Модно, стильно, экологично: как одеваться, чтобы не вредить природе, и какие есть в Украине экобренды

Дата публикации
Поделиться:
WhatsApp
Viber
Модно, стильно, экологично: как одеваться, чтобы не вредить природе, и какие есть в Украине экобренды

УНИАН

Люди в мире стали покупать на 400% больше одежды, чем в начале 2000 годов.

Текстильная промышленность — второй загрязнитель планеты после нефтяной. Каждую секунду на планете сжигают грузовик тряпья. Если вещи не сжигать — они осядут на свалках на десятки лет. Их производство, потребление и утилизация таким же быстрыми темпами, как и развитие моды, загрязняют окружающую среду. И украинцы здесь чуть или не первые в мире — бедные, но от кутюр.

Можно ли жить и одеваться так, чтобы не вредить природе, и насколько мы готовы пожертвовать собственным комфортом ради спасения и сохранения Земли, выяснял ТСН.ua.

Мы пообщались с украинскими экостилистами и экопроизводителями одежды, которые поделись современными модными трендами и рассказали, какую одежду нужно покупать и как ее правильно выбрасывать и выбрасывать ли вообще.

Современные тенденции в моде

Ранее было модно иметь много обуви и вещей, а сейчас модно беспокоиться об окружающей среде. Поэтому сейчас в тренде экоткани, разумное потребление — сознательная мода и ресайклинг подход (ред. — recycling — вторичная переработка), рассказывает Елена Красноперова, консультант по sustainable & ethic wardrobe, волонтер всемирного движения "Fashion Revolution" и спикер всеукраинской экологично-образовательной платформы "Зеленая Школа", которая активно воплощает в жизнь концепции сознательного гардероба, eco-friendly гардероба для себя и своих заказчиков.

Каким же должен быть такой екогардероб, мы и расспросили Елену.

ЭКОтренды

Первый тренд в Украине — возвращение к истокам, ремеслам, натуральности.

Сейчас начинают носить ткани из конопли, хлопка и бамбука, крапивы. Также актуальным является пэчворк — имеет тот же эффект возвращения к рукотворным ремеслам, призывая более рационально использовать ткань. Большое количество дизайнеров начали привлекать к сотрудничеству и локальные микрообщины для изготовления своих коллекций, говорит экостилистк. 

Еще один тренд — этичность и cruelty free — это отказ от тканей и материалов, полученных жестокими способами. Мы говорим о мехе и коже, перьях. "Уже много брендов отказались от использования различных материалов животного происхождения. Другие заходят еще дальше, используя, например, банановый шелк, мирный шелк, кожу из растительных материалов. Этот тренд активно поддерживает и современная молодежь, и большинство звезд, такие как — Хоакин Кортес, Эмма Уотсон, украинские певицы Onuka и Jerry Heil", — отмечает Елена Красноперова.

Также активный тренд на высокотехнологичные, но биоразлагаемые материалы.

Большинство дизайнеров сейчас поддерживают идею "осознанного потребления": они уменьшают коллекции и делают их базовыми, чтобы одежду и аксессуары можно было носить много лет, а другие коллекции более персонифицированными, чтобы каждый человек, независимо от возраста, типа фигуры и цвета кожи смог найти для себя удачную вещь. У дизайнеров переход на новый вид репрезентации своего творчества: показы теперь все пытаются создать с минимальным углеродным следом.

Соответственно в обществе идет понимание и востребованность минималистичного, капсульного, энергосберегающего гардероба. Это когда мы покупаем качественные вещи, которые долго носятся и легко комплектуются, уверяет эко-стилистка.

УНИАН

Где лучше покупать одежду, чтобы не вредить природе

"Я считаю, что секонд-хенд — это новый экотренд. Многие знаменитости одеваются в секонде. Даже глянцевые журналы, которые раньше топили только за "от кутюр и лакшери" - начинают показывать то, что можно сочетать секонд-хенд из дорогой одеждой. Это нормально", — считает Елена.

Еще прекрасный выбор — винтажные магазины. "Удобно совмещать в гардеробе различные бренды: например, обувь и аксессуары лучше купить дороже, чтобы дольше носить (3-5 лет), а вот на одежде можно иногда и сэкономить, купить в секонд-хенде, в аутлетах или со скидкой. В то же время, важно обращать внимание на состав материала, из которого состоит вещь", — советует експерт.

Какой должна быть ткань и ее состав: какую одежда лучше выбирать

Конечно, лучше, когда материалы натуральные — они легко утилизируются и более здоровые для тела человека. Например, хлопок и бамбук, тенсел, купра. Однако сейчас много сборных составов, где одновременно сочетаются 2-3 вида волокон. Например, 10% — полиэстер, 90% — хлопок.

