Перейти к содержанию
Парадоксы украинского шоу-бизнеса: сколько на самом деле зарабатывают артисты и как коронакризис убивает индустрию
  • Количество просмотров 11365

Гонорары наличными и отсутствие контрактов — как музыкальная индустрия уклоняется от налогов

В этом году агентство музыкального консалтинга Soundbuzz при поддержке Украинского культурного фонда провело первое открытое исследование музыкального рынка. Какая часть украинского шоу-бизнеса находится в "тени", почему музыкальная индустрия тяжело переживает коронакризис и почему в Украине такие дорогие билеты на концерты иностранных артистов — в материале ТСН.ua.

"Тень" и работа "на доверии", несмотря на его отсутствие

69,3% украинских артистов не являются юридически оформленными, то есть работают "в тени". Для других звеньев индустрии (промоутеры, лейблы, билетные операторы, паблишеры и т.д.) "теневая" доля ниже — 28,7%. Однако и это вовсе не означает, что они более прозрачно ведут свою деятельность: во-первых, музыкальный рынок — это рынок наличных, во-вторых, он пытается избежать уплаты налогов любым законным и не очень способом (впрочем, как и любой украинский бизнес).

Например, 43,8% концертных промоутеров оформляют свою деятельность как физические лица-предприниматели, а ФЛП могут выбирать между общей и упрощенной системе налогообложения. Юридические лица, занимающиеся гастрольной деятельностью, по законодательству должны работать исключительно на общей системе налогообложения. Это правило часто игнорируется — концерты называются "другой коммерческой деятельностью", налоги уплачиваются по искусственно сниженным ставкам.

В то же время, 74,7% артистов не имеют никаких юридических документов о сотрудничестве с любыми участниками экосистемы музыкального рынка. То же самое наблюдается и в других звеньях музыкального бизнеса: без контрактов работают 81,8% представителей музыкального продакшна, 65,9% менеджеров, две трети (74,7%) гонораров за выступления выплачиваются "кэшем". Правда, есть нюанс: "на доверии", игнорируя юридическое оформление, работают только с украинскими артистами — с иностранными работа ведется согласно законодательства.

И это ответ на вопрос, почему у нас такие дорогие концерты зарубежных артистов. Дело не в том, что иностранные исполнители иногда имеют для Украины "повышенный" гонорар. Украинский промоутер, выплачивая деньги за границу, должен заплатить около 54,5% налогов (20% НДС, 18% налог на прибыль предприятий, 15% налог на доходы нерезидентов и 1,5% военный сбор). Соответственно, стоимость иностранного артиста дорожает более чем в 1,5 раза. А еще — неудобная в рамках европейского тура артиста логистика, отсутствие площадок на нужные даты и концертной инфраструктуры за пределами Киева. Да, вам не кажется — иногда билеты на лоукост Киев-Берлин-Киев и немецкий концерт любимого артиста стоят почти столько же, сколько поход на него в Киеве.

Однако, говоря о работе "на доверии" внутри страны, существует ли это "доверие"? Во время исследования музыкального рынка его игроков попросили оценить эффективность работы друг друга. Достаточно положительную оценку получили только студии звукозаписи, скорее удовлетворительное (но с негативной окраской) — концертные площадки, музыкальные лейблы и музыкальный менеджмент. Худшую оценку получили сфера музыкального образования и организации коллективного управлением авторскими и смежными правами. И это о еще один своеобразный парадокс: музыкальная индустрия — есть, люди, которые в ней работают, — есть, надлежащей подготовки кадров и системы сбора и выплаты роялти — почти нет.

Бедные, потому что необразованные?

Индустрия регулярно говорит о нехватке кадров — в частности, профильных музыкальных менеджеров. "Я по специальности журналист. Пришел в музыкальный менеджмент, потому что не было специалистов, способных выполнять эту работу. Мы всему научились сами. Думаю, что такая же история и у большинства наших коллег ", — говорит Егор Кирьянов, менеджер группы The Hardkiss.

По субъективной оценке собственных компетенций, работники музыкальной индустрии достаточно средне юридически осведомлены — так, достаточными свое знание законодательства считают лишь трое из пяти. Артисты же имеют средний уровень бизнесовых знаний (только каждый пятый уверен в их достаточности) и плохой — юридических (только один артист из 11 имеет достаточные правовые знания для защиты своей интеллектуальной собственности). В то же время с использованием контента без разрешения сталкивались двое из пяти артистов (38,7%), и лишь каждый шестой, чьи права были нарушены, смог их отстоять (15,6%). А каждому пятому украинскому артисту (20,6%) безразлично, используют ли его песни без его ведома. Но это все — недополученная прибыль.

