Досрочные парламентские выборы во Франции определили дальнейшую судьбу Макрона. В течение следующих почти трех лет до очередных президентских выборов он будет сталкиваться с оппозиционным правительством, хаосом и политической нестабильностью.
В воскресенье, 30 июня, во Франции прошел первый тур парламентских выборов. Французы избирают 577 депутатов нижней палаты – Национального собрания по мажоритарной системе. Второй тур назначен на 7 июля. Участие примут все кандидаты, которые в первом туре получили не менее 12,5%. Поэтому о том, кто сформирует новое правительство, можно с уверенностью говорить только после второго тура. Ведь некоторые кандидаты могут сняться в пользу соратников из других политсил, потому что в стране, по сути, проходят 577 отдельных выборов одновременно.
Но тренд уже очевиден. Впервые со времен Второй мировой победу одерживают ультраправые. И, похоже, это впервые с 1990 года, когда французский президент и правительство во главе с премьером будут из разных партий. В лидерах по данным МВД Франции антимигрантская и евроскептическая партия "Национальное объединение" пророссийской Марин Ле Пен с 33%. На втором месте, имея 28,1%, альянс левых "Новый народный фронт". И только на третьей строчке коалиция партий во главе с политсилой Макрона – 21%.
ТСН.ua уже писал, что досрочные выборы Макрон объявил 9 июня после поражения коалиции партий во главе с его политсилой "Возрождение" на выборах в Европарламент. Победу тогда одержала партия Марин Ле Пен. Многие критиковали Макрона за это решение, учитывая его однопартийцев и премьера Габриэля Атталя. Аналитики и эксперты предполагали, что Макрон делает ставку на то, чтобы дать Ле Пен и ее партии пора до следующих президентских выборов в 2027 году провалить все, что они обещают людям. Ведь действительно много обещаний "Национального объединения" – это откровенный популизм.
Тем не менее, на карту поставлено слишком много: не только личная судьба Макрона и его соратников, но и политика целого ЕС, учитывая рост популярности ультраправых в Германии, помощь Украине и неизвестность, ожидающую Европу после возможного второго "пришествия" Дональда Трампа к Белому дома. Чего ждать от результатов досрочных парламентских выборов во Франции, читайте в материале ТСН.ua.
Поражение Макрона: впереди хаос
В статье о предварительных результатах первого тура парламентских выборов во Франции Politico пишет, что, объявляя их 9 июня, Макрон хотел остановить ультраправых, как и резкое падение страны, но получил совершенно противоположный результат, поставив на грань выживания будущее собственной и тех партий, которые на на него ориентировались.
"Независимо от результатов голосования, французский кризис только начинается", – сказал бывший посол Франции в США Жерар Аро. Макрон победил на президентских выборах в 2017 году, став самым молодым лидером Франции со времен Наполеона. В том же году на парламентских выборах его партия "Вперед, республика!" получило абсолютное большинство в Национальном собрании – 308 из 577 мест. В 2017 году Макрон получил огромный кредит доверия французов, сравнимый с приходом к власти в Украине в 2019 году Владимира Зеленского и его "Слуги народа".
"Если второй тур досрочных выборов обеспечит парламентское большинство "Национальному объединению", Францией будут руководить, по крайней мере частично, политики, сделавшие себе имя, симпатизируя Путину, обещая разорвать (единство – ред.) ЕС, вести войну с миграцией и выйти из НАТО. Хотя партия Ле Пен и смягчила некоторые из своих острых позиций, но она остается глубоко скептической по отношению к основным политическим позициям Запада", — пишет Politico.
Эти досрочные парламентские выборы – экзамен для Эммануэля Макрона. Многие могут сказать, что французскому президенту уже нечего терять, ведь по конституции он сохраняет контроль над внешней политикой и обороной. К тому же это второй президентский срок Макрона – на выборах в 2027 году он больше не сможет баллотироваться. Однако "Национальное объединение" Марин Ле Пен и альянс левых "Новый народный фронт" жестко критиковали Макрона и его правительство за провальную по их мнению внутреннюю политику и чрезмерные расходы на оборону. Поэтому после второго тура 7 июля Макрон будет точно уделять больше внимания именно внутренним французским проблемам.
К примеру, за несколько дней до первого тура парламентских выборов, Марин Ле Пен напомнила, что именно французский премьер "имеет кошелек", из которого финансируются оборонные расходы. К тому же "Национальное объединение" традиционно является антимигрантской силой, неоднократно требовало возвращения французского взноса в бюджет ЕС и выражало несогласие с Брюсселем по поводу рабочих мест. Альянс социалистов, зеленых и коммунистов — "Новый народный фронт" — хочет значительно повысить минимальную зарплату и жилищные субсидии, отменить введенное правительством Макрона повышение пенсионного возраста (да и в целом пенсионной реформы, принимаемой в свое время под огромные протесты), снижение корпоративных налогов и налоговых льгот для богатых
Однако кто оплатит эти популистические обещания ультраправых и левых? Как только Макрон объявил досрочные парламентские выборы, финансовые рынки отреагировали мгновенно. Покупатели государственных облигаций уже рассматривают французский долг как инвестицию с таким же риском, как в Португалии. Reuters пишет, что французские госфинансы находятся под пристальным вниманием рейтинговых агентств, финансовых рынков и Брюсселя, потому что популистические обещания ультраправых и левых нечем покрывать. К примеру, "Национальное объединение" обещает снизить НДС по продаже энергоносителей, что до конца года обойдется бюджету в 7 млрд евро.