Так, по словам Елены Красноперовой, синтетические материалы вроде увеличивают стойкость к износу, но иногда это "сомнительное мероприятие". "Я замечу, что, если бренд качественный и та же футболка состоит из 100% хлопка — ее можно носить хоть 5 лет. Если же материал некачественный — вещь может начать портиться после второй стирки. Поэтому перед покупкой рекомендую прикасаться к вещам, попробовать растянуть их осторожно, помять... Это поможет понять качество", — советует экостилист и добавляет, что одно из правил — стараться покупать ответственные бренды, которые имеют более открытые технологические, производственные процессы.

Экобренды в Украине: насколько развиты и популярны

Я работаю стилистом уже 13 лет и 5 лет назад начала искать именно эко-ориентированные бренды. Сначала это было сложно, но на сегодняшний день ситуация значительно улучшилась. У нас появилось большое количество украинских брендов, которые создают очень крутую, стильную, качественную одежду. Если цель есть — все можно найти и подобрать. Сейчас это довольно доступно и даже доступно в вопросе ценовой политики, поделилась своим опытом Елена Красноперова.

УНИАН

Выбрасывать нельзя — ресайклинг/апсайклинг — шанс на вторую жизнь

А что это за украинские бренды, как они устроены, что делают с бывшей в употреблении одеждой и что предлагают, мы расспросили у их создателей.

Чтобы немного внести ясность, в ситуацию нужно разобраться в разнице двух похожих понятий: recycling и upcycling.

Recycling — это определенное обращение с отходами с целью получения нового сырья или материала и дальнейшего их использования для производства, хозяйства и тому подобное. Upcycling — это творческое преобразование отходов в предметы искусства, бытовые изделия, аксессуары, одежду. В отличие от вторичной переработки (recycling), upcycling не требует дополнительных производственных затрат на переработку, объясняет Олег Звонарев, основатель бренда Remade, который превращает старые кожаные вещи на новые и современные сумки, рюкзаки и аксессуары.

Что с recycling и upcycling в Украине

"Если говорить о Recycling одежды, в Украине таких проектов, кажется, вообще нет, и в мире мало таких полноценных примеров. Знаю один проект из Нидерландов, который занимается производством одежды из денима. Они собирают использованный деним, отделяют от него все лишнее (фурнитуру и т.д.) раскладывают ткань до уровня сырья для вряжи, производят нить, из нее прядут ткань и снова шьют деним. Можно себе представить количество задействованных процессов и инвестиций", — рассказывает Олег и добавляет, что это пример полноценного Recycling-производства одежды.

Но, по его словам, в большинстве же случаев есть предприятия (заводы), которые занимаются просто сбором сырья, или сортировкой, переработкой или производством тканей с переработанной пряжи. Затем эти ткани, как и обычные, покупают различные бренды одежды, но и в развитых странах это движение только начинается. Именно такому движению в фешен индустрии помогает Upcycling.

"Мне кажется, что вообще Upcycling-проекты не могут решить глобальные проблемы, у них есть проблемы с оптимизацией и масштабированием, это очень ухудшает коммерческую составляющую, зато они хорошо показывают, популяризируют идею переработки и делают ее более привычной для всех людей. Лично мне, хорошо видна разница, как реагировали люди на вещи Remade 5 лет назад и сегодня. И если говорить об украинских реалиях, то речь идет именно о Upcycling, так как Recycling-проектов в сфере одежды, у нас я не встречал", — говорит Олег Звонарев.

Новая жизнь старых кожаных вещей: проект Remade

Так, один из основателей Remade называет известные ему украинские проекты. В частности, по переработке денима в одежду, денима в сумки и аксессуары, переработке виниловых баннеров в сумки и чехлы, мастерская, которая перешивает старые кайт паруса в поясные сумки и рюкзаки, мужские рубашки в обложки блокнотов, мастерская, которая перешивает старые кожаные куртки на новые куртки, художник-каллиграф, который расписывает старые кожаные куртки, предоставляя им новый шанс в виде произведений искусства, и две мастерские включая Remade, перерабатывающих старые кожаные вещи на сумки рюкзаки и аксессуары.

"Все это очень локальные дела, которые влияют на информационный фон и формируют у людей понимание вторичного использования вещей и желание жить более экологически и разумно. Они являются лишь маленькими шагами, примерами для популяризации сознательного потребления", — убежден Олег.

Что же касается самого Remade, то он начался 6 лет назад совсем не как коммерческий проект и не с идеи по экологии. Просто как семейная мастерская для друзей и единомышленников. Учредители — Олег Звонарев и его жена Анна Сигорская.

