Операция-ликвидация: как режим Лукашенко поставил под угрозу безопасность гражданской авиации

Дата публикации
Поделиться:
WhatsApp
Viber
Операция-ликвидация: как режим Лукашенко поставил под угрозу безопасность гражданской авиации

ТСН.ua

Захват самолета рейса Афины-Вильнюс еще больше доказывает, что политика ЕС в отношении Беларуси, а тем более в отношении России, была ошибочной.

Режим Лукашенко, а с ним и вся Беларусь, рискует оказаться в полной международной изоляции. Евросоюз уже рассматривает возможность закрытия авиасообщения и наземного транзита со страной. Беспрецедентный случай с вынужденной посадкой в Минске коммерческого рейса Ryanair Афины-Вильнюс, который можно квалифицировать как акт терроризма, поставил под большой знак вопроса безопасность международных пассажирских авиаперевозок в принципе. Президент Украины Владимир Зеленский уже поручил Кабмину рассмотреть вопрос ограничения авиасообщения с Беларусью. 

В воскресенье, 23 мая, из-за якобы сообщения о минировании пассажирского рейса Ryanair, Беларусь принудительно посадила самолет на минском аэродроме. Позже оказалось, что по личному распоряжению Лукашенко Беларусь подняла в небо истребитель МиГ-29, который и направил гражданский самолет на посадку, хотя до аэропорта Вильнюса оставалось 75 км. Никаких взрывных устройств не нашли. Зато задержали бывшего главного редактора и основателя Telegram-канала NEXTA (который был главным координатором белорусских протестов после сфальсифицированных президентских выборов в августе 2020 года) Романа Протасевича, которому грозит смертная казнь.

ТСН.ua разбирался, первый ли это случай в истории гражданской авиации, как мир будет усиливать давление на режим Лукашенко, в заложниках у которого почти 10-миллионная страна, и причем здесь российские спецслужбы.

Акт терроризма

Украинский сегмент Facebook традиционно разделился на несколько лагерей. Одни шутят, что режиму Лукашенко понадобилось совершить акт терроризма, чтобы фракция "Слуга народа" исключила из своих рядов большого поклонника белорусского диктатора Евгения Шевченко. Ведь даже его личный визит к Александру Лукашенко в апреле не стал для "слуг" весомым аргументом. В отличие от этого сообщения в Telegram-канале Шевченко: "В Минске задержали основателей NEXTA. Вот государственность!".

Другие видят в заявлении советника главы ОПУ Михаила Подоляка (который начинал журналистскую карьеру в Беларуси) косвенное подтверждение существования спецоперации в отношении 33 вагнеровцев, которых якобы планировалось задержать, посадив самолет Минск-Стамбул в Украине. Подоляк назвал инцидент с рейсом Ryanair прямым проявлением международного терроризма, обвинив Москву, мол, в свое время РФ готовила что-то подобное для Украины в виде несуществующей спецоперации.

Ну а пока украинские политики ссорятся, приведем немного сухой статистики. Опрос КМИСа за февраль этого года показывает, что 30% украинцев доверяют самопровозглашенному президенту Беларуси Александру Лукашенко. И поведение Владимира Зеленского в начале президентства очень напоминало руководителя колхоза, с которым часто сравнивают последнего европейского диктатора.

Какие уроки из инцидента с самолетом Ryanair должны вынести поклонники Лукашенко в Украине?

Во-первых, каждый из нас хочет быть уверенным, что садясь в самолет мы безопасно доберемся из пункта "А" в пункт "Б". За это отвечает Чикагская конвенция 1944 года. Просто так для задержания человека, находящегося на борту, перехватывать и силой сажать самолеты нельзя — это нарушение Чикагской конвенции. Есть исключительные случаи, например, угроза терроризма или безопасности страны, в воздушном пространстве которой находится самолет.

Поэтому, во-вторых, белорусские диспетчеры и начали говорить пилотам о якобы взрывчатке на борту. Когда же оказалось, что аэропорт Вильнюса ближе, чем Минска, по личному распоряжению Лукашенко в воздух подняли истребитель, сопровождавший пассажирский рейс Афины-Вильнюс на посадку в Минск. Однако больше мы сможем узнать, если Ryanair опубликует расшифровку переговоров пилотов с диспетчерами.

В-третьих, в Минске самолет и пассажиров продержали пять часов. Взрывчатку не нашли, а Романа Протасевича задержали.

Польский премьер Матеуш Моравецкий назвал это актом государственного терроризма. Компания Ryanair — воздушным пиратством. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель — актом государственного пиратства. Генсек НАТО Йенс Столтенберг высказался за проведение международного расследования. А вот некоторые европейские эксперты говорят, что перехват европейского самолета можно расценивать, как нападение на страны-члены Альянса.

В-четвертых, появлялась информация о причастности к этому акту терроризма сотрудников российских спецслужб, которые "вели" Протасевича до самого Минска. Ведь уже в Вильнюс, по информации NEXTA, самолет вылетел без Протасевича и его девушки (которая является гражданкой России) и еще четырех россиян. Москва это отрицает. Однако Греция, откуда летел рейс Ryanair — единственная страна ЕС, которая пускает граждан России по туристическим визам. Но вопрос, как граждан России пустили на рейс в Литву, которая россиян не пускает.

Прецедент для мира

Литва запретила посадку и вылет самолетов, которые летят транзитом через Беларусь. Не дожидаясь официальных запретов, авиакомпании уже начали обходить воздушное пространство Беларуси. К примеру рейс Austrian Airlines Вена-Москва летел сегодня через территорию Украины, Wizzair Киев-Таллинн и air-Baltic Рига-Одесса облетали Беларусь через Польшу. Lufthansa, Turkish Airlines и Air France продолжили летать через Беларусь транзитом и осуществили прямые рейсы в Минск. Однако в понедельник вечером , 24 мая, рейс Минск-Франкфурт долго не выпускали из аэропорта из-за якобы угрозы минирования.

В защиту незаконных действий режима Лукашенко уже стала Москва. По словам задержанного Романа Протасевича, еще в аэропорту Афин за ним следил русскоязычный человек, пытаясь сфотографировать его документы. А потом просто развернулся и ушел, хотя был впереди в очереди. Министр иностранных дел Сергей Лавров сразу же напомнил о двух по его мнению аналогичных случаях с самолетами, обвинив США и Украину. Однако Кремль, как всегда, врет.

Является ли перехват белорусской военной авиацией пассажирского коммерческого рейса Ryanair первым прецедентом в истории гражданской авиации? Да. И это уже квалифицируется, как акт пиратство и терроризм. Так о чем же тогда говорит Лавров?

Кейс №1. Внеплановая посадка самолета президента Боливии Эво Моралеса в аэропорту Вены в 2013 году из-за подозрений, что на борту может находиться экс-сотрудник ЦРУ Сноуден, которого США обвинили в шпионаже и объявили в розыск.

Тогда Франция и Португалия якобы закрыли свое воздушное пространство, а самолет запросил посадку в Вене. Моралес как раз возвращался из Москвы, где находился с визитом. Однако ни одна из европейских стран не поднимала в небо свои военные истребители. Самолет обыскали, Сноудена, который сейчас живет в Москве, не нашли.

Кейс №2. Возвращение самолета "Белавиа" Киев-Минск обратно в Жуляны осенью 2016 года. Тогда это сделала СБУ из-за гражданина Армении, который угрожал национальной безопасности Украины.

"Белавиа" сообщила, что украинские спецслужбы угрожали поднять в небо истребители, если пилоты откажутся разворачивать самолет. Однако никакой военной авиации в небе замечено не было. А по странному стечению обстоятельств адвокатом этого армянского гражданина, который судился с СБУ, была Елена Лукаш — министр юстиции времен Януковича.

Санкции и последствия

Поэтому перехват белорусскими истребителями пассажирского рейса Ryanair можно считать первым в истории гражданской авиации прецедентом. Без надлежащей оценки и санкций со стороны международного сообщества и ICAO (Международная организация гражданской авиации ООН), это может "развязать" руки другим использовать те же методы. Например, если какая-то страна не выдает человека, который в другом государстве проходит по уголовному делу и объявлен в розыск. Получается, что последняя может спокойно поднять в небо свои истребители, развернуть самолет и задержать нужного им человека.

Евросоюз собирается признать воздушное пространство Беларуси опасным для полетов, запретить "Белавиа" приземляться в аэропортах ЕС и заблокировать наземный транзит в ЕС по Беларуси. Но подействует ли это на режим Лукашенко? Вряд ли. Вместе с другими санкциями против Беларуси это еще больше будет способствовать превращению страны в "европейскую Северную Корею", которую без проблем поглотит Россия.

Параллельно с перехватом самолета Ryanair, Лукашенко подписал три закона, которые еще больше ограничивают свободу прессы и массовых собраний, а за неделю до этого закрыл еще один белорусский информационный портал.

"Меня здесь казнят" — таковы были слова Романа Протасевича перед задержанием. Захват самолета рейса Афины-Вильнюс еще больше доказывает, что политика ЕС в отношении Беларуси, а тем более России, была ошибочной. Нужны новые точечные подходы и санкции, которые ударят по режиму Лукашенко. Иначе почти 10 млн белорусов окажутся в заложниках последнего диктатора Европы без возможности покинуть страну.

Новости мира: 8 стран Европы обвинили Беларусь в воздушном пиратстве

Новости мира: 8 стран Европы обвинили Беларусь в воздушном пиратстве
Следующая публикация