнением, работал в службе поддержки различных интернет-магазинов. Известная в сообществе шутка о том, что V1lat в 2010 году продавал унитазы, также произошла из того периода. Связана она с тем, что Виталий создал сайт для магазина сантехники. Главным преимуществом офисной работы для него была возможность смотреть повторы игр в Warcraft и готовиться к вечерним эфирам.

Менеджемент DotA-состава

В 2010 году руководство известной команды DTS.Chatrix доверило Виталию роль менеджера DotA-состава, где играли Иван "ArtStyle" Антонов, Данил "Dendi" Ишутин, Андрей "Dread" Голубев и др. Команда за год достигла огромных успехов, уступая только китайскому коллективу ЕНОМЕ.

"Быть менеджером команды по DotA – все равно, что работать психологом в средней школе. Меня раздражает, что все думают, будто менеджеры только планируют игры. Я должен знать игроков своей команды даже лучше родителей и постоянно решать все внутренние вопросы. Я должен вести переговоры со спонсорами, выдавать зарплаты игрокам, связываться с другими известными командами, заказывать билеты, находить где жить, где есть, где проводить тренировки и еще много чего".

Но в декабре того же года команда лишилась двух ключевых игроков – ArtStyle и Dendi ушли в Natus Vincere. V1lat воспринял это как свою личную неудачу, та как не смог удержать команду вместе после столь успешного года. Тогда он клятвенно пообещал никогда не работать в NAVI.

Работа в StarLadder и первый The International

В том же 2010 году была открыта "Киев Киберспорт Арена", быстро ставшая одним из главных оплотов соревновательного гейминга в Европе. Виталий участвовал в ее становлении, совмещая это со своей повседневной офисной работой. Лишь в 2011-м, когда организация обрела известное многим имя StarLadder, V1lat стал ее полноценным сотрудником и смог полностью сконцентрироваться на работе в киберспорте.

А летом 2011 года случилось переломное событие в истории мирового киберспорта – накануне дебютного показа Dota 2 был анонсирован турнир с рекордным на то время призовым фондом в $1,6 млн.

"Когда анонсировали первый The International, я офигел, ведь это была какая-то дикая сумма для 2011 года – миллион долларов. А потом не прошло и получаса, как я получил письмо от Valve. Они поблагодарили за всю проделанную работу, отметили то, что я пять лет активно освещал эту игру, ну и предложили мне поехать на турнир комментатором.

Честно, я сперва поверить в это не мог. Но нет, они действительно знали о моих стараниях, наблюдали за мной, так что вся проделанная работа не оказалась бесполезной. Именно в тот момент я впервые почувствовал себя успешным комментатором".

Чемпионат The International 2011 закрепил Виталия в статусе главного русскоязычного комментатора дисциплины. Однако, невзирая на признание огромного комьюнити, карьера комментатора еще несколько лет была не слишком прибыльным занятием.

"Впервые я полностью осознал масштаб того, что ждет киберспорт, где-то в 2014 году. Призовой фонд The International превысил $10 млн, а сам турнир показывали по ESPN – крупнейшему спортивному каналу мира. Уже этого было вполне достаточно. А тогда же еще Valve впервые сделали под турнир сундуки с автографами комментаторов, чтобы комьюнити могло отблагодарить своих любимчиков. Я думал, ну пускай, прилетит пара баксов на пиво.

И вот приходит итоговый чек с отчислениями за сундуки с моим автографом. Я открываю – а там сумма в несколько раз выше моего комментаторского гонорара за этот турнир. Я офигел, закурил и пошел рассказывать жене. А через неделю на половину той суммы мы купили автомобиль. Да, не невесть-что, но теперь мы наконец-то поняли, что жертвы моей семьи оправдали себя".

Инна, жена Виталия, с которой они вместе уже 19 лет, долго не могла принять увлечения супруга, так как, оно годами съедали все его свободное время, финансы и силы. Однако, несмотря на все трудности, в самые ответственные моменты Инна поддерживала его.

"Инна очень много раз мне помогала на разных киберспортивных событиях на заре моего становления. Она прошла со мной все периоды, когда мне приходилось работать в нескольких местах, по ночам комментировать, а утром отправляться в офис, ездить за свои деньги на ASUS в Москву, искать деньги для пацанов из Киева, чтобы они смогли поехать в Москву.

Когда не было еще съемочных бригад, она ездила со мной, помогала мне все делать. Начиная с того, чтобы просто принести чаю, потому, что у меня не было времени, заканчивая помощью при подготовке к интервью, собирая материалы про игроков, чтобы мне было проще. В какой-то момент она сама стала работать в киберспорте на разных ивентах".

Однако работа в StarLadder постепенно становилась Виталию в тягость. Его регулярно ставили комментировать не только события по Dota 2, но и по другим играм, в которых он не разбирался или же не получал удовольствия от их зрелищности. К тому же многие идеи Виталия по улучшению освещения турниров не находили отклика у руководства.