Фото: Remade

Тогда в Украине тренда на Upcycling не было, разве что антитренд, на старые и секонд-хенд вещи. Сначала мы искали для этого проекта необычные материалы, а в результате придумали технологию как перерабатывать старые ненужные кожанки и нам показалось, что это хорошая идея. За эти годы мы многое совершенствовали в производстве и работали с оптимизацией всех процессов от сбора сырья до продажи готового продукта и все время соревновались за качество, рассказывает Олег.

А потом уже пришел тренд, мода, спрос и некоторая коммерческая выгода конечно. И все эти факторы положительно повлияли на наше дело. Сегодня мы частично позиционируем себя как Upcycling, но в первую очередь Remade - это качественные функциональные и уникальные вещи (сумки, рюкзаки, аксессуары) произведенные из старых кожаных, добавляет основатель проекта.

Где Remade берет сырье для своих изделий и можно ли им принести свою старую куртку

Есть несколько источников сбора сырья. Большинство кожаных вещей попадают в Remade из секонд-хенда, это товар который не продался после многих скидок и перемещений, ранее он попадал на склад-свалку а затем выбрасывался, сейчас его откладывают и где-то ориентировочно раз в месяц забирают из разных магазинов и точек по городу за определенную плату.

"Обычно, это достаточно качественная кожа огромных размеров иногда с повреждениями или просто супер странного фасона, который невозможно надевать в виде куртки", — говорит Олег Звонарев.

Еще часть передают благотворительные фонды и организации по сбору вещей. Также Remade бесплатно принимает вещи от людей, которые решили избавиться от ненужных кожанок и не смогли их продать на барахолках. Таким счастливчикам на постоянной основе предоставляется скидка 10% на изделие из своей старой вещи или так же 10% на покупку уже готового изделия за принесенную старую кожанку.

Как происходит процесс преобразования куртки в аксессуар

Как рассказал Звонарев, сначала куртки накапливаются в мастерской. Их развешивают на релах по цветам, чтобы легко было найти нужный. Обычно в наличии есть 600-800 шт. разного цвета, блеска, размера и плотности. Далее куртку вспарывают, чистят кожу, иногда подкрашивают, делают раскрой кожи и нейлона для армирования, распыляют клей, склеивают (армируют) кожу с нейлоном, сшивают изделие. Затем назначают готовому изделию артикул, фотографируют и размещают на сайте. После покупки товар исчезает с сайта — его пакуют и отправляют клиенту.

По градации весь процесс работы с кожей устроен так: из куртки шьется рюкзак или сумка, из остатков шьются бананка (поясные сумки), с еще меньших лоскутков делается пэчворк полотна, а из них снова шьются рюкзаки.

В Remade есть два пути заказа. Первый — приобрести товар из имеющихся на сайте. Второй — заказать нужную модель в любом цвете из имеющихся курток.

Рюкзаки, сумки и кошельки с остатков ткани и ненужной одежды

Еще один украинский upcycling-бренд "Potrib" имеет целью помочь экологии, выступая за сознательное использование остатков ткани и ненужной одежды. Вы даже можете самостоятельно принять участие в создании аксессуара, подбирая комбинацию цветов.

"Potrib" — это пространство, где создают интересно-полезные аксессуары и вещи, используя баннеры, обрезки из текстильных предприятий и ненужную одежду. Так, "Potrib" создает рюкзаки, кошельки, сумки а также чехлы для ноутбуков и планшетов.

Команда состоит из трех человек, двое из них, Илона Шевчук и Владимир Мазан — работают на производстве. Dream team уже подарила жизнь около 150 рюкзакам.

Фото: instagram/potrib

Инициативные и творческие личности работали во Львове, но недавно перебрались в Хмельницкую область. Как рассказала основательница бренда Илона, путь "Potrib" начался в 2018 году с идеи, когда во время учебы девушка изучала тему сортировки мусора: "Было желание реализовать полезные идеи. Мы начали с ненужной одежды, и со временем видоизменялись".

Ценностью бренда является переработка, которая имеет в себе креативный подход, поэтому команда начала с использования в производстве обрезки из текстильного предприятия, котрые остались в процессе производства пуфов. Эти обрезки бывают разной формы и размера, что дарит неповторимости каждому изделию: "Сшивая в кучу клочки — мы создаем новые полотна, а дальше кроим детали будущих изделий. Именно так и был создан первый рюкзак", — поделилась Илона.

У материалов, котоые использует команда для создания сумок, имеются значительные сильные стороны: грязе- и водоотталкивающая ткань, компактность, прочная фурнитура, плотная стропа и беспрекословно — яркий дизайн.

"Конечно, есть идеи внедрения нового материала. Мы готовы сотрудничать и считаем важной заинтересованность в этом деле".

Дизайн аксессуаров "сложился исторически". В начале с командой работала Маша Кузнецова, который сделал весомый вклад в дизайн рюкзаков. Главная цель бренда "Potrib" — привлекать внимание, показывать личный пример и разрушать мифы по развитию собственного дела. И конечно самое главное: спасать мир, не загрязняя его.