"Программа "Национального объединения" — это сугубо марксистская программа. Я хотел бы знать, кто будет платить по марксистской программе Марин Ле Пен", — отмечал министр финансов Бруно Ле Мер.
Поддержка Украины: что будет после выборов
Однако чтобы выполнить все, что ультраправые и левые наобещали людям, им нужно свое большинство в парламенте и правительстве. Первый тур выборов демонстрирует, что "Национальное объединение" может рассчитывать более чем на 230 мест в Национальном собрании. А для формирования большинства нужно минимум 289 мандатов. Но, как пишет France 24, прогнозировать что-то сложно, потому что впереди еще второй тур выборов, когда партии постараются создать альянсы в одних округах или выйти из других.
Макрон уже призвал к "широкому демократическому и республиканскому единению" против ультраправых. И, возможно, этот призыв и сработал бы, если бы не безумная поляризация и раскол во французском обществе. К тому же, эти досрочные выборы стали скорее вотумом недоверия к Макрону и его правительству. Многие обвиняют Макрона, что за время своего президентства он зачистил "центр", выступая одновременно против правых и левых. Пока же именно с последними, тоже во многом не поддерживающими "Национальное объединение" Марин Ле Пен, он мог бы ситуативно договориться.
Уже в понедельник ночью, 1 июля, сразу после оглашения результатов экзитполов, тысячи протестующих, поддерживающих левые силы, собрались на митинг против ультраправых в Париже. Лидер самой радикальной левой партии "Непокоренная Франция" Жан-Люк-Меланшон, кстати, тоже пророссийский и небольшой симпатик Украины, заявил, что во втором туре левая коалиция снимет своих кандидатов, которые в первом туре заняли третье место, чтобы победу не получили ультраправые. Однако это не означает, что их кандидаты будут сниматься в пользу альянса сил во главе с партией Макрона.
Многие обвиняют Макрона в решении пойти на досрочные парламентские выборы. "Наверное, Макрон надеялся, что высшая явка и более высокие ставки на национальных выборах повысят шансы его альянса. Однако общественное мнение во Франции, как свидетельствуют опросы, почти не изменилось после выборов в Европарламент", — пишет The Washington Post. Эксперты Atlantic Council отмечают, что решение Макрона пойти на досрочные выборы погрузили страну в один из самых серьезных политических кризисов, последствия которого как внутри страны, так и на европейской (именно Франция и Германия – две крупнейшие экономики блока) и международной арене трудно предсказать.
Пока западные СМИ пишут, что победа "Национального объединения" может повысить шансы Марин Ле Пен победить на президентских выборах в 2027 году, аналитики предполагают, что это может быть такой план Макрона дать "Национальному объединению" и лично. провалить все, что они обещают людям, потому что, наверное, и целого бюджета ЕС не хватит, чтобы профинансировать их популизм. Однако даже если это так, это очень опасная игра со многими неизвестными, что может привести к непредсказуемым последствиям.
"Что бы ни пытался утверждать Макрон, Франция будет значительно ослаблена в международных делах. В частности, это касается двух вопросов: Украины, где ультраправые и ультралевые выступают за более активное взаимодействие и переговоры с Россией; и ЕС, где две крайности политического спектра разделяют схожий евроскептицизм", – считает бывший посол Франции в США Жерар Аро.
Марин Ле Пен постоянно отмечала, особенно после того, как в феврале Эммануэль Макрон не исключил отправку западных войск в Украину, что никогда сапог французского солдата не ступит на украинскую землю. Хотя кандидат в премьеры от "Национального объединения" Жордан Барделла накануне первого тура выборов и заявил, что не позволит российскому империализму поглотить союзную Украину, вместе с этим он "избегал бы эскалации с Россией, которая является ядерным государством". Также существует риск, что Ле Пен начнет урезать оборонные расходы. Тем более, что она об этом уже публично заявила, а конституция четко не регулирует распределение полномочий по вопросам обороны и внешней политики между президентом и правительством.
Все это заставляет серьезно нервничать как Киев, так и Брюссель. Ведь в Германии – первой экономике ЕС – второй по результатам выборов в Европарламент финишировала ультраправая и пророссийская "Альтернатива для Германии". Первым был оппозиционный блок ХДС/ХСС. Уже сейчас на канцлера Олафа Шольца давят со всех сторон назначение досрочных парламентских выборов. Опросы свидетельствуют о том, что на национальном уровне поддержка "Альтернативы для Германии" падает. Однако и блок ХДС/ХСС меняет риторику: если еще год назад их представители отмечали необходимость увеличения поддержки Украины, то сейчас некоторые уже говорят о необходимости безусловных переговоров с Россией.