Работа в RuHub

Во время работы в StarLadder у него появилась идея создать своего рода агентство талантов, с которым организаторы турниров и студии освещения будут работать на контрактной основе. Совместно с другими комментаторами и парой друзей они создали новую компанию, которая получила название RuHub (по аналогии с похожим образованием нескольких англоязычных комментаторов, условно названных EngHub).

"Да, первых полгода мы действительно работали, как кадровое агентство. Но как это часто бывает у молодых стартапов,  из-за нехватки опыта ведения бизнеса мы не сумели справиться с очень быстрым ростом. А потом пришли инвесторы, от которых пошли уже совсем другие запросы, появилась бюрократия.

Для понимания, пример: мы в Киеве придумали активность, нашли партнера и знаем, что это будет интересно людям. Но вместо того, чтобы делать, мы должны отправить запрос директорам, объяснить все, получить разрешение, деньги и т.д. В результате, проект затягивается на 5-6 месяцев, делать его нет смысла.

А когда такое происходит раз за разом, мотивация исчезает. В результате, мы перегорели. И поняли, что строить компанию на две страны не получится. Это уже было не то, к чему мы стремились изначально".

В то время у Виталия обострилось желание уйти из киберспорта. Популярность индустрии привлекла к ней представителей других медиа, что начало негативно сказываться на качестве турниров. На него давили повальная бюрократизация и чувство того, что он вновь превратился в наемного работника. К тому же V1lat на то время уже стал отцом, и первые два года из-за разъездов не мог проводить достаточно времени с дочерью. Работать в привычном командировочном формате он не хотел, как и переезжать в Москву, поэтому решил окончательно уйти из RuHub.

Создание Maincast и планы на будущее

"За вторым разом все наконец-то получилось. Мы набрались опыта, заработали денег, чтобы инвестировать в себя, обросли связями – все сошлось. Maincast, возможно, пока далек от моего конечного видения, как я хотел бы объединить спортивное развлекательное телевидение с киберспортом, но эй, нам даже еще трех лет не исполнилось!

Плюс мы и так за это время достигли довольного много: несколько рекордов по просмотрам в истории Dota 2 и CS:GO, почти десяток освещаемых дисциплин, и несколько собственных турниров, включая LAN в Лондоне – и все это своими силами!

Кто-то предпочитает сделать один-два турнира за год – мы же научились работать на длинную дистанцию, сразу с несколькими дисциплинами и нигде не жертвуя качеством. Кто-то делает ставку на форму – нам же важно содержание. Ведь самое ценное в любом турнире – игра, и нам прежде всего следует сделать просмотр игры понятным, информативным и, конечно же, удобным, чтобы даже малознакомые с ней зрители могли проникнуться энергетикой противостояния двух команд. Здесь все так же, как и в любом другом виде спорта".

Однако киберспортивные дисциплины – лишь часть главного увлечения Виталия. Он признается, что любит именно "соревновательные игры". Поэтому вне работы на киберспортивных турнирах V1lat старается посещать матчи своих любимых "Волыни" и "Ливерпуля", турниры по баскетболу, а также любые спортивное событие, на которые может попасть.

"Не верьте никому, я не киберспортивный комментатор, а профессиональный спортивный болельщик. Я смотрю все подряд, потому, что я дичайший фанат спортивного продакшена. Да, я не особый любитель NASCAR, хоккея, крикета или волейбола, но при любом удобном случае я обязательно посмотрю их, потому что мне интересно, как работают комментаторы, как проходит трансляция, какие пускают титры".

1 августа 2020 года состоялся матч NBA между "Юта Джаз" и "Нью-Орлеан Пеликанз". Официальную трансляцию от MEGOGO смотрело более 200 тысяч зрителей одновременно. Ее комментировал Виталий, и, не смотря на весь свой немалый опыт в киберспорте, он признался, что испытал невероятное волнение. На трансляциях своего любимого вида спорта он выложился по полной, а спустя некоторое время откомментировал еще 17 матчей и финал сезона. К этому событию V1lat шел 25 лет.

"Рано или поздно я уйду из киберспорта. Да, я посвятил ему более половины своей жизни, но я хочу быть прежде всего спортивным комментатором. У меня до сих пор есть мечта: я хочу комментировать Олимпийские игры.

У нас появляется огромное количество стриминговых сервисов, у которых есть права на NBA, NHL, бейсбол, Лигу чемпионов, фигурное катание, биатлон и многое другое. И да, я хочу все это комментировать и готов связать с этим свою жизнь. В киберспорте мы все стареем быстрее, и в 40 лет нас уже отправят на свалку. А в большом спорте комментирование в 40 – это так, всего лишь начало".

Следующая публикация