Какие в Украине есть еще upcycling-бренды

К примеру, львовский бренд Slow.ly создает аксессуары и одежду из необычных материалов. Мастера используют остатки от производства туристического оборудования, парашютов или парапланов. Цель бренда — привлечь внимание к повторному использованию материалов и побудить человечество к осознанному шопингу.

Не менее интересно заглянуть в мир 3,14BAN — это бренд современной культуры осознанного потребления, который создает вещи из использованных баннеров. Материал очень прочный и влагостойкий и может раскладываться до 100 лет. Таким образом — специалисты бренда помогают экологии и создают уникальные аксессуары. А если вдруг у вас есть ненужный рекламный баннер — отдайте его инициативе и получите скидку на готовый продукт.

The oversized — также апсайклинг-проект, который превращает винтажную или стоковую мужскую одежду на женскую. Кроме того, бренд занимается индивидуальным перешивом: можно принести и переделать свою вещь. Миссия бренда — создавать безопасную моду.

Куда можно сдать вещи на благотворительность

Все экоореинтированные стилисты, производители и сортировочные станции призывают людей быть разумными модниками и стараться не выбрасывать поношенные, но в нормальном состоянии вещи на свалки. Что же с ними делать — вариантов множество.

Кроме возможности переделать и "переформатировать" старые вещи, в Украине можно помочь тем, кто в этом нуждается, но не может себе позволить. То есть отдать свои вещи на благотворительность.

Помочь можно в каждом украинском городе:

Банки вещей при Обществе Красного Креста (redcross.org.ua)

Банки одежды Красного Креста работают во всех областях Украины: с перечнем адресов можно ознакомиться по ссылке. В Обществе принимают одежду, обувь, предметы домашнего обихода. Но прежде всего важно, чтобы вещи были чистыми и в хорошем состоянии. Организация передает вещи тем людям, которые тз-за трудной жизненной ситуации не могут покупать одежду сами.

Благотворительный фонд "Каритас"

Этот фонд также работает по всей Украине. На карте сайта можно выбрать ближайшую локацию. Вещи получают многодетные семьи, сироты, переселенцы и люди с инвалидностью. Можно приносить любую одежду, обувь, посуду и игрушки. Важно, чтобы одежда была в хорошем состоянии и ее могли использовать другие люди.

Для удобства можно воспользоваться специальным сервисом helpmap.io: его создали два украинца, чтобы помочь людям найти места, куда можно сдать ненужные им вещи, а благотворительным организациям — получить материальную или волонтерскую поддержку. Именно на этом сайте вы можете увидеть ближайшие локации в вашем городе:

  • реабилитационные центры
  • детские дома
  • приюты для животных
  • контейнеры по сбору одежды
  • фонды

На карте обозначены адреса и наименования ближайших учреждений, которым нужны разные вещи: от одежды до обуви. Отображение организаций можно отфильтровать по категориям. Так, одеждой вы можете помочь как взрослым, так и детям. Также на сайте есть специальный раздел "Текстиль": выбирая его, вам будет легче отфильтровать учреждения, которым необходима помощь.

Кроме того, помочь можно и приютам для животных, ведь там тоже нуждаются в вещах, особенно в холодный период. Часто нужны простыни и одеяла.

Утилизация одежды

Станция сортировки "Украина без мусора"

Если одежда уже "безнадежна" — лучше не пополнять местные помойки, а отправить вещи на специальные станции, где одежда и обувь утилизируют высокотемпературным сжиганием.

Общественная организация "Украина без мусора" с 2015 работает над тем, чтобы предоставить системные возможности для украинцев разделять свои бытовые отходы и тем самым уменьшать негативное воздействие на окружающую среду. Миссия организации — научить людей ответственной культуре обращения с отходами и остановить захоронение мусора на свалках.

Опция утилизации платная, потому что в нее входит стоимость приема, досортировки, логистики и ответственной утилизации высокотемпературным сжиганием на предприятии. Во время приема одежды и обуви консультанты помогут вам перевести их в пакет соответствующего размера, чтобы определить стоимость услуги. Цена зависит от объема пакета:

  • пакет 120 л — 250 грн.;
  • пакет 60 л — 125 грн.;
  • пакет 20 л — 50 грн.

Станция расположена в Киеве, по адресу ул. Саперно-Слободская, 25. Время приема — среда-пятница с 14:00 до 19:30 и суббота-воскресенье с 10:00 до 15:30. Во время локдауна станция закрыта для посещения, но доступны около 20 октабин на рампе. Если вы из другого города — безнадежно изношенную одежду и обувь можно отправить в "УБМ" и курьером, и по почте.

Следующая публикация