Космические гонорары и жизнь в роскоши — распространенный стереотип. Согласно опросу, каждому четвертому артисту музыка не приносит дохода (24%). В то же время почти половина (48%) получают прибыль меньше 50 000 гривен в год — в пересчете на месяц это меньше определенного госбюджетом Украины на 2019 размера минимальной заработной платы (4 173 гривен). Совокупно только 11,8% имеют прибыль выше средней зарплаты по стране.

Дохід артистів від музичної діяльності у 2017-2019 році
Доход артистов от музыкальной деятельности в 2017-2019 году

"Новые проекты появляются, но они не обладают достаточным количеством ресурсов (деньги, люди, инструменты) для мощного выхода на рынок. То, что я вижу сейчас, — большинство из них называет себя "независимыми" от продюсеров, менеджмента, структур, форматов. Они путают музицирование с музыкальным бизнесом и, как следствие, двигаются очень хаотично, без запланированных действий, без стратегий, видения, конкретных целей", — говорит Юрий Никитин, генеральный директор Mamamusic. И это одна из фундаментальных проблем украинского музыкального рынка как собственно рынка — согласно опросу, каждый третий артист (30,7%) воспринимает свою музыкальную деятельность как хобби. И только для чуть более трети (37%) артистов музыка является основным источником доходов. Большинство из них — даже очень известные — имеют другую, "нормальную" работу.

Замкнутый круг концертов

2020 год стал для музыкальной индустрии не просто тяжелым — он фактически отправил ее в нокаут. Сначала запрет, а затем существенное ограничение проведения массовых мероприятий и передвижения почти оставили украинских артистов без средств к существованию — стабильными заработками могут похвастаться разве те, кто активно отрабатывал "политические" концерты накануне выборов. О концертах зарубежных артистов говорить и вовсе не приходится.

Так случилось в том числе и из-за того, что основной заработок украинских артистов — концерты в Украине и за рубежом. Существуют и пассивные источники дохода: стриминг, цифровые продажи музыки, лицензирование, роялти, — однако даже совокупно их нельзя сравнивать с концертными заработками. Меньше всего пандемия затронула сферу звукозаписи, однако коронакризис рано или поздно скажется и на ней.

Основні джерела доходу артистів від музики
Основные источники дохода артистов от музыки

Поскольку рынок фактически "теневой", то государство почти не может ему помочь — система институциональной помощи через Украинский культурный фонд работает только для "белых" юрлиц. К тому же в Украине до сих пор не завершена реформа коллективного управления авторскими и смежными правами, а следовательно, артисты не получают полный объем роялти. Кроме того, украинский музыкальный рынок недополучает значительную часть собственных заработков — собственно, из-за самих украинских слушателей. Согласно исследованию GfK Ukraine, сегодня 71% украинцев загружают музыку с пиратских файлообменников, 29% — загружают музыку с торрентов, 80% — используют одновременно и легальные, и пиратские ресурсы для прослушивания музыки. Лишь 13% украинцев загружают музыку с платных ресурсов. Эти деньги могли бы спасти индустрию во времена кризиса. Ведь музыка — такой же продукт, как хлеб или молоко, а значит за нее нужно платить.

То, что невозможно посчитать

В прошлом году Кабмин утвердил перечень видов экономической деятельности (на основе КВЭД-2010), которые относятся к креативным индустриям — в частности, речь и о музыкальной. Однако это её не выделило: музиндустрия так и осталась частично совмещенной с театральной, частично — с ТВ и радиовещанием, частично — работать под КВЭД, которые не попали в список "креативных". Невозможно сосчитать даже очевидное: количество официально зарегистрированных артистов и концертных площадок — первые не имеют отдельного КВЭД, вторые часто работают как заведения общепита (большинство маленьких концертов происходит в ночных клубах и барах).

Даже общий объем собственно концертного рынка эксперты оценивают "на глаз" — во-первых, из-за большой "теневой" доли, во-вторых, потому что индустрия сама себя не подсчитывает. Вы можете найти подробную ежегодную аналитику музыкальных рынков США, Великобритании, Франции или даже Польши и Венгрии — их формируют не местные государственные органы статистики, экономики или культуры, а сама индустрия как заинтересованная сторона. Украинский музыкальный рынок предпочитает оставаться терра инкогнита: мол, меньше публичных цифр — меньше вопросов со стороны государства.

Обсяг європейських концертних ринків (2019 рік)
Объём европейских концертных рынков (2019 год)

По мнению экспертов, примерный объем концертного рынка Украины по состоянию на 2019 (до пандемии) можно оценить в 3-4 млрд грн (90-120 млн евро), а количество музыкальных событий разного масштаба — более чем три тысячи мероприятий в год. Если сравнивать с другими странами, то украинский рынок в денежном эквиваленте близок к польскому и греческому, значительно меньше немецкого, английского или французского, однако больше португальского, финского, венгерского и чешского.

Оставьте свой комментарий