Чем прикроем небо: Украина договаривается о закупке американских и французских истребителей

Чем прикроем небо: Украина договаривается о закупке американских и французских истребителей

Фото: ТСН.ua

Первая эскадрилья новейших самолетов должна стать на вооружение Воздушных сил Украины не позже 2025 года.

Украина рассматривает возможность закупки новых многоцелевых истребителей. Речь идет об американских F-16, французских Rafale или шведских Gripen. Это предполагает и Визия Воздушных сил до 2035 года. Однако ни конкретных договоренностей, ни денег пока нет. А это ни много, ни мало — $12 млрд (в целом на развитие авиации в течение 15 лет). Между тем сроки эксплуатации советских истребителей, которые находятся на вооружении Украины, подходят к концу. Меньше чем через 10 лет они не смогут выполнять боевые задачи. В условиях войны с Россией обновление боевого авиапарка Украине жизненно необходимо. Именно это может стать одной из главных тем переговоров Владимира Зеленского с Эммануэлем Макроном во время визита в Париж на следующей неделе.

ТСН.ua узнавал, на какие самолеты рассчитываем и сколько нам это будет стоить.

Несколько недель назад европейские СМИ написали, что Украина рассматривает возможность закупки многоцелевых французских истребителей Rafale, американских F-16 или F/A-18 Hornet (производства Boeing и других). Впоследствии об этом написали французские СМИ в контексте визита Эммануэля Макрона в Киев. Однако на днях посол Франции в Украине Этьен де Понсен уточнил, что визит будет, только наоборот, — Владимир Зеленский поедет в Париж. По информации ТСН.ua, Макрон решил не ехать в Киев из-за очередной вспышки COVID, которую Украина еще не преодолела.

Одним из вопросов повестки дня переговоров будет возможная закупка французских истребителей Rafale. Недавно их приобрела Греция. К тому же, французская пресса активно пишет, что Париж может продать Киеву б/у самолеты, что не так сильно ударит по бюджету Украины, и Франции поможет быстрее перейти на истребители нового поколения.

Действительно, Визия Воздушных сил до 2035 года, которую в марте на заседании профильного парламентского комитета представил командующий Воздушных сил, генерал-полковник Сергей Дроздов, на первом этапе предусматривает закупку 6-12 самолетов до 2025 года. Сейчас украинские летчики летают на МиГ-29, Су-27, Су-25 и Су-24М. Все они выпущены в 1981-1991 гг. Всего у нас более ста таких самолетов. Уже через 10 лет они не смогут выполнять боевые задачи. После начала войны с Россией Украина осталась отрезанной от доступа к запасным частям. По сути, мы не можем проводить нормальное обслуживание советского авиапарка.

Можем ли мы производить боевые самолеты своими силами? Если бы у нас были десятки миллиардов долларов и много времени, ответ однозначен — да. Сейчас Украина не имеет соответствующих технологий. Мы умеем производить только транспортные самолеты. Поэтому в условиях войны с Россией нам очень необходимо обновление парка истребителей.

По словам заместителя директора Центра армии, конверсии и разоружения по международным вопросам Михаила Самуся, штурмовая, ударная и бомбардировочная авиация будет переводиться на беспилотный компонент до 2030 года. И это уже началось, потому что мы приобрели турецкие Bayraktar. А истребительная авиация нам нужна с акцентом на противовоздушную оборону, чтобы на рубеже 2030-х советской авиации не осталось.

"На что реально можно рассчитывать? Количество достаточно значительное — я бы говорил о 48 самолетах. Это огромные деньги. Если взять стоимость F-16 — это до $ 100млн за штуку. Gripen и Rafale дешевле. По боевым возможностям нам все более или менее подходит. Кто нам предложит лучшую финансовую систему приобретения? Например Saab с Gripen славится тем, что может предлагать различные лизинговые программы. Чехия и Венгрия более 20 лет используют Gripen, но, что интересно, это не их собственность. Они их используют в лизинг. Французы уже открыли нам кредитную линию на вертолеты. Если по Rafale нам скажут, пока от вас ничего не надо, берите, понемногу будете отдавать, Украине это подходит. Еще посмотрим, что предложат США", — говорит ТСН.ua Михаил Самусь.

Первая эскадрилья новейших истребителей должна стать на вооружение Воздушных сил Украины не позже 2025 года. Времени почти не осталось, ведь львиную долю "съест" обучение пилотов и модернизация аэродромной инфраструктуры. К тому же, возникает вопрос цены. Словакии контракт на закупку 14 американских истребителей обошелся в $1,8 млрд. Болгария закупила эскадрилью F-16 за $1,2 млрд. Польша подписала контракт на поставку 50 самолетов F-16 еще в 2003 году. Но сейчас Варшава не сильно довольна приобретением, потому что американские истребители дорогие в обслуживании.

Спасительной шлюпкой для нас мог бы действительно стать кредит или лизинг. Тем более, что еще в 2018 году Украина и Франция подписали контракт на приобретение 55 вертолетов Airbus Helicopters для системы авиационной безопасности и защиты нашего МВД.

Новости с фронта: Зеленский посетил передовую и поблагодарил украинских защитников

Новости с фронта: Зеленский посетил передовую и поблагодарил украинских защитников
Статья из подборки новостей:
Зеленский Владимир Александрович
Следующая